Неожиданным для Минска способом решили лечить от заторов квартал вокруг Комаровского рынка. Например, самую проблемную ул. Кульман заузят, уберут лишние переходы, уличную парковку уже сделали платной. Пропускная способность, по словам специалистов, вырастет почти в 7 раз! Но соседним улицам тоже требуется средство от затора. Сейчас хорошо, если квартал удастся объехать днем за полчаса. На перегонах сохраняется рваный ритм, правые полосы вечно забиты припаркованными автомобилями, на светофорах постоянно приходится тормозить. Какое лекарство предлагают эксперты, почему у водителей разное отношение к улицам и что в целом делать с дорожным движением в таких случаях?
Улица Кульман вдруг стала самой заторовой в Минске. Хотя с каждым годом положение на ней ухудшалось. Сейчас даже вспоминать странно, что здесь было двухстороннее движение и ходили троллейбусы. Потом решили, что разворотное кольцо — это слишком для такой узенькой улочки. Затем ее снова попытались разгрузить и сделали движение односторонним. Что все равно привело к коллапсу.
«Раньше на Комаровку ездили за продуктами. По сути, это очень короткий транспортный спрос — за час можно успеть сделать покупки, — рассказывает Юрий Важник, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС). — Но с той поры здесь все резко изменилось. Спрос стал, как я его называю, бутиковым. Комаровка теперь — это не только рынок, но и галерея торговых центров, кафе, рестораны, офисы. А движение стало более напористым, наглым, что ли».
По словам экспертов, на ул. Кульман произошло типичное для Минска явление: излишек пространства породил проблемы со стоянкой, хотя тут расположены сразу три паркинга (два из них принадлежат одному юридическому лицу и имеют один въезд/выезд). Поначалу автомобили тягали эвакуаторами на штрафстоянку, размещенную в другом конце этой же улицы. Потом идея принудительной буксировки сошла на нет. Крайние полосы стали смелее использовать для парковки. Когда там стоянку узаконили, машины начали парковать вторым рядом. В конце концов движение стало абсолютно невыносимым.
«Дошло до того, что пропускная способность ул. Кульман составляла 300 автомобилей в час. Для сравнения — столько же в дворовом проезде, — приводит данные Юрий Важник. — Собственно, это хорошо иллюстрирует отношение водителей к этой улице. Если ул. Хоружей и ул. Куйбышева — это парадный вход на Комаровский рынок, то ул. Кульман — черновой. Говорить о логике тут не совсем уместно. В парковочном пространстве водители действуют не по ПДД, а исходя из психологии. Вот, например, почему на пр. Независимости никто не стоит в крайнем правом ряду, а на пр. Машерова это норма? Улица К. Маркса заставлена машинами, а ул. Энгельса — нет?»
Но объективные факторы все же существуют. Как считают в БАЭС, ухудшению ситуации на ул. Кульман содействовало, во-первых, введение одностороннего движения, потому что появились свободные места, которые смелее начали использовать под парковку. Во-вторых, легализация дополнительных стояночных мест, что еще больше усугубило проблему из-за возросшего спроса. Водители рассуждали: «Ах, там можно теперь бесплатно парковаться» и искали место именно на улице.
В-третьих, хронические проблемы с перекрестком ул. Кульман — ул. Я. Коласа, где практически нет пешеходного движения, но есть заторы. На выезде с ул. Кульман две полосы заняты парковкой. При повороте направо (в сторону пл. Я. Коласа) опять-таки натыкаешься на стоящие справа машины. При повороте налево (в сторону ул. Дорошевича) часто препятствие создают водители, движущиеся по ул. Я. Коласа на стрелку. Все это делает бутылочное горлышко слишком узким для нормального трафика по ул. Кульман.
Это в целом городская проблема, но ее решение инициировали владельцы паркингов, заказавшие оптимизацию. Эксперты в ответ предложили комплексный план. Часть его уже реализована, и сразу стало немного легче. «Но говорить о полном эффекте можно будет тогда, когда все меры будут реализованы», — предупреждают в БАЭС.
Первое. Парковка на ул. Кульман с 1 августа стала платной. Появились контролеры в оранжево-зеленых жилетах (почему взимание платы за стоянку на улице считается законным, можно прочитать здесь).
«Это экономический барьер. Раньше ведь парковка была бесплатная и плохая, что привело к известным проблемам. Теперь платить надо в любом случае. Однако платежный инструмент пока не задействован как на Западе. Во время исследования выяснилось, что у „Лидо“, например, есть постоянные клиенты. Так почему паркингу и ресторану не скооперироваться и не предложить им бесплатную парковку? Достаточно предъявить чек за обед. Такое принято на Западе», — рассуждают эксперты.
Все равно возникают вопросы. Плата за стоянку на улице меньше 20 минут составляет 2 тыс. рублей, от 20 минут до часа — 5 тыс., за каждый последующий час — 5 тыс. Это общегородские тарифы. Для сравнения: на паркинге час обойдется в 10 тыс. рублей. Да, это охраняемая стоянка, но все же… Разница в пользу парковки на улице. А ведь задача была убрать оттуда «лишние» машины.
Есть еще нюанс, связанный с человеческим фактором. Даже двое контролеров не успевают «обилечивать» всех водителей. Подобные системы должны стать автоматическими, и под это, по нашей информации, сейчас разрабатываются законодательные нормы.
Второе. Уберут лишние пешеходные переходы, а заезды на паркинги изменят. Этот пункт плана уже частично реализован. Раньше на 100-метровом отрезке ул. Кульман умещалось сразу четыре «зебры»! Один переход уже демонтировали, другой сместили и установили ограждения.
Два перехода, расположенные напротив Дома быта, тоже уберут, вместо них появится один, посередине.
«Раньше на всем 100-метровом участке ходили пешеходы. Это движение необходимо было упорядочить. Поэтому установлены ограждения. В данном случае уместна установка только физического барьера. Заметьте, конструкции нетипичные для Минска — перемахнуть через них или подлезть снизу не удастся», — отмечают в БАЭС.
Одновременно был изменен заезд на паркинг ТЦ «Атлантик». Раньше водители ехали в тот же карман, что и грузовики на Комаровский рынок. Эксперты пришли к выводу, что переплетение потоков здесь крайне нежелательно. Постоянно возникали заторы, все было заставлено припаркованными автомобилями, не было ясно, кто кому должен уступать дорогу. Теперь для паркинга сделан отдельный канализированный въезд.
А в крайней правой полосе установили делиниаторы из бетонных форм — чтобы предупредить несанкционированную и опасную парковку. Это тоже физический барьер. Обзор не ограничен ни для тех, кто движется по ул. Кульман, ни для выезжающих с паркинга. «Как мы уже говорили, на условности в виде знаков в парковочном пространстве внимания не обращают. А действуют по принципу „я как все“», — комментирует Юрий Важник.
Нечто подобное сделают для второго паркинга. Выезд будет конструктивно выделен, что позволит водителям спокойно вливаться в поток, а не ждать, пока кто-то решит пропустить.
Третье. Самое необычное решение для Минска — это то, что улицу заузят. На участке вдоль ТЦ «Монетка» и до самого въезда на паркинг ТЦ «Атлантик» оставят лишь одну полосу. Справа будет диагональная парковка, слева — парковка вдоль края проезжей части (нанесут наконец соответствующую разметку). А чтобы не было искушения заехать на тротуар, там установят бетонные формы.
«Парковка должна стать контролируемой, а не беспорядочной, как сейчас. Хаотичная стоянка провоцирует заторы: кто-то припарковался криво, кто-то вообще стоит вторым рядом, вынуждая других замедляться и маневрировать. По нашим оценкам, пропускная способность после принятия всех мер вырастет с 300 автомобилей в час до 2000. Нам удалось, как мозаику, соединить два частных решения и применить подход в целом для улицы. Но чтобы ул. Кульман пришла в нормальное движение, требуется комплексное решение», — сообщили в БАЭС.
Там обратили внимание на заезд между паркингами, который ведет во внутренний двор Комаровского рынка. Этот канал вечно забит машинами. Даже в базарный день поток туда не прекращается, перемешиваясь с толпами покупателей.
Как выяснили эксперты, роль шлагбаума выполняет контролер рынка. Он решает, кого впускать за ворота, а кого нет. Если последовал отказ, то водители действуют так: либо паркуются прямо возле ворот (около пешеходного перехода, на котором уже давно стерлась разметка) и отправляются по своим делам, либо разворачиваются в стесненных условиях, парализуя движение.
«Кроме того, к мебельному магазину через этот же заезд движутся грузовики. Но часто внутренний тесный дворик забит, — рассказывают специалисты, проводившие исследование. — Поэтому водители созваниваются с коллегами и узнают об обстановке. В случае затора они паркуются возле заезда на рынок и ждут. А с обратной стороны Дома быта находится стоянка, на которой паркуются не самые дешевые автомобили. Парковка на паркинге явно не проделала бы дыру в их семейном бюджете. Но это тоже психология и в чем-то демонстрационное поведение, мол, я здесь хозяин. Когда мы обратились к администрации рынка, там сказали: нас все устраивает. Однако наш анализ говорит об обратном».
Аналогичного вмешательства требуют ул. Я. Коласа с ее непонятным статусом (то ли магистраль, то ли узкая улочка местами с однополосным движением), ул. Куйбышева (проблемой считается стоянка в крайнем правом ряду возле ТЦ «Паркинг», из-за чего троллейбусы и автобусы выезжают в крайнюю левую полосу) и ул. Хоружей (парковка возле ТЦ «Импульс» и «Силуэт», около стоянки маршрутных такси). Хотя там другие проблемы и требуются несколько иные методы.
Эксперты предлагают рассматривать Комаровский рынок как единый объект, в котором сконцентрированы коммерческие интересы, а не дробить ответственность между паркингами и торговыми центрами. Иначе получается, что каждый решает свою проблему, усугубляя ситуацию для соседа. В таких случаях очень заметно, как не хватает единого оператора. Это в целом проблема города, когда разные службы принимают несогласованные решения без просчета развития ситуации. Вспомните, например, о летнем ремонте нескольких главных улиц Минска, что вызвало заторы и коллапс.
«Комаровка будет меняться, и этот объект в скором времени опять претерпит изменения, — считает Юрий Важник. — Помню, лет десять назад на месте одного из паркингов продавали рыбу и печенье с грузовиков. А подземный переход был вообще сделан для сотрудников завода им. Орджоникидзе. И где теперь завод? Где грузовики? На Комаровке не должно быть ни одного квадратного метра, полезность и рациональное использование которого не стали бы предметом обсуждения. Иначе получится как с ул. Кульман».