Два дня и три ночи: как ремонтировали центральную часть столичного проспекта Независимости

 
24 июня 2013 в 8:02
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский, auto.onliner.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский, auto.onliner.by

Задача непростая — за 56 часов заменить 260 метров покрытия на 8-полосном проспекте. Речь идет не о простом ремонте рядовой улицы, а о реконструкции участка пр. Независимости в районе его пересечения с ул. Ленина. «Фактически мы делаем главный перекресток в центре проспекта нашей столицы, — отметил мастер смены, сотрудник Управления дорожно-мостового строительства (УДМС) Сергей. — В общем, центральнее и быть не может». Onliner.by проследил за всеми этапами работ и выяснил, почему они стали последними на проспекте на ближайшее время, из-за чего порой затягивается ремонт и даже зачем на центральной магистрали Минска могут организовать одностороннее движение по восьми полосам.

Пятница, 21:00. На перекрестки проспекта с улицами Комсомольской и Энгельса приезжают машины ГАИ. Выставляют дорожные блоки, временные знаки, водители общественного транспорта предупреждены и объезжают участок, автовладельцы вынуждены разворачиваться и искать другой маршрут. Прибывает техника — две фрезы, два трактора со щетками. Привычный автомобильный шум проспекта сменяется ревом дорожных машин. Более 200 резцов каждой из фрезеровочных машин входят в асфальт, срезая 13 сантиметров покрытия. Посетители многочисленных кафе и не думают расходиться: шум — малое препятствие перед возможностью устроить фотосессию на «пустынном» проспекте в центре Минска.

«Это последний участок реконструкции проспекта, — мастер Сергей пытается перекричать звук двух сотен „болгарок“ фрезы. — По крайней мере, на ближайшее время. Изначально планировалось заменить покрытие от пл. Независимости до ул. Козлова. Работы начались, а в вместе с ними — и проблемы с организацией движения. Заторы тянулись на несколько километров. Водители стали жаловаться — мол, невозможно вовремя добраться до работы. Конечно, основные недовольства сыпались в наш адрес. Но наша скорость зависит от множества факторов: хорошая, без поломок, работа машин, доставка материалов, вывоз отходов, погода в конце концов».

Многие в середине мая вспомнили о московских пробках. В Минске та же радиально-кольцевая система и проспект используется как магистраль, а не в качестве центральной улицы для вечерних прогулок. Соседние улицы Карла Маркса и Интернациональная, практически не изменившие свой вид с 50-х, даже если убрать с них припаркованные машины, не смогли бы обеспечить должный трафик. Прислушавшись к огромному количеству жалоб, власти решили закончить ремонт проспекта до ул. Комсомольской, а средства направить на замену покрытия других улиц, больше нуждающихся в ремонте.

Суббота, 00:20. Рабочие курят — ждут, когда прибудет пустой самосвал. Механизм фрезы отправляет сточенный асфальт на конвейерную ленту, она — в подъезжающий МАЗ. Нет пустого самосвала — нет работы. «Обещали десять машин, прислали восемь, две уже сломались», — слышно среди разговоров дорожников. Через 20 минут грузовик все же появляется и фрезу вновь запускают. Срезанное покрытие увозят на склад. Оттуда оно попадет на асфальтобетонный завод и переработается в стройматериал, подходящий для подготовительного слоя новой дороги. Монотонная работа продолжается до утра, периодически прерываясь на ожидания МАЗов и замену затупившихся резцов на барабане фрезы. Вслед за фрезами движутся тракторы — счищают щетками оставшуюся крошку, после ее тоже вывозят.

«На проспекте идет не ремонт, а реконструкция», — объясняет Сергей во время недолгого перерыва. В целом дорожники занимаются ямочным ремонтом (вырезают «заплатки» и заливают смесью), текущим (меняют износившееся покрытие), капитальным и, собственно, реконструкцией. Во время нее снимают старый асфальт, укладывают новый, восстанавливают ливневки и вертикальные трубы, ведущие к системе коллектора, приводят в порядок и бордюры. Многие автовладельцы утверждали, что проспект далек от критического состояния, тем не менее городские власти решили: покрытие «отработало свое».

Суббота, 10:00. Фрезы покидают проспект. Рабочие вручную отбойными молотками сбивают остатки старого асфальта у бордюров — все, что не захватили фрезеровочные машины. Вновь проезжают тракторы-щетки. Пыльная работа позади. Прибывают асфальтоукладчики, катки, поливочные машины. Дорогу готовят к «грунтовке» — «пролинеенное» резцами покрытие должны полить тонким слоем битумной эмульсии для хорошей сцепки слоев. Но тут происходит заминка: с завода до сих пор не привезли эмульсию. Под начинающим припекать солнцем дорожники переживают час простоя. Посередине проезжей части, где будет проходить двойная сплошная полоса разметки, натягивают струну на высоте 7 сантиметров. Это ориентир для асфальтоукладчика — таков слой нижнего выравнивающего покрытия. Оно будет уклоняться к бордюрам, то есть середина станет высшей точкой. Таков проект. Машины уже настроены.

Суббота, 11:30. Активные работы продолжаются. Розлив «грунтовочной» эмульсии завершен. Приезжает первая пара самосвалов, на этот раз полных. МАЗ выгружает материал в приемник укладчика, асфальт по конвейерной ленте попадает под плиту машины и ровно ложится на дорогу. В этот момент его температура составляет около 150 градусов по Цельсию. Тут же подъезжают катки, каждый делает по 6—8 подходов. «Колеса» катков автоматически поливаются водой, чтобы поверхность не была липкой. Основное уплотнение придает машина на резиновом ходу. Шестнадцати тонн асфальта (с одного грузовика) при высоте укладки в 7 сантиметров хватает на участок 30 метров в длину и 3 в ширину. Предстоит сделать еще 230 метров покрытия на 8-полосной улице. До сумерек должны успеть.

По ГОСТу покрытие уходит в глубину на 53 сантиметра. Слоями кладут песок, щебень, битум, нижний и верхний слои асфальта. Чтобы не было колейности и дорога не проседала, важно качество каждого из слоев. В Беларуси используют «родную» щебенку ледникового периода. В идеале же нужно засыпать магматический щебень: он прочнее. Качество битума зависит от сырья — нефти. В России, чтобы исправить хотя бы одну из своих извечных бед, для важных магистралей закупали заграничную, более качественную нефть. В нашей стране попробовали поступить так же, однако несколько километров дороги оказались «золотыми» и проект свернули. К слову, на проспекте Независимости, в том числе и из-за туннелей метро, асфальт лежит на бетонных плитах. Внимательно присмотревшись, можно заметить их границы — стыки заливают битумом, а не асфальтом.

Суббота, 21:00. Работы приостановлены. Выравнивающий слой должен остыть и сцепиться. В предстоящую ночь работ не будет. Асфальт потревожат разве что загулявшиеся допоздна пешеходы.

Воскресенье, 7:00. На МАЗах привезли новый асфальт, на этот раз для верхнего слоя. Дорожники зависят от поставок. В эти выходные в Минске проходит немало работ по замене асфальта в разных концах города. Заводы, размещающиеся в Шабанах и на ул. Радиальной, отправляют 16 тонн материала в каждой машине на разные объекты. Добиться бесперебойной поставки даже на «центральном перекрестке» довольно сложно: завод попросту не успевает. Несмотря на мелкие проблемы, вскоре начинает проявляться будущий облик обновленного полотна проспекта.

Пересчитать количество реконструкций проспекта с тех времен, когда он считался участком Московско-Венского почтового тракта (а это было в XVI веке), — практически невыполнимое задание. Использовать проспект в качестве городской магистрали стали сравнительно недавно, после 1953 года. Еще до Великой Отечественной войны здесь лежала брусчатка. Аутентичное покрытие главной улицы города с почти 900-летней историей (на тот момент) заменили на более удобный для автомобилистов асфальт. Сказался и статус: о какой брусчатке может идти речь на улице, получившей название «проспект Сталина»? Транспортная система Минска развивалась таким образом, что из западной его части в восточную и обратно удобнее всего было добираться по проспекту. Так что об истории пришлось забыть. Хотя хроника улицы могла быть написана по-другому. В городских архивах до сих пор лежит проект 70-х годов, который может показаться в какой-то степени утопичным. Он предусматривает, что на проспекте организуют одностороннее движение по восьми полосам в сторону микрорайона Уручье. А обратный трафик должен пойти по улицам Богдановича, Немиге и пр. Дзержинского. Говорят, его не воплотили в жизнь, но в то же время от такой идеи не отказались насовсем.

Воскресенье, 16:00. Случается форс-мажор. Над Минском опустились тучи еще в субботу, однако в центре города обошлось без дождя. А вот за 13 часов до планируемого открытия улицы осадки все же прошли. «Потом будут писать в интернете, что мы кладем асфальт в лужи, — возмущается рабочий. — А нас ведь сроки поджимают. Какой начнется скандал, если завтра утром люди поедут на работу и встанут в пробку на этом перекрестке из-за того, что мы не успели!» Но негодование на лице дорожника сменяется улыбкой: «В этот раз нас не в чем упрекнуть. Положили верхний слой еще до 13:00. Дождь упал на уже остывающий асфальт. Правда, в обед пришло срочное указание от начальства — успеть сделать еще небольшой участок ул. Ленина». Сроки остаются теми же: дедлайн — в 5:00 понедельника. Все повторяется: фреза, тракторы со щетками, эмульсия, асфальтоукладчик. «Такая работа», — разводит руками дорожник.

Понедельник. Движение по проспекту Независимости открыто. Первые автомобили проезжают по новому асфальту. Водителям, возможно, не совсем привычно: пока еще нет разметки, ее должны нанести на этой неделе. Наверное, немногие из проезжающих мимо водителей знают, что здесь творилось последние два дня и три ночи.