Репортаж из музея BMW: вся история от двигателей самолетов до спортивных купе

 
05 ноября 2013 в 8:35
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович

Для многих людей немецкий город Мюнхен ассоциируется со знаменитым рестораном Хофбраухаус. Кто-то вспомнит прогулки по площади Мариенплац и бесконечный поток туристов. Но любой автолюбитель и особенно любитель баварских машин ассоциирует Мюнхен с музеем компании BMW. Каждый год это место посещают 250 тыс. человек. Кроме стендов, отражающих исторические моменты BMW, здесь есть экспозиция Rolls-Royce. В общем, есть на что посмотреть. Корреспондент Onliner.by побывал в одном из самых лучших автомобильных музеев Европы.

Музей находится на станции метро Olympia-Eisstadion. Добраться сюда с центрального вокзала не составит никакого труда, если вы разобрались в принципе работы мюнхенского метро. Как только вы поднимитесь из подземки, сразу увидите здание с надписями «Добро пожаловать» на разных языках. Многие ошибочно принимают это за музей BMW, но на самом деле это так называемый BMW Welt («Мир BMW»). Вход бесплатный. Здесь выставлен весь модельный ряд мюнхенского производителя. Все машины, включая последние новинки, открыты. Имеется отдельное помещение для Mini. На улице — тестовые автомобили (все, которые уже официально рассекречены). Есть магазин брендовых вещей BMW, где можно купить карбоновую сумку за 800 евро или куртку «BMW M» за 300 евро.

Для того чтобы попасть в сам музей, необходимо либо обойти BMW Welt слева, либо пройти сквозь него до противоположного выхода. Музей находится у подножия штаб-квартиры BMW — здания, состоящего из двух цилиндров (напоминает постройку в Кунцевщине). Попасть туда можно перейдя дорогу (улица Georg Brauchle Ring) либо по обычному переходу, либо по стилизованному надземному переходу, который построила сама компания BMW.

Цены на вход в музей варьируются от 5 до 50 евро в зависимости от желания получить гида, вашего возраста и рода занятий. Хотите проходить бесплатно с индивидуальным гидом, который может открыть любую машину? Становитесь автомобильным журналистом. Студентам и школьникам — скидки.

BMW Turbo (1972 год)
BMW Turbo (1972 год)

Еще до покупки билета можно посмотреть на несколько интересных BMW, которые выставлены прямо в холле музея. Всех посетителей встречает редчайший суперкар BMW Turbo 1972 года выпуска. Это один из двух выпущенных экземпляров. Машина оценивается в несколько миллионов долларов. Позже стилистика BMW Turbo легла в основу BMW M1. В движение спорткар приводит 2-литровая «турбочетверка» мощностью 280 л. с. Это был первый опыт производителя в разработке турбомоторов.

BMW Turbo (1972 год)
BMW Turbo (1972 год)

«Зайцем» можно познакомиться еще с тремя роскошными BMW, которые считаются предшественниками линейки 7-Series. Речь идет о BMW 3,3 Li (1968 г. в.), BMW 502 (1954 г. в.) и BMW 335 (1939 г. в.). Все эти машины были флагманами компании. 502-я модель стала первой BMW c двигателем V8. Историки считают, что BMW 335 является первым люксовым седаном баварского производителя. Всего было выпущено 233 экземпляра.

BMW 3,3 Li (1968 год)
BMW 3,3 Li (1968 год)
 BMW 502 (1954 год)
BMW 502 (1954 год)
BMW 335 (1939 год)
BMW 335 (1939 год)

Пятой машиной, которая выставлена еще до входа на «платную территорию» музея, является BMW 525i 1991 года выпуска. Этот седан примечателен тем, что он — часть коллекции BMW Art Collection. Над ней работал знаменитый южноафриканский художник Эстер Малхангу. Это единственный автомобиль из всей коллекции, который находится в Мюнхене.

BMW 525i (1991 года) из коллекции BMW Art Collection
BMW 525i (1991 года) из коллекции BMW Art Collection

Но самые интересные экспонаты музея становятся доступны лишь после оплаты. Сразу за турникетом перед посетителями открывается экспозиция, состоящая из нескольких сотен шариков, которые поднимаются и опускаются, создавая в воздухе захватывающие дух рисунки: силуэты классических и современных автомобилей BMW, просто «летающие» фигуры, замысловатые волны и мн. др. На это произведение искусства можно смотреть целый день.

Далее мы направились к тому, с чего начиналась история BMW, — к самолетному двигателю BMW IV 1918 года выпуска. Тогда прошли первые испытания мотора в «лабораторных» условиях, а 17 июня 1919 года самолет DFW F 37/III c мотором BMW поднялся в воздух и пролетел свои первые 9760 метров. Это был мировой рекорд.

Двигатель BMW IV (1918 года)
Двигатель BMW IV (1918 года)

Следующим экспонатом после первого двигателя BMW является мотоцикл R32, который стал первой «наземной» машиной BMW. Выпускалась модель с 1923-го по 1926 год. Долгое время компания BMW была крупным производителем мотоциклов. Упомянутый R32 разошелся по миру партией в 3090 экземпляров. В движение модель приводил 2-цилиндровый двигатель объемом 0,5 литра. Скорость — до 100 км/ч. Мотоцикл был весьма дорогим по сравнению с конкурентами, но пользовался большим успехом. Главное отличие от большинства мотоциклов начала ХХ века — поперечное расположение двигателя.

BMW R32 (1923 год)
BMW R32 (1923 год)

Рядом с R32 расположился красный автомобиль BMW 3/15 PS 1929 года выпуска. Это первая серийная машина BMW. Выпускалась модель два года и разошлась партией в 6600 экземпляров. Машина разгонялась до 75 км/ч и была одной из самых динамичных в своем ценовом диапазоне. «Уже тогда BMW нацелилась на выпуск автомобилей, доставляющих максимальное удовольствие от вождения», — улыбается гид.

BMW 3/15 PS (1929 год)
BMW 3/15 PS (1929 год)
BMW 3/15 PS (1930 год)
BMW 3/15 PS (1930 год)

В годы войны, а также в первое послевоенное десятилетие финансовое положение европейцев было не самым лучшим и спрос на машины упал фактически до нулевого уровня. Компания BMW вновь сконцентрировалась на производстве мотоциклов. В музее находятся практически все двухколесные модели производителя, начиная от первых мотоциклов и заканчивая гоночными экземплярами последних лет.

BMW R24 (1949 год)
BMW R24 (1949 год)

Мотоциклы BMW пользовались спросом не только в Европе, их хорошо покупали в США, Канаде и Австралии. Спрос на машины в Старом Свете возобновился лишь в 1955 году. Тогда BMW представила, пожалуй, самую необычную серийную модель за всю свою историю — Isetta. Этот «автомобиль-холодильник» с мотоциклетным двигателем до сих пор можно встретить на дорогах общего пользования.

BMW Isetta (1955 год)
BMW Isetta (1955 год)

Далее гид повел нас в комнату, где продемонстрированы достижения BMW в области снижения веса машин. Здесь — мотоцикл с алюминиевой рамой, каркас «гадкого утенка» BMW 328 Kamm Coupe Mille Miglia и кузов BMW M6 предыдущего поколения, в котором использованы инновационные технологии применения алюминия, карбона, пластика и облегченной стали. Все экспонаты расположены на весах.

Рама BMW 328 Kamm Coupe Mille Miglia (1940 год)
Рама BMW 328 Kamm Coupe Mille Miglia (1940 год)
Кузов BMW M6 (2005 год)
Кузов BMW M6 (2005 год)

В следующей комнате — BMW 328 Touring Coupe 1939 года выпуска, который участвовал в гонке «24 часа Ле-Мана» и Mille Miglia. Автомобиль оборудован 6-цилиндровым (рядным) двигателем объемом 2 литра. Мощность купе составляет 136 л. с. Максимальная скорость — 220 км/ч. Кстати, этот экспонат обошелся музею BMW в 1 млн евро. Это сегодня компания уже при производстве редких спецсерий делает «запас» специально для музея. Раньше все машины распродавались, и сейчас BMW вынуждена выкупать свои же автомобили у коллекционеров.

BMW 328 Touring Coupe (1939 год)
BMW 328 Touring Coupe (1939 год)
BMW 328 Touring Coupe (1939 год)
BMW 328 Touring Coupe (1939 год)

Следующее помещение посвящено достижениям BMW в «Формуле-1» и всем выдающимся двигателям. В списке последних — агрегаты для обычных серийных машин, гоночных болидов, самолетов и даже катеров.

Рядом расположилась экспозиция, посвященная линейке BMW 3-Series. Здесь выставлены все поколения модели с первого по Е46. Кроме того, на стенде стоит хорошо известный коллекционерам BMW 1600 — предшественник первой «тройки». Гид рассказал интересную историю создания первого универсала BMW 3-Series (кузов Е30): «Однажды один из инженеров BMW поехал на своем седане Е30 на природу с семьей. И ему не хватило багажника для того, чтобы разместить все необходимые вещи. Тогда сотрудник BMW решил слегка переделать машину и приварил ей багажник от… Volkswagen Passat! Сразу после этого, в 1988 году, руководство BMW приняло решение выпускать серийно универсал Touring».

BMW 325i Touring (1988 год)
BMW 325iX Touring (1988 год)
BMW 3-Series Compact и BMW 3-Series (E46)
BMW 3-Series Compact и BMW 3-Series (E46)

В отдельном помещении разместилась коллекция рекламных постеров BMW. Самый любимый плакат сотрудников компании — это тот, где фура-трал Mercedes везет семь автомобилей BMW 5-Series E39. Такие плакаты пользуются спросом и у коллекционеров. За редкие экземпляры можно получить несколько тысяч евро.

Рядом со стеной постеров в гордом одиночестве стоит один из самых красивых BMW 1960-х годов — BMW 700 LS Coupe 1964 года выпуска. Всего на свет появилось чуть больше 1700 экземпляров модели. Встретить такую сегодня на дороге сложнее, чем инопланетянина. Заднемоторное купе приводится в движение 2-цилиндровым 0,7-литровым двигателем (40 л. с.). Скорость — до 135 км/ч.

BMW 700 LS Coupe (1964 год)
BMW 700 LS Coupe (1964 год)

Еще одним любимцем у коллекционеров является BMW 3,0 CSi, который выпускался с 1971-го по 1975 год. Было произведено 8200 экземпляров, и многие из них сегодня участвуют в слетах фан-клубов BMW. Эта машина была прародителем 6-Series. Под капотом — рядная «шестерка» объемом 3 литра (200 л. с.). Максимальная скорость — 220 км/ч. Этот автомобиль отличался от всех предыдущих купе BMW отсутствием средней стойки. Интересно, что 3,0 CSi стал последним BMW, у которого центральная консоль не была повернута к водителю.

BMW 3,0 CSi (1971 год)
BMW 3,0 CSi (1971 год)

Старинный BMW 327/28, который сошел с конвейера в 1938 году, разместился в отдельной комнате, имитирующей аэродинамическую трубу. Эта модель стала первой машиной BMW, которая «продувалась» таким образом. За два года немцы выпустили всего 86 экземпляров автомобиля, но получили хороший опыт работы с аэродинамикой.

BMW 327/28 (1938 год)
BMW 327/28 (1938 год)
BMW Vision EfficientDynamics (2009 год)
BMW Vision EfficientDynamics (2009 год)

Два следующих стенда понравятся поклонникам быстрых BMW. На первом разместились лучшие гоночные машины компании. На втором — знаменитые BMW M. Наиболее интересным экземпляром является BMW M1 (1978 года). Увидеть такой автомобиль вживую удается далеко не всем. На свет было произведено менее 400 экземпляров спорткара. В отличие от схожего по стилю BMW Turbo, «эмка» имеет итальянский дизайн (Turbo рисовал француз) и по сути является совместной работой Lamborghini, BMW и Italdesign. Под капотом суперкара — 3,5-литровая «шестерка» мощностью 277 л. с. Максимальная скорость — 262 км/ч. На аукционах цены на М1 достигают 3 млн евро. Но эта модель крайне редко попадает в продажу.

BMW M1 (1978 год)
BMW M1 (1978 год)
BMW M1 (1978 год)
BMW M1 (1978 год)
BMW 2000 TI (1966 год)
BMW 2000 TI (1966 год)
BMW 3,0 CSL (1975 год)
BMW 3,0 CSL (1975 год)
BMW 320 (1977 год)
BMW 320 (1977 год)
BMW M3 (1989 год)
BMW M3 (1989 год)
BMW M3 GTR (2004 год)
BMW M3 GTR (2004 год)
BMW M635 CSi (1983 год)
BMW M635 CSi (1983 год)
BMW M3 (1989 год)
BMW M3 (1989 год)
BMW M5 (1984 год)
BMW M5 (1984 год)
BMW M3 CSL (2003 год)
BMW M3 CSL (2003 год)
BMW M Roadster (1997 год)
BMW M Roadster (1997 год)

Рядом в уголке расположились два концепта: BMW X Coupe, на котором впервые появились «языки пламени» Криса Бенгла, и BMW GINA Light Visionary Model 2008 года, кузов которой выполнен из ткани.

BMW GINA Light Visionary Model (2008 год) и BMW X Copue (2001 год)
BMW GINA Light Visionary Model (2008 год) и BMW X Coupe (2001 год)

Есть в музее отдельное помещение для легендарных родстеров BMW. Здесь находится самый дорогой автомобиль марки — BMW 507, который выпускался с 1956-го по 1959 год. Роскошный родстер сошел с конвейера партией в 251 экземпляр. Если один из них есть у вас, можете считать себя миллионером. Дизайнером машины являлся молодой и амбициозный американец Каунт Гортз. В 1956 году модель подверглась большой критике за несоответствие имиджу BMW. Но это не помешало 507-й стать самым дорогим серийным автомобилем марки за всю историю.

BMW 507 (1957 год)
BMW 507 (1956 год)
BMW 507 (1956 год)
BMW 507 (1956 год)
BMW 507 (1956 год)
BMW 507 (1956 год)

В 1999 году баварцы попытались воплотить стиль 507-й модели в новом кузове. Тогда на свет появился сногсшибательный родстер BMW Z8, который расположился в музее рядом с «дедом». За четыре года производства было выпущено всего 5703 экземпляра Z8. Машина оснащалась 5-литровым V8 мощностью 400 л. с. Разгон до сотни — 5 секунд. В музее BMW находится экземпляр, который принимал участие в съемках фильма про Джеймса Бонда.

BMW Z8 (1999 год)
BMW Z8 (1999 год)
BMW Z8 (1999 год)
BMW Z8 (1999 год)
BMW Z8 (1999 год)
BMW Z8 (1999 год)

Не самым удачным с точки зрения дизайна родстером является BMW Z1. Изначально вообще не планировалось выпускать эту машину. Но с 1988-го по 1991 год в Мюнхене было произведено 8 тыс. родстеров Z1. Самое необычное место у этого автомобиля — двери. Они не распахиваются, а опускаются вниз.

BMW Z1 (1988 год)
BMW Z1 (1988 год)
BMW Z1 (1988 год)
BMW Z1 (1988 год)
BMW Z1 (1988 год)
BMW Z1 (1988 год)

Самым успешным родстером BMW считается Z3. Это самый популярный 2-местный «бумер» в истории компании. На свет был произведен 263 951 экземпляр Z3. Они довольно часто встречаются по всему миру и не представляют особой ценности из-за массовости. Более 50% покупателей BMW Z3 — женщины.

BMW Z3 (1995 год)
BMW Z3 (1995 год)
BMW 328 (1936 год)
BMW 328 (1936 год)
BMW 328 (1936 год)
BMW 328 (1936 год)
BMW 328 (1936 год)
BMW 328 (1936 год)

За дополнительную плату посетители выставки могут подняться наверх к экспозиции Rolls-Royce. Здесь представлены классические и современные машины. Звездой музея является старинный Rolls-Royce Phantom, который стал первым Rolls британской королевской семьи (до этого они ездили на Mercedes).

Сегодня музей BMW насчитывает более 5 тыс. квадратных метров. Последняя серьезная реставрация заведения была в 2008 году, но каждый месяц здесь что-то меняется. Со сменой поколения той или иной модели немцам приходится менять стенды, посвященные истории определенного семейства.

Если будете в Мюнхене, обязательно наведайтесь в музей. Неважно, любите вы BMW или нет. Если вы небезразличны к автомобилям в целом и с интересом проникаетесь историей мирового автомобилестроения, вы найдете здесь много чего интересного!

За помощь в организации экскурсии выражаем благодарность импортеру BMW в Беларуси, компании «Autoimex»

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by