Уже с 1 февраля в минских трамваях бумажные проездные будут неактуальны. Начнется реальная, а не тестовая эксплуатация автоматической системы контроля оплаты проезда. Пассажирам при входе в трамвай, как и в метро, нужно будет «авторизоваться», приложив электронный проездной к валидатору, или же «пробить» талончик с помощью электронного компостера. Предполагается, что к началу чемпионата мира по хоккею весь общественный транспорт столицы перейдет на такую систему. Это открывает большие возможности, например, для гибкой оплаты проезда — электронный проездной может вмещать до шести разных тарифных планов (по количеству поездок, расстоянию, времени). В агентстве «Минсктранс» корреспондентам Onliner.by рассказали о перспективах новшества.
Новые устройства желтого цвета установили в трамваях в конце прошлого года. Как нам сообщили в трамвайном парке, уже все 134 вагона оборудованы валидаторами и электронными компостерами. Правда, пожилые люди недоверчиво косятся на них: «Зачем они вообще нужны?» Действительно, для некоторых пассажиров новшества могут быть непривычными. Это же не механический компостер, к которому надо приложиться кулаком, чтобы пробить талончик!
— На самом деле все просто. Устройства двух типов: валидатор — для электронного проездного, а электронный компостер — для талончиков, — рассказывает первый заместитель директора агентства «Минсктранс» Наталья Климкович. — С 1 февраля фактически стартует новый этап развития общественного транспорта — начнет работу автоматическая система контроля оплаты проезда, будут введены в эксплуатацию бесконтактные смарт-карты (БСК).
Правда, пассажирам придется адаптироваться — освоить новые талоны и проездные. Формат билета, признаются специалисты, выбирали очень долго: собрали целый каталог различных вариантов. В конце концов было решено остановиться на таком. Этот талончик длиннее обычного, а стрелка указывает, как надо вставлять его в электронный компостер.
— За доли секунды устройство «заберет» талон в приемник, проставит печать и вернет пассажиру, — объясняет Наталья Климкович. — На билете появится дата (в нашем случае — 9 января), время (13:58). Буква А означает автобус, 100 — номер маршрута, а 2017 — номер транспортного средства.
Электронный проездной, по сути, — обычная пластиковая карточка с микросхемой. Тут нет ничего необычного. Карты подобного типа используются много где — на проходных предприятий, в платежных терминалах, магазины начисляют на них скидки.
Но купить электронный проездной пока можно только в специализированных киосках агентства «Минсктранс», которые, как правило, расположены на остановках (всего — 139 в городе). Поначалу будут продаваться проездные на декаду, полмесяца, месяц. В первый раз придется оставить залог за карточку в 12 тысяч рублей (как в метро). Потом достаточно пополнять баланс в киоске. У кассиров будут вот такие устройства, предназначенные только для этой цели. Они называются POS-терминалами.
— Важный нюанс: теперь мало просто купить проездной, а потом его предъявить, — обращают внимание специалисты. — При входе в салон трамвая пассажир должен приложить его к валидатору и таким образом оплатить проезд. Поскольку у нас наземный общественный транспорт открытого типа (а не как в Москве, где в транспорт можно попасть только через переднюю дверь и минув турникет), то многое зависит от внимания пассажиров.
На специальном стенде, где проходят обучение контролеры и кондукторы, нам демонстрируют весь процесс. В обычном режиме валидатор призывает оплатить проезд на трех языках — белорусском, русском и английском. Когда подносишь карточку, раздается звуковой сигнал. Если все в порядке, то появляется надпись «Оплачено» (также на трех языках).
Пассажир может узнать, какой остался баланс (сумма или количество дней до окончания действия проездного), — достаточно поднести карточку к валидатору повторно.
— А что будет, если не «авторизоваться»? — спрашиваем у специалистов агентства «Минсктранс».
— Это трактуется как неоплата проезда. При входе в салон контролер заблокирует все устройства, поднеся свою карточку. Оплатить проезд после этого будет невозможно. Бумажные талоны контролер проверит по выставленной печати, то есть проехать дважды в одном трамвае уже не получится. А для контроля электронных проездных есть специальный терминал, который считывает необходимую информацию.
Выходит, теперь кондукторы останутся без работы? Впрочем, некоторое время они еще будут ездить в салонах трамваев, объяснять пассажирам особенности новой системы и продавать талоны (проездные у них купить нельзя). Параллельно работает речевой информатор, на экранах, установленных в трамваях, демонстрируется ролик.
— К 1 марта планируется установить электронные компостеры в троллейбусах и автобусах. Позже — валидаторы. А полностью система заработает к 1 мая, — продолжает Наталья Климкович. — Автоматическая система контроля оплаты проезда заработает во всем общественном транспорте Минска, включая метро. Поскольку фактически каждый пассажир будет учитываться, мы сможем более четко отслеживать пассажиропотоки и реагировать на спрос.
Когда система будет внедрена во всем общественном транспорте Минска, появится возможность оплатить проезд не только за декаду или месяц, но и за количество поездок (5, 10, 20, 30, 40, 50, 60). Активировать проездной можно с любой даты (хочешь — с первого числа месяца, хочешь — со второго или вообще с пятнадцатого) на срок от 1 до 30 дней. В перспективе введут оплату проезда в зависимости от протяженности маршрута: это удобно, если приходится делать несколько пересадок (с автобуса на трамвай, с трамвая на троллейбус, с троллейбуса на метро).
Более того, на карточку можно внести до шести тарифных планов. Например, оплатить проезд на месяц в автобусе, 20 поездок на трамвае (если пассажир будет пользоваться им периодически, но не ежедневно) и зачислить несколько билетов на одну поездку на любом виде транспорта. Фактически это и есть единый электронный проездной, о котором так давно говорили.
Предполагается, что новая система будет более гибкой и удобной для пассажиров. В будущем возможна интеграция электронного проездного с банковскими и платежными терминалами, а также другими системами. Тогда для пополнения баланса даже не потребуется обращаться в специализированные киоски. В перспективе в Минске должны появиться специальные терминалы наподобие инфокиосков.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by