Тест Onliner.by: водители каких автомобилей самые агрессивные?

 
08 ноября 2013 в 9:20
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич, Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич, Алексей Матюшков

В нашем противоречивом обществе принято плотно связывать стиль вождения с маркой автомобиля. На форуме Onliner.by здесь и там встречаются крайне категоричные оценки вроде «французоводы „тошнят“», «на Volkswagen Passat не разгоняются больше 70 км/ч», а «BMW вообще диагноз». Все было бы просто, если бы кто-то изобрел прибор, измеряющий уровень агрессивности. Эдакий «агрессотест», который бы все проходили перед сдачей на права. Но таких исследований, увы, в автошколах никто не проводит. Вместе с сотрудниками Республиканского центра проблем человека БГУ мы все же рискнули проверить стереотипы. Водителям-добровольцам, разделенным на пять условных групп (владельцы немецких, французских, японских, итальянских автомобилей, а также BMW), предстояло пройти несколько специальных психологических тестов на агрессию. Результат получился очень неоднозначным.

Поучаствовать в исследовании согласились более 500 водителей, пользователи нашего форума. Однако отсев был строгим. Во-первых, решено было тестировать только автовладельцев со стажем не менее пяти лет. Это позволяло сразу отфильтровать комплексы начинающих водителей. Во-вторых, участвовали в основном мужчины. Как объясняли психологи, меняющийся гормональный фон женщин мог повлиять на конечный результат. В-третьих, добровольцев выбирали в зависимости от марок машин, которыми они владели. Причем классификация была «позаимствована» на нашем же форуме. Вот какие группы выделяют сами пользователи: немецкие, французские, японские, итальянские автомобили. Отдельную позицию, конечно, заслужила марка BMW.

Водители до последнего не знали, что их ждет. Это также было важно для чистоты эксперимента. Многие, например, решали, что их будут проверять на знание ПДД или выяснять, каков уровень IQ. Однако нам надо было понять совсем другое — их возможные реакции в стрессовых ситуациях на дороге и взаимодействие с другими автомобилистами. Некоторые даже после тестирования не понимали, что значит этот калейдоскоп портретов странных людей, к чему спрашивали про жесты и зачем подсовывали странных существ.

Объясняем. Все это так называемые проективные методики. Первым был тест руки (проекция действия). На мониторе появлялись изображения кисти, которые можно было вращать. Каждый раз из 55 вариантов ответов («говорит „Стоп“», «лежит расслабленная», «старческая рука», «нажимает на кнопку» и т. д.) нужно было выбрать четыре. Вот что вы видите на экране? А немного повернув?

Кто-то — лежащую руку, кто-то — повелевающий жест. Ведь так же и на дороге, где в основном происходит невербальное общение. Одному кажется, что его подрезали, а другой воспримет перестроение как вынужденный маневр в плотном потоке.

— Каждый из 55 ответов относится к определенной градации: пассивная или активная защита, указание, коммуникация, страх, бездействие, агрессивные действия и т. д., — объясняют психологи. — Кому-то кажется, что рука бьет или отталкивает. Другому — что она беспомощная и старческая. Испытуемый примеряет, проецирует это на себя, на свои действия, эмоции, симпатии и антипатии. Вот если бы это была его рука, то что он хотел этим сказать? При анализе, как правило, хорошо видны тенденции. Одни склонны указывать, другие защищаться, третьи воспринимают как призыв к общению.

Странные существа из второго теста (проекция образа) представляли героев фантастических рассказов — с какими-то гаечными ключами, клыками, хоботами и гривами как у льва. Предстояло определить их место на экране (в центре, с краю, в уголке), увеличить или уменьшить в размерах, выдумать биографию и т. д. Дети живо берутся за выполнение этого задания, выкладывая самые сокровенные секреты. Но взрослые, конечно, сразу догадывались, что это проекция самого себя.

— Впрочем, все не так очевидно, — утверждает психолог, заведующая лабораторией Республиканского центра проблем человека БГУ Светлана Сагайдак. — К примеру, участникам предлагалось выбрать, какими линиями изобразить существо — жирной чертой или штрихами. Выбор более слабого начертания означает, что человек как бы экономит энергетику. Такой водитель лишний раз вряд ли будет перестраиваться, это не участник конфликтов, гудком клаксона пользуется крайне редко. Выбор более жирных линии означает, что это человек напористый, сильный, энергичный. Он скорее поедет по крайнему левому ряду, будет моргать дальним светом фар, «прокладывая» себе дорогу. Кроме этого фактора значение имело то, какого персонажа выберет испытуемый (незащищенного на тоненьких лапках или с клыками и мощной шеей), где человек расположит картинку, какое жилище выберет для своего персонажа и т. д. Это тест близкий к психотерапии, позволяет раскрепостить даже закомплексованного человека, выявить его реальный уровень агрессии. А существа нарочито выбраны абстрактными, чтобы не было невольных ассоциаций с реальными животными, нужно было уйти от стереотипов.

Третьим заданием был тест венгерского психолога Леопольда Сонди (проекция эмоций). Необходимо из восьми портретов (а всего их было 48) выбрать два наиболее симпатичных лица и два наименее симпатичных. И так шесть раз подряд (соответственно, всего 24 портрета). Скажем прямо, выбор не из легких: неестественные гримасы, кривые улыбки, взгляды из-подо лба… Самое удивительное выяснилось потом, когда психологи рассказали, в чем дело.

— Это всё реальные люди, которые, скажем так, были ограждены от общества, — садисты, мазохисты, шизофреники и т. д. Всего восемь категорий, среди которых эпилепсия, истерия, садизм, депрессия, мания и др., — объясняет младший научный сотрудник лаборатории Республиканского центра проблем человека БГУ Юрий Чернов. — Выбирая лица, испытуемый интуитивно выделяет некую область. Неважно, со знаком плюс или минус. В любом случае она становится для него значимой. Одному кажется, что это улыбка, другому — что это оскал, третий видит неискренность. Тонкое сочетание выборов позволяет выявить людей, способных к разрушительным поведенческим тенденциям. Сразу заметим, обработка этого теста проводилась по автоматизированному алгоритму и результат зачислялся как общий балл к агрессии.

По словам психологов, предложено было пройти именно три теста (подчеркнем, это профессиональные методики, сформированные учеными мирового уровня), чтобы перепроверить полученные результаты. Даже если человек догадывался, на что его исследуют, он не мог обмануть психологов три раза подряд. Как правило, результаты коррелировали между собой.

Наконец, участникам предстояло самим заполнить анкету. Водителей попросили оценить свои действия по 10-балльной шкале: «возникает ли желание догнать и проучить, если вас подрезали, зажали, то есть чуть не спровоцировали ДТП», «спешите ли на дороге, пытаетесь „протиснуться“, обогнать», «раздражаетесь ли при ожидании медленно переходящего дорогу пешехода».

— Попросив ответить на прямые вопросы, мы четко понимали, что человек никогда не очерняет себя. Он склонен думать о себе чуточку лучше. Это абсолютно естественно, мы все так устроены. В этом случае нам надо было понять, как испытуемый воспринимает сам себя. А потом сравнить с полученными результатами по трем тестам. Вышло очень любопытно, — заинтриговали нас перед подведением итогов в Республиканском центре проблем человека БГУ.

BMW. 5,7 балла из 10

На исследование пришли владельцы кроссоверов и родстеров, седанов и универсалов. Кузов и размер салона в данном случае не имели никакого значения: ведь говоря о BMW, имеют в виду марку в целом, а не определенную модель или год выпуска.

В целом для этой контрольной группы результат получился словно в угоду мнению на форуме. У большей части водителей обнаружился средний или высокий уровень агрессии. «Может проявляться в словесной форме», «стремление оказывать влияние», «желание иметь превосходство над другими», «эгоцентризм соседствует с незащищенностью, что может проявляться как бравада», «упрямство при достижении целей может выражаться в конфликтности» — вот типичные характеристики из анкет. Причем единственным набравшим 10 баллов из 10 оказался именно владелец BMW, у которого в результате стресса поведение может стать неконтролируемым.

В то же время у каждого третьего испытуемого водителя BMW был низкий уровень агрессии. В таких анкетах часто встречались фразы вроде «стремление установить контакт», «есть желание разделить трудности», «сожаления по поводу упущенных возможностей, сделанного, сказанного».

Самое интересное, что многие водители BMW (в том числе с низкой агрессивностью, судя по тестам) фактически соглашаются со стереотипным мнением: «Да, мы агрессивные». Это показала обработка анкет.

— Восемь вопросов анкеты были связаны с неуравновешенностью. Абсолютное большинство водителей BMW отвечали, что их сильно раздражают медлительные пешеходы, у них есть большое желание проучить подрезавшего водителя и они всегда ездят с максимально разрешенной скоростью, — замечает старший научный сотрудник лаборатории Республиканского центра проблем человека БГУ Светлана Белявская. — Вот какой получился результат для группы BMW по самооценке: азартные, склонные обучать, бесстрашные и непринимающие опасность, возбудимые, с высокой самооценкой. Это, собственно, подтверждает образ мужчины в нашем обществе. Эдакий бесстрашный белорус на дорогом автомобиле.

Светлана Белявская

— Можно сделать вывод, что в этом случае скорее марка выбирает человека, а не наоборот, — говорит Светлана Сагайдак. — С BMW связано много легенд. Их ругают и благословляют. Но однозначно, что выбор марки был осознанным. За руль BMW, как сказали бы маркетологи, скорее сядут люди активные, энергичные, уверенные в себе. Психологи же использовали бы в характеристиках такие слова, как «азартные» и «эмоционально возбудимые». Из всех испытуемых у пятерых человек был выявлен высокий уровень агрессии. Двое из них — водители BMW. В стрессовой ситуации они могут проявлять агрессию, даже нанести ущерб, способны к разрушительным действиям. Понимаете, когда за руль мощной машины садится человек легко возбудимый, то его эмоции умножаются на количество лошадиных сил. Это не значит, что с этими двумя так и произойдет, мы лишь выявляли склонности. Более того, нельзя переносить такой образ на всех владельцев BMW. Не забывайте, что «никогда» и «всегда» — это слова-лжецы. Эту машину в том числе покупают очень спокойные и ответственные люди. Каждый третий из контрольной группы показал низкий результат по шкале агрессивности. Тоже о чем-то говорит. Кроме того, некоторые водители BMW занимают нонконформистскую позицию. Ах, вы думаете, что я буду подрезать и шустрить? А вот нет: я вас пропускаю, моргаю «аварийкой» в спорных случаях, останавливаюсь на желтый.

Светлана Сагайдак

Немецкие автомобили. 4,4 балла из 10

Еще с 1990-х как-то повелось все немецкие машины равнять под одну гребенку. Мол, это ж «немец» — надежный, практичный, не подведет. А стало быть, их выбирают одни и те же водители, руководствуясь при выборе автомобиля лишь страной происхождения. Однако по результатам исследования мы поняли, что этот стереотип безнадежно устарел. Водители Volkswagen, Audi, Mercedes оказались слишком разными. Настолько, что это повлияло на общий результат контрольной группы.

— Это, пожалуй, единственная группа, в которой нельзя говорить о корреляции. Слишком уж разношерстные подобрались участники, — замечают психологи. — Результат, что называется, получился пятьдесят на пятьдесят. У одних низкий уровень агрессии (1—3 балла из 10), у других — средний (5—6 баллов из 10). Здесь был, например, водитель Mercedes с 9 баллами из 10, у которого прослеживается уход от решения психологических проблем через защитную агрессивность. А в то же время владелец Volkswagen, самый миролюбивый из всех испытуемых (1 балл из 10), — с мягким характером, даже чрезмерной благожелательностью и легкомысленным отношением к окружающим.

На этом фоне явно выделяются водители Audi, которые сами себя оценили в качестве нестабильных и несдержанных. У них, судя по результатам обработки анкеты, преобладает желание поучить медлительных участников. По результатам тестов же у них проявились «демонстративность, средний уровень агрессивности, проявление в основном в словесной форме». Наряду с этим — неспособность нанести повреждения или начать драку.

— Важно понимать, что желание поучить и активное вмешательство в ситуацию — это разные вещи. Точно так же агрессивность может проявляться во внешний мир или же человек удерживает ее в себе, — замечает Светлана Сагайдак. — Хороший пример на этот счет есть у Михаила Задорнова. Водитель легковушки, который не мог проехать из-за автобуса, решил помочь пассажирам быстрее попасть в салон. Выскочил из машины, стал активно заталкивать грузных тетушек. В этот момент некий верзила с разбегу запихнул-таки хвост очереди вместе с нетерпеливым водителем. Автобус закрыл двери и уехал. А ведь кто-то будет флегматично наблюдать за происходящим… Вот две разные реакции. То же самое в случае с Audi. Водители этих автомобилей, участвовавшие в исследовании, вряд ли способны на активные агрессивные действия. Кстати, в Германии Audi по имиджу сравнялась с BMW. К ним скоро тоже прилипнет клише агрессивности. Думаю, у нас это произойдет в ближайшие годы. Машины мощные, эффектные, скоростные. К тому же не забывайте, что оба этих автомобиля делают в Баварии.

Японские автомобили. 4,3 балла из 10

Группу «японцев», куда вошли владельцы Mazda, Toyota, Mitsubishi, Honda, психологи назвали даже скучной. Результат получился довольно равномерным: у большинства низкий уровень агрессии (1—4 балла из 10), а примерно у 35% — средний (5—6 баллов из 10).

Процитируем типичную характеристику по результатам теста: «Неконфликтность, низкая агрессивность, мягкость характера. Колебания в принятии решений из-за боязни совершить ошибку. Сомнения в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном. Необходимость в дружеском, сочувственном отношении к себе».

— Вот она золотая середина! — считает Светлана Сагайдак. — Полученный результат говорит скорее о том, что группа подобралась ровной. Можно сделать вывод, что японские автомобили выбирают люди скорее практичные. Они используют машину не как средство самовыражения, а как средство передвижения между точкой А и точкой B. Выводы по анкетам совпадают: водители японских машин сами себя позиционируют в качестве сдержанных, адекватных, неагрессивных. Однако знаете, тут есть один нюанс. Нормальный человек — это как пирожок без начинки. Как воспринимать это в современном обществе, решать не психологам.

Во время анализа результатов специалисты заметили, что часто агрессивность на дороге путают с ощущением дискомфорта от действий других водителей. Нередко агрессивным называют того, кто едет быстрее потока и постоянно перестраивается. Однако сотрудники Республиканского центра проблем человека БГУ говорят: это неверно, агрессивный — тот, кто не только способен выбежать из машины в случае конфликтной ситуации, но и может нанести ущерб окружающим и их имуществу. К счастью, подобные случаи хоть и происходят, но не являются распространенными. Факторов для таких действий может быть множество — от повышенного уровня тестостерона до необходимости эмоциональной разрядки (допустим, человек вымещает обиду за неурядицы).

— Жесткое агрессивное поведение всегда запоминается и часто переносится на всю группу. В потоке может спокойно проехать 100 автомобилей BMW, но стоит набедокурить одному, как сразу вспоминается клише, — продолжают психологи. — Агрессия — это удар. Удар по восприятию. Эффектную блондинку в красном всегда запомнят. У нее есть образ. Так же и с BMW. Эта машина запоминается по своему социальному имиджу. А вот агрессия и, скажем, марка Mazda или Toyota как-то не вяжутся. Нет у них такого образа, что частично подтверждается исследованием.

Французские автомобили. 4,2 балла из 10

Еще одна миролюбивая группа — владельцы французских автомобилей, столь популярных в нашей стране. Водители Renault, Citroen, Peugeot, судя по данным тестов, в основном обладают низким уровнем агрессивности (70% участников исследования получили 1—4 балла из 10), которая если и проявляется, то носит защитный характер. Она может быть обусловлена скрытым страхом и даже проявляться как способ самовыражения. «Человек направлен на события внешнего мира, обращен к общению и благожелательному отношению», — было сказано в одной из характеристик.

Однако результаты тестов кардинально отличались от анкеты, которую заполняли участники. «Сами себя водители французских автомобилей характеризовали в качестве азартных, эмоциональных, легко возбудимых, но контролирующих ситуацию. Нацелены на указание. Характерна завышенная самооценка. В одном случае мы даже сделали пометку „дед“ — очень уж напоминает отношение к другим водителям с позиции старослужащего в армии к новобранцам», — говорит Светлана Белявская.

— Косвенно это, например, может свидетельствовать, что кого-то не устраивает марка автомобиля, — подытоживают психологи. — Ведь в нашей стране часто приходится выбирать машину, которая надежна и недорога в обслуживании, а не любимую марку. Исключение — владельцы BMW, где выбор скорее осознанный. А возможно, мы столкнулись с обратной реакцией на общее мнение форума, где французские машины необоснованно критикуют. Однако назвать водителей Renault, Citroen и Peugeot, проходивших исследование, агрессивными было бы неправильно.

Итальянские автомобили. 5,8 балла из 10

Самым неожиданным стал результат для группы «итальянцев» (в исследовании принимали участие владельцы Fiat и Alfa Romeo). Вдруг выяснилось, что у большинства либо средний (5—6 баллов из 10), либо высокий уровень агрессивности (9 из 10 баллов). «Завышенная самооценка, амбициозность, эгоцентризм, установка на собственное мнение. Авторитарность в отношениях, лидерство, стремление оказывать влияние на других, эмоциональная незрелость, импульсивность в суждениях и выводах, легкомысленное отношение к окружающим», — такие выводы сделали психологи, анализируя тесты этой группы.

— Этот же результат подтверждался в анкете, — дополняет Светлана Белявская. — У многих выявлены самоуверенность, указание, демонстративность, бесстрашие, заниженный уровень опасности и эмоциональное напряжение.

Наверняка вы подумали, что в красную зону попали владельцы Alfa Romeo? А вот и нет. У них как раз средний уровень агрессивности.

— Неожиданно высокие баллы за агрессивность получили водители Fiat, и какого-то рационального объяснения здесь найти мы не можем, — признаются в Республиканском центре проблем человека БГУ. — Возможно, сработала теория вероятности. Или же недостаточно большой была выборка. Помнится, раньше ГАИ СССР выдавала заключение, что чаще всего в ДТП попадают красные «Жигули», а их просто-напросто было больше всего. Тут есть еще один тонкий нюанс, о котором можно только догадываться. Мы не врачи, не можем знать, что происходит с человеком. Вдруг у него некое хроническое заболевание, а внутренняя неудовлетворенность, агрессия — лишь симптом? Водитель может даже не догадываться, чтó с ним происходит и почему его раздражают пешеходы и другие автомобилисты. Реальная причина кроется в его состоянии здоровья.

* * *

— Агрессия часто свидетельствует не только о внутренних проблемах человека, но и о попытке улучшить мир. Это сигнал о неудовлетворенности существующим порядком вещей, — подытоживают психологи. — Скажем, несовершенной организацией дорожного движения, которая, как известно, часто провоцирует конфликты и ДТП. Кстати, агрессии на дорогах не было бы вообще, если бы эффективно работала неотвратимость наказания. Как только нарушил — сразу же остановлен и наказан. Мы также обратили внимание, что у водителей, которые много времени проводят за рулем (такой вопрос был в анкетах), есть дефицит общения. Во время поездок многие разговаривают с пассажирами. Это серьезный фактор отвлечения внимания, который может приводить к авариям, хотя и не фиксируется как причина ДТП в сводках.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by