Амиши. Таинственное, изолированное от мира, консервативное и во многом романтизированное религиозное сообщество, упрямо отказывающееся принимать современный образ жизни как должное. Ходят слухи, что они агрессивны и вспыльчивы, лучше их не фотографировать, чтобы не попасть в небезопасную ситуацию. Проезжая Пенсильванию, мы решили остановиться в Ланкастере и своими глазами посмотреть на настоящих амишей. Onliner продолжает публиковать рассказы двух белорусов, решивших проехать на мотоцикле через всю Америку.
Начать нужно с того, что настоящих амишей необходимо искать. Увидев припаркованные багги, мы обрадовались и поспешили достать камеры, но вынуждены были развернуться, когда увидели очередь туристов, желающих покататься по старинке. Через некоторое время мы научились отличать такие повозки от кибиток настоящих амишей: одни неспешно катились по главной улице, другие с грохотом проносились мимо и лихо заворачивали на оживленных перекрестках. Кстати, по закону на багги обязательно установлены отражатели и зеркала заднего вида, а парковаться они могут только в специально отведенных местах.
Местные бизнесы вынуждены приспосабливаться, и парковки для багги появляются возле банков и супермаркетов.
Узнать, где же искать тех самых амишей, мы решили в музее, в котором за 8 долларов с нами любезно поделились следующей информацией. Амиши старого обряда живут только в Северной Америке, их количество динамично увеличивается и на сегодня составляет около 250 000 человек. Каждая семья исконных амишей живет по Орднунгу, что с немецкого переводится как «порядок». Он является для всех единственным ориентиром в жизни. Амиши практикуют непротивление злу насилием, идейно уклоняются от прохождения военной службы и счастливы проводить все свое время если не на семейной ферме, то трудясь в поте лица на общинной земле.
Бородатый отец семейства амишей (усы запрещены по Орднунгу) строго воспитывает беспрекословное послушание у своих многочисленных детей и прививает им любовь к простой и скромной сельской жизни. Считатется, что 8 классов совместного школьного образования каждому амишу вполне достаточно, чтобы достойно продолжить род и сохранить традиции общества.
Не нарушать традиции и жить по Орднунгу в интересах каждого. Нарушителей порядка единогласно подвергают «избеганию» всей общиной. Что может быть худшим наказанием в таком замкнутом кругу родственников? В трудных ситуациях помощь семьи и общины — единственное, на что мог бы рассчитывать амиш.
Некоторые выходки дозволяются только подросткам ввиду тяжелого переходного возраста. Эмоционально хлопнув дверьми, они уходят из дома, правда только на день или два, позволяют себе пойти в кино и даже арендовать машину. Родителям остается только разводить руками и краснеть на собраниях общины.
Амиши надежно «законсервированы» где-то в 18 веке. Плевали они на все современные технологии. Ну или практически на все, прямо скажем, и от чего это зависит — не совсем ясно. С одной стороны, пользоваться сетевым электричеством строго запрещено, а навороченной бензиновой газонокосилкой — вроде как можно. Или вот так подключать аккумулятор к швейной машинке. По Орднунгу сетевое электричество является мистической связью с внешним миром через провода. Поэтому холодильники и лампы в доме только на газу.
Украшения, такие как пуговицы, например, неуместны, а простого кроя платья нескольких цветов устраивают всех женщин и девушек.
Особой диеты у амишей нет, и аппетит, судя по тому, сколько времени они проводят в работе на полях, у них отменный. Особой популярностью пользуются консервации в классических немецких традициях. Немецкий язык, кстати, они знают с детства, чтобы читать Библию, английский — чтобы общаться с окружающими, а между собой говорят на своеобразном диалекте, «Пенсильваниа дойч».
Самокат для амиша не роскошь, а средство передвижения. Очень быстрого передвижения, надо отметить. Мне кажется, мы их раздражаем… Они, конечно, улыбаются и машут в ответ, но держат дистанцию, сразу же отворачиваются и прячут лица, пытаясь поскорее исчезнуть из вида, туристов они предпочитают видеть издалека, только с гидом и в автобусе.
Недавний конфликт между семьями амишей попал на разворот The New York Times. Одна семья посчитала другую менее настоящей, плохо соблюдающей Орднунг, продажной, коммерчески ориентированной и за это в полнолуние насильственно остригла неверным бороды. 16 человек объявили виновными в преступлении на почве насилия, и более 50 детишек остались на попечении общины, пока их родители следующие 10 лет будут привыкать к новому образу жизни.
Сложно, конечно, представить, как им живется подобным образом из года в год. Одно только очевидно: в этих широтах невозможно не любить природу вокруг себя. Ровно нарезанные и тщательно обработанные поля подсказывают, что культ любви к своей земле в Орднунге между строк где-то на первой странице.