Изменение движения на пл. Бангалор в Минске неожиданно стало одной из главных новостей недели. Как там теперь ехать? Куда перестраиваться? А если поворачивать налево? Прокомментировать и продемонстрировать, как нужно ездить, согласился председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник, непосредственно разрабатывавший нынешнюю схему движения. Он дает простую рекомендацию: «Нужно двигаться не меняя полосу и руководствоваться разметкой. Сейчас из-за ненужных перестроений теряется до 5—7% пропускной способности. Столько же — при проезде некоторыми водителями на красный сигнал светофора». Тем не менее, по данным председателя БАЭС, пропускную способность удалось увеличить на 25%. «Сейчас заторы стали собираться на соседних перекрестках, а пл. Бангалор едва ли не самое здоровое место в городе», — считает эксперт. Смотрите об этом наш видеорепортаж.
Днем в пятницу движение в городе было сильно затруднено. Во всяком случае на ул. Сурганова собрались большие заторы. «Что же на пл. Бангалор будет?» — вопрос волновал многих автомобилистов, движущихся по второму городскому кольцу. Вместе с Юрием Важником мы намеренно поехали через этот проблемный узел, чтобы посмотреть, как там работает новая организация дорожного движения.
В четверг утром там чуть не случился коллапс: движение на кругу стало колом. Сейчас специалисты объяснили, что произошло: возможности водителей переоценили и сначала был включен режим, предусмотренный для скорости 20—25 км/ч, но поток ехал всего 15 км/ч. На этот случай заранее был продуман другой план регулирования: его задействовали и затор рассосался. Но какая ситуация сейчас, когда площадь осталась без ручного регулирования?
— Смотрите, затор переместился на перекресток ул. Сурганова — ул. Куйбышева, — обращает внимание еще на подъезде к площади эксперт. — А на въездах на пл. Бангалор существенных очередей нет. Было бы еще лучше, если бы автомобилисты отвыкли перестраиваться непосредственно на кольце. Вот я, например, сейчас поеду прямо. Для этого надо оставаться во втором ряду и не менять полосу, новая разметка выведет вас туда, куда нужно. Светофорное движение отрегулировано так, что при движении прямо вам не придется останавливаться на светофоре — будет гореть зеленый. Отмечу, что движение прямо может также осуществляться из крайнего правого и крайнего левого ряда, но средняя полоса для этого подходит лучше всего.
Действительно, мы довольно быстро пересекли дорогу, не создав никому препятствий. Хотя впереди нас грузовик начал перестраиваться из второй полосы в третью, а в итоге все равно вернулся в прежний ряд. Видимо, недоверие к разметке вызвано привычкой — автомобилисты на кругу всегда действовали так, стремясь проехать ближе к центру площади. Однако сейчас это только затрудняет движение. По оценкам специалистов, на этом теряется 5—7% пропускной способности. Вторая проблема — проезд на красный сигнал светофоров, установленных непосредственно на кругу. Это еще 5—7% потерь.
— Дело привычки, — замечает председатель БАЭС. — Вспомните: когда запретили левый поворот на перекрестке пр. Независимости — ул. Филимонова, многие тоже действовали по стереотипу. Сначала другие водители даже выбегали из машин, показывали на знак. А через месяц этого не понадобилось — при включении указателя левого поворота сразу раздавался гудок клаксона и невнимательный водитель исправлялся. Думаем, здесь произойдет то же самое.
После мы попытались выполнить левый поворот. Это самый сложный маневр. Ради левоповоротного движения, собственно, и затеяли установку дополнительных светофоров на кругу. Задача была пускать поток порциями, отсекая поворачивающих налево на кругу. Это предоставляет преимущество основному, прямому направлению, и за счет этого в итоге увеличивается пропускная способность.
— Рекомендации такие: для левого поворота, как и перед обычным перекрестком, лучше всего занимать крайнюю левую полосу и на кругу перестраиваться в четвертый, самый ближний к кругу ряд, — говорит эксперт. — Потом четвертый ряд заканчивается, и разметка выводит в третью полосу. После этого нам придется один раз остановиться на красный сигнал светофора, это умышленное принудительное действие (чтобы дать въехать на площадь прямому направлению). В этом пятачке на кругу места хватает для 15 автомобилей. Загорается зеленый, и, продолжая двигаться по разметке, едем прямо на съезд. Зачем это сделано? В пиковые моменты каждый час там проезжает 7 тыс. автомобилей. Из них до 700 выполняют левый поворот. Но преимущество должно быть за основным направлением. В угоду большинству пришлось наступить на интерес меньшинства.
Проблема опять-таки в перестроениях. Перед нами водитель Rover не успел или, скорее всего, не понял, что надо перестроиться для поворота налево. В результате оказался ни там и ни здесь.
Какие еще болевые точки есть на пл. Бангалор? Раньше хвост очереди оставался на кругу. По словам Юрия Важника, это учтено, и место для выезжающих с площади предусмотрено. Есть еще одна особенность: интенсивность потоков утром и вечером меняется, но довольно нестандартно. Если утром больше автомобилей едет по ул. Богдановича, то вечером — по второму кольцу.
— При прочих равных условия движения по ул. Сурганова — ул. Орловской несколько лучше, чем по ул. Богдановича, — обращает внимание председатель БАЭС. — Это сделано умышленно, чтобы отдать приоритет кольцевому, а не радиальному направлению магистралей. Если увеличить пропускную способность для ул. Богдановича, то, как в Москве, центр города станет в заторах. А нам же нужно уходить от этого. Ведь никто оживленную загородную дорогу не пускает прямиком через центр населенного пункта, в этом случае делают обход. Но в белорусских городах это правило почему-то еще не работает.
По мнению эксперта, через некоторое время, когда эмоции поулягутся, а водители привыкнут к новой организации дорожного движения на площади, пропускная способность увеличится еще немного. Специалисты обещают следить за ситуацией и при необходимости вносить коррективы.
Надо сказать, что все равно это временное решение: пересечение подобных магистралей должно быть выполнено в двух уровнях. Однако до строительства третьей ветки метро, которое повлечет за собой реконструкцию коллектора и прочих коммуникаций, это сделано быть не может. Затраты составят миллионы долларов. По сравнению с этой суммой изменения на площади обошлись почти бесплатно.
— Площадь Бангалор — самый сложный транспортный объект для Беларуси. Больше таких круговых перекрестков по форме, интенсивности потока со всех направлений и, подчеркну, движению общественного транспорта нет, — подытоживает Юрий Важник. — Реализованное решение получено в результате серьезного анализа, и думаем, это оценят многие водители. Представьте, нужно было развести потоки не только автомобилей, но и общественного транспорта — со всех направлений едут троллейбусы, которые поворачивают налево, а это самый сложный маневр. В некоторых случаях у них слетают токоприемники, что парализует движение на круговом перекрестке. Я вчера целый день провел на площади, анализируя трафик. За это время 5—7 раз наблюдал такие сбои. Кое-что еще планируем реализовать. Мы уже беседовали с транспортниками, обсуждали проблему с троллейбусами.
Нужно также что-то делать с двумя остановками общественного транспорта, расположенными до пл. Бангалор (на ул. Сурганова и ул. Богдановича). Из-за этого «теряется» крайний правый ряд. Кроме того, по этой же причине нужно убрать парковку с участка ул. Богдановича (от ул. Кульман до пл. Бангалор). Не должна использоваться магистраль как стоянка, по ней ездить нужно! При этом необходимо провести компенсирующие меры — сделать ее обособленно на тротуаре, не нарушив права пешеходов. В будущем необходима оптимизация движения на соседних перекрестках. Понимаем, что улучшение условий на пл. Бангалор неминуемо приведет к росту трафика. Данный узел справится, а вот, например, на перекрестке ул. Сурганова — ул. Куйбышева, как мы уже видели, возникнут проблемы.