Стартовал 18-й Пекинский международный автосалон, он же Auto China 2024. Событие важнейшее: Китай завоевывает индустрию, делая иногда невероятные шаги в своем развитии, а нам, лишенным прямых поставок «европейцев», еще и диктует, на чем ездить. Про то, каких новинок ждать на наших дорогах в ближайшее время и покупают ли сами китайцы «китайцев», обязательно расскажем в серии материалов от наших журналистов, находящихся сейчас в Пекине. А пока — про впечатления и то, как мы чуть не задохнулись в толпе на автосалоне.
С 25 апреля по 4 мая стены нового Китайского международного выставочного центра района Шуньи будут ломиться от количества посетителей и громкой музыки внутри. Здесь проходит Пекинский автосалон, который собирает автопроизводителей раз в два года. Подъезды перекрыты, поэтому почти километр от нашего такси мы идем пешком. В апреле в Пекине душно и жарко (около 25 градусов), поэтому квест первый — как-то доползти до нужного нам входа.
Масштабы впечатляют — и это не пустые слова: 220 тысяч квадратных метров (два с половиной наших «Дана-Молла») заполонены машинами, запчастями и теми, кто это все производит. Центр состоит из нескольких огромных павильонов, соединенных между собой. На улице, на отдельной площадке, представлены комплектующие.
Вдумчиво обойти все — это не про день и не про два. А чтобы посидеть в каждой новинке, нужно, наверное, оставаться здесь с ночевками на неделю.
Абсолютно новых моделей: 117
Концепт-каров: 41
Электромобилей всего: 278
Посетителей: ∞
Какие бренды представлены? «Китайцы», «китайцы» и еще раз «китайцы»: огромный стенд у BYD; Chery с подразделениями Exeed, Omoda и Jaecoo; Geely, Zeekr, Tank, Haval, Hongqi и другие. О своем существовании также напомнили бренды, некогда выкупленные и переселенные в Китай. MG и Roewe (бывший британский Rover), например. «Европейцев», «американцев» и их китайских подразделений тоже хватает. Пожаловали и «корейцы» с «японцами». Но чувствуется, что они всего лишь гости на этом празднике жизни. BMW — на входе в часть W4, с которой многие посетители начинают осмотр выставки. Мол, да-да, мы действительно пригласили «баварцев». Смотрите и проходите дальше, а по дороге достаньте солнечные очки — не дай бог вас ослепит цифровой экран BYD. Хотя, может, накручиваем?
Заглянул на автосалон и тяжелый люкс — Rolls-Royce, Bentley, Lamborghini и даже ателье Mansory, которое занимается апгрейдом премиума со знаком плюс. Присматриваются и подбираются к дорогим «китайцам»?
Отдельные бренды умудрились построить двухэтажные стенды. Многие на своих площадках открыли кофейни. В общем, выделяются и привлекают как могут. Zeekr, недавно официально вышедший и на наш рынок, остановился на концепции огромной арт-галереи. Главный экспонат — модель 001 R. Также был презентован новый минивэн Mix.
Автомобили Voyah имеют встроенные ароматизаторы. И бренд сделал выставку всех возможных ароматов.
Некоторые производители умудрились установить аттракционы. Другие обошлись косплеерами и актерами в китайских традиционных нарядах.
Компания Mazda построила стену из миниатюрных копий своих моделей.
Малоизвестный у нас китайский Hyper сделал фотозону из модели GT, специально предназначенной для свадебных церемоний. А что, ради такого повода можно и потратиться на машину под стиль торжества.
Но при этом, на наш субъективный взгляд, не хватило простых человеческих информационных стендов с возможностью узнать характеристики на английском языке. Их либо не было вовсе, либо все было на китайском. О листовках и каталогах тоже мало кто позаботился. Приходилось «гуглить»: редкий китаец владеет английским. Google в этой стране, кстати, работает только через VPN.
По оценкам, приведенным в сети, в первый день автосалон посетили 100 тысяч человек. По ощущениям — сюда приехал весь Пекин. А ведь, говорят, в первый день пускали только «випов», СМИ, блогеров и всех, кто связан с производством и продажей авто. Людей настолько много, что на презентации Chery Tiggo 9 автору этого текста стало плохо от духоты среди желающих увидеть, как с новинки смахнут черное покрывало. К свежему воздуху пришлось прорываться локтями.
Презентации проходили по стандартному шаблону: пафосная красивая речь от лиц бренда, обязательно эпичный видеоролик на фоне, статистика на зависть другим производителям и, наконец, возможность подойти к машине.
При этом многие новинки спрятали за ограничительными лентами, пуская к ним только самых избранных из избранных. К некоторым невозможно было пробраться из-за стримеров и китайских телевизионщиков. Ведущие что-то вещали на фоне авто, пока им листали суфлер — огромные листы с китайскими иероглифами, выведенными маркером.
Так нам пришлось грустить на расстоянии в несколько десятков метров от новинки месячной давности — Xiaomi Su7. Но недолго: к нам подошел молодой житель Китая и на хорошем английском спросил, что мы думаем по поводу авто. Сам «обозвал» машину копией Porsche и сказал, что к Xiaomi сейчас приковано внимание многих его соотечественников. Все из-за низкой цены электрокара — всего-то $30 000! К слову, такое мнение мы услышали во второй раз за время пребывания в Пекине.
Изюминки подобных автосалонов — концепт-кары (или «автомобили будущего»), воплощения сумасшедших идей инженеров и дизайнеров. Эти модели вряд ли когда-нибудь станут на конвейер.
Вы хотели космолеты? Китай дал вам Хpeng AeroHT. Это гибрид суперкара и вертолета: видимо, чтобы и по дорогам общего пользования можно было кататься, и подниматься в воздух в случае заторов. Перед нами, кстати, уже шестое поколение летающих машин от производителя. СМИ говорят о том, что оно рискует стать серийным — причем уже в этом году.
Бренд MG показал электрический гиперкар EXE181, который, по информации производителя, до сотни разгоняется за 1,9 секунды. Внешний вид и плавность линий модели завораживают. По силовой установке достоверной информации нет — говорят, состоит из четырех электродвигателей суммарной мощностью более 1000 л. с.
В Geely тоже решили удивлять и шокировать, назвав свое произведение Galaxy Starship. Фишка в том, как открываются двери и откидываются безрамочные окна. Это гибрид, но точные характеристики также являются загадкой. В 2025 году, возможно, станет на конвейер.
Компания BMW продемонстрировала уже известный концепт Neue Klasse — прообраз будущих моделей. Так, к слову, называлось семейство машин бренда в 1962—1975 годах.
Масштабы — вау, но «движа» маловато. Мы ожидали от «китайцев» настоящего шоу, однако все оказалось довольно сдержанно. Хотя, возможно, сюрпризы оставили на будущие дни выставки. Автосалон, казалось, не рассчитан на «европейцев»: редкий житель Поднебесной говорит по-английски, и ради выставки таких тоже решили особо не искать.
Но в то же время ощущается, что тренды задают здесь и сейчас прямо на наших глазах. А странам СНГ буквально диктуют — вот на этом всем вы будете ездить, ждите в своих городах.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by