Столько внимания не уделялось еще ни одному транспортному узлу в Минске! Когда на пл. Бангалор установили более 30 светофоров, это вызвало незамедлительную критику водителей, мол, будут вечные пробки, не проедешь. Однако после запуска заторы исчезли. Но все равно сказать, что сейчас там ситуация идеальная, нельзя: одни едут по-новому, другие — по-старому, и возникают конфликты. Наш читатель Денис зафиксировал на видео, как проезжают площадь водители. По его подсчетам вышло, что каждый час там происходит 800 нарушений. В ГАИ знают о проблеме и собираются изменить внешний вид знаков и разметки, а также усилить контроль за соблюдением ПДД.
К теме пл. Бангалор заставило вернуться недавнее ДТП с участием пользователя нашего форума nba. Казалось бы, сейчас все должно быть понятно. Прямо можно проехать с трех полос. Это направление получило приоритет. Направо, соответственно, с крайней правой. Хочешь повернуть налево (развернуться) — заезжай в «карман», разметка выведет в первую, вторую или третью полосу. И только так!
Участник форума ехал строго по ПДД, выполняя левый поворот, но его чуть было не назвали виновником аварии. Напомним, автор видео заехал для левого поворота в «карман», потом стал перестраиваться во второй ряд (при этом мог заехать в третью или первую полосу). То есть ехал четко по схеме, по правилам. Второй же водитель на Acura совершал левый поворот (или разворот), а значит, нарушил, во-первых, требования знака 5.8.1 «Направления движения по полосам», а во-вторых, разметки 1.18.1.
В итоге недоразумение было устранено: nba признали невиновным в ДТП. Но осадок остался. Выходит, за несколько месяцев далеко не все привыкли к новым условиям. Получился конфликт интересов. Часть водителей ездит по-старому, а часть, вероятно наиболее информированная, по-новому. Отсюда огромное количество нарушений ПДД и конфликтов.
«Эта ситуация меня взволновала. После нововведений я раз пять или шесть ездил по пл. Бангалор. Но после этой аварии еще раз изучил новую организацию дорожного движения и ужаснулся, — написал наш читатель Денис. — Понял, что все, и я в том числе, там постоянно нарушают правила. Я отправился на место и стал изучать ситуацию со стороны. Не прошло и минуты, как две машины резко затормозили в пол с визгом резины. В итоге один водитель уступил другому по новым правилам, хотя секунду назад ехал по старым и в общем-то по жизни он был прав, а по правилам — нет».
Читатель сделал получасовое видео. В объектив попала четверть кругового перекрестка. Нарушителей автор ролика отмечал красным и вел их подсчет. Получилось, что ровно 100 водителей за это время нарушили ПДД. «Если взять круг целиком, получится, что в среднем каждые полчаса нарушают 400 водителей. А каждый час, соответственно, — 800», — делает вывод Денис.
Он также подсчитал, что из 100 нарушений 76 связаны с проездом налево из третьей полосы (в ситуации, когда разрешено движение только прямо), 17 — с проездом налево из крайнего правого и среднего ряда, 6 — с проездом прямо из «кармана», в одном случае водитель двигался на красный.
Главной проблемой остается поворот налево. Денис подсчитал, что этот маневр на четверти круга за полчаса выполнили 177 водителей. При этом 84 — по ПДД. А 93 — из «неправильных» полос или же с нарушением правил разметки, то есть с выездом на другую полосу. «Только 24% нарушений совершались бы в любом случае, даже при старой организации дорожного движения на пл. Бангалор. Остальные 76% — это нарушения именно „новые“, в частности проезд не из той полосы. В итоге логично предположить, что количество нарушений в связи с новыми правилами возросло в 4 раза!» — считает читатель.
— Сравнение некорректное, — говорят проектировщики. — Во-первых, нет данных о нарушениях ПДД до введения новых условий, то есть не с чем сравнивать. Откуда в таком случае взялась цифра «в 4 раза»? Во-вторых, тогда была совершенно другая организация дорожного движения. Все было просто: круг — главный, а выезды — второстепенные. Водителей вынудили рисковать, чтобы попасть на площадь. В результате пл. Бангалор была лидером в городе по числу мелких ДТП! При этом пространство использовалось нерационально. Движение в основном шло по двум полосам. Когда мы пришли со старой схемой, у нас спрашивали: а откуда взялся четвертый ряд? Никто не понимал, что там четыре полосы. В-третьих, количество нарушений — это показатель, взятый с потолка. Задача ведь предотвратить не 100% нарушений (они есть на любом перекрестке), хотя к этому надо стремиться, а критические последствия — ДТП и заторы. Так вот, после весенних изменений на пл. Бангалор аварийность снизилась в полтора раза. Тяжесть последствий, а точнее, ущерб, тоже. Сейчас в основном обходится поцарапанными бамперами, поскольку касание случается под острым углом. Пропускная же способность улучшилась на 30%.
Эксперты объяснили, что будет, если все-таки разрешить поворот налево с третьей полосы (как предлагает Денис):
— Все это приведет к заторам в пиковые моменты. Сейчас если в карманах для левого поворота скопится больше автомобилей, чем ожидалось (там должно хватить места для 15 машин), максимум, что произойдет, — будет заблокирована третья полоса. То есть две трети входа на пл. Бангалор останутся «работать». Если же разрешить поворот налево с третьей полосы, то горлышко бутылки сузится. В пиковые моменты остановится третья полоса, а также второй ряд на входе на пл. Бангалор.
Читатель также обратил внимание на работу светофоров. На выезде на площадь загорается дополнительная секция светофора, которая не дает преимущества, поскольку в это время на круге горит основной сигнал. Но водители, увидевшие стрелку, не всегда понимают, что должны уступать, и получают как бы мнимое преимущество.
— Да, есть конфликт, — соглашаются проектировщики. — Но благодаря этому решению происходит искусственная балансировка пропускной способности. Нет никого на круге — въезжай, есть — подожди. Когда число автомобилей на входе на площадь вырастает, то кольцо останавливается. То есть это не позволяет скапливаться машинам, при этом светофоры отсекают поворачивающих налево, давая преимущество основному (прямому) направлению.
«Виноваты не люди, а правила, — считает Денис, имея в виду организацию дорожного движения. — Водители рассуждают: как это из третьего ряда я не могу повернуть налево? Это же круг! Пожалуй, это самая главная проблема. Узнать, что этот маневр запрещен, можно только глянув на очень нетипичные для Минска знаки на круге. Нетипичные они тем, что подобного в городе еще нигде не было и этого совсем не ожидаешь».
В ГАИ признают, что обозначить изменения можно и нужно лучше. Там подготовили коррективы. Вот какими будут знаки 5.8.1 и разметка 1.18.1 (1.18.4 и 1.18.5). Обратите внимание, стрелки будут указывать направление более понятным способом. Это как минимум должно убрать недопонимание.
Подытоживая, специалисты напомнили, что главной проблемой пл. Бангалор всегда был левый поворот. Такой маневр осуществляют 15% водителей. Прямо же едут 85% (эксперты подчеркивают, что опираются на объективные данные, а не на получасовое наблюдение за четвертью круга в субботний день). Раньше большинство автомобилистов (ехавших прямо) пропускало меньшинство (поворачивавших налево), то есть работало неприоритетное направление. Эту ситуацию «выравняли» с помощью светофоров. Именно поэтому заторы исчезли.
Изначально дорожное движение на площади было организовано по старинке. С ростом автомобилизации это вылилось в немалые проблемы: на пл. Бангалор постоянно работал экипаж ГАИ, оформлявший ДТП. В заторах там можно было провести много времени. А прибавьте помимо временных еще экологические потери. Эксперты называют это место самым сложным объектом не только в столице, но и в Беларуси.
— В случае с площадью Бангалор мы действовали по принципу трех Е: Engineering, Education, Enforcement, — рассказывают специалисты. — Была серьезно изменена организация дорожного движения с минимумом потраченных средств. Это Engineering. Прошла фаза привыкания, неоднократно публиковалась схема проезда (в том числе на Onliner.by). Это Education. Теперь нужно усилить контроль. Речь об Enforcement.
В ГАИ соглашаются: «800 нарушений в час — это много. Некоторое время было дано, чтобы водители привыкли и узнали об изменениях. Очевидно, что кто-то не использовал это время для обкатки площади, а продолжал ездить по-старому. В скором времени там будет нести патрулирование экипаж ГАИ, в задачи которого будет входить пресечение нарушений правил маневрирования».
Конечно, проще было бы делать это в автоматическом режиме, но пока законодательных оснований нет. Хотя на Партизанском проспекте (возле Prostore) сейчас тестируются камеры, которые фиксируют правила маневрирования. То есть технически это уже возможно. Впрочем, внесение изменений в законодательство, как показывает опыт камер скорости и системы BelToll, не такая уж непреодолимая преграда.
Специалисты по организации дорожного движения много раз подчеркивали, что существующее решение для пл. Бангалор — временное, по-хорошему там должна быть развязка в двух уровнях. Но чиновники наотрез отказываются говорить об этом до строительства третьей линии метро (потребуется перекладывать большое количество коммуникаций). Эксперты называют действующий вариант оптимальным, при этом готовы вносить разумные изменения, если подобные предложения поступят.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by