Только вчера мы сообщали о том, как водителя Audi, перестроившегося прямо перед другим автомобилем, лишили прав. Очень похожую ситуацию обсуждают у нас на форуме. Пользователи не могут сойтись во мнении насчет очередности проезда автомобилей на перекрестке ул. Бровки и ул. Платонова. Мы обратились к человеку, который любит распутывать загадки по ПДД, — к эксперту сайта «Правильный водитель» Юрию Краснову.
Ситуация очень характерна для наших улиц. С ул. Бровки на ул. Платонова разрешен поворот направо с двух полос. Уже конфликт! Почему? Дело в том, что у нас крайний правый ряд — это почти всегда «бег с препятствиями»: общественный транспорт, медленные грузовики и, конечно, парковка заставляют перестраиваться. Поэтому тот, кто едет правее (условно автомобиль №1), сразу пытается попасть в крайнюю левую полосу ул. Платонова. А на нее, в общем-то, обоснованно претендует «сосед», тоже поворачивающий направо (автомобиль №2), но из среднего ряда. Более того, усугубляет ситуацию движущийся навстречу и поворачивающий налево автомобиль №3, водитель пытается сделать это одновременно с двумя первыми коллегами-автомобилистами.
Совместными усилиями создав проблему, ГАИ и проектировщики ушли в сторону, предоставив водителям почетное право самим ломать копья в спорах и разбираться в искусственно придуманных условностях ПДД. Итак, в какой последовательности должны ехать автомобили №1, 2 и 3?
Мнения участников форума разделились. Кто-то цитировал пункт 65.2 ПДД: при повороте направо транспортное средство должно двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги, если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения. Кто-то посчитал, что это тот самый случай, когда очередность проезда не оговорена правилами и нужно вспомнить про пресловутую помеху справа.
«Т.к. на перекрестке нет соответствующей разметки, значит по правилам 1, 2, 3 получается. ибо "ближе к правому краю" не есть "в крайнюю правую". хотя это каг бэ и не совсем логично...» — считает FastForward (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены).
«2 и 1 имеют преимущество перед 3 и едут одновременно. 1 видя препятствие пропускает (если надо останавливается) второй, перестраивается на 2 полосу и продолжает движение», — не соглашается TVMAN.
Спор дошел до того, что автомобилисты готовы были выехать на перекресток и решать загадку в реальных дорожных условиях. Но Юрий Краснов предложил обойтись без этого.
— Принципиально ситуацию нужно разбить на два этапа: проезд перекрестка и перестроение после проезда перекрестка. Это важный момент, — комментирует эксперт сайта «Правильный водитель». — Сначала рассмотрим проезд перекрестка. Автомобиль №3, поворачивающий налево, должен уступить дорогу машинам №1 и 2. Это сказано в пунктах 103 (при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо) и 111 (при повороте налево или развороте водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге прямо или направо) ПДД.
Теперь надо бы разобраться, кто из оставшихся двух водителей (№1 и 2) должен уступать дорогу. В идеальных условиях, созданных в головах инспекторов ГАИ и проектировщиков, они бы шли параллельным курсом. Но в реальности водитель автомобиля №1, увидев препятствие, часто пытается попасть сразу в крайнюю левую полосу. Участники форума справедливо заметили: это не повод выталкивать автомобиль №2 на встречную. Получается, нарушает водитель №1? По словам Юрия Краснова, здесь уместно как раз вспомнить пункт 65.2 ПДД:
— Водитель автомобиля №1 должен двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги. Совершать перестроение на перекрестке ему запрещено. Пользоваться пунктом 66 (если транспортное средство из-за своих габаритов либо по другим причинам не может выполнить разворот, поворот налево или направо с соблюдением требований пунктов 63, 65 и 77 настоящих Правил, допускается производить его с отступлением от этих требований, если это не создаст препятствия для движения других участников дорожного движения) он может, но не создавая препятствия для движения водителю автомобиля №2. Участники форума упомянули формулировку «иной порядок движения» из этого же пункта правил. Но иной порядок касается автомобиля №2, который выполняет поворот направо не из крайнего правого положения, чтобы дать свободу маневра автомобилю №1.
Что же делать автомобилю №1? Ответ эксперта такой: уступать дорогу водителю №2 при перестроении из первой полосы во вторую. Все осложняется тем, что к этому моменту и автомобиль №3 успел повернуть, фактически завершив проезд перекрестка.
— Тут вспоминаем второй этап — перестроение после проезда перекрестка, — говорит Юрий Краснов. — Фактически именно это придется выполнять автомобилю №1. Выходит, он должен уступить и машине №3, успевшей завершить проезд перекрестка, поскольку уже действует пункт 59 ПДД: при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения направления их движения.
Таким образом, по словам эксперта, первым должен проехать автомобиль №2, затем водитель №3 (если он завершил проезд перекрестка) и только потом машина №1. Как считает Юрий Краснов, здесь уместно вспомнить про взаимовежливость и помощь друг другу. Однако, на наш взгляд, всей этой неразберихи легко было бы избежать, если бы нанесли разметку 1.7, обозначающую полосы движения в пределах перекрестка. Но видимо, пока это непосильная задача для города.