Вспомним по кадрам: от взорванного Ford до массового завоза иномарок с Запада

 
18 февраля 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский, Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский, Алексей Матюшков

Взорванный Ford Scorpio на проспекте Машерова, затопленные автомобили на улице Я. Коласа, разбитые ЗАЗы, которые подвешивали на въезде в города… Почти все эти фотографии сделаны на пленку, потому что «цифра» была тогда еще редкостью. Казалось бы, прошло совсем немного времени, однако некоторые автомобильные сюжеты уже стали историей и подзабылись. Вспомним их по кадрам, которые были сделаны фотокорреспондентами Максимом Малиновским и Алексеем Матюшковым. Большинство этих снимков публикуются в интернете впервые.

Фотографии изуродованного взрывной волной Ford Scorpio были сделаны на столичном проспекте Машерова в мае 2000-го. «Люди не пострадали, такой вот комментарий услышал журналист, собирая подробности, без сомнения, криминальной истории взрыва в центре Минска автомобиля Форд-Скорпио в минувший понедельник. Один человек погиб, жизнь другого на волоске…» — цинично тогда сообщала газета «Вечерний Минск». Между прочим, в духе времени. Такие случаи в Беларуси были нечастыми и каждый раз рассматривались как ЧП республиканского масштаба, но все же в 1990-е время от времени фиксировались.

История была темной: в автомобиле каким-то образом оказались два взрывных устройства, одно из них сдетонировало. Ребята, судя по всему, были непростые: в салоне находился также автомат Калашникова и 27 патронов к нему. Рассматривалась версия неосторожного обращения со столь опасным «грузом». Машина вообще была зарегистрирована на подставное лицо. Документы у одного из потерпевших оказались поддельными. В общем, детектив.

До недавнего времени на въезде в города выставляли разбитые в ДТП автомобили. Раньше это была очень популярная идея в СССР. Композиция из искореженного металла обычно сопровождалась нравоучительными плакатами вроде «Не превышай скорость!» и должна была остановить водителей. Конкретно этот снимок был сделан в Солигорском районе в 2006 году. Но в такие шокирующие инсталляции в то время мало кто верил. А однажды это не понравилось какому-то чиновнику, который распорядился убрать металлолом от ворот городов. Сейчас поврежденные машины выставляют разве что во время профилактических акций ГАИ.

А эта фотография была сделана возле автовокзала «Московский» то ли в 2002-м, то ли в 2003-м. Возгорания автомобилей не считались редкостью. Вот какую информацию предоставили в МЧС: в 2002 году зафиксировано 606 возгораний транспортных средств, в 2003-м — 515, в 2004-м — 433, в 2005-м — 541, в 2013-м — 536. В тот раз никто не пострадал, но автобус выгорел сильно. Теперь таких случаев, увы, стало больше, но это не связано с тем, что раньше машины были лучше. Просто их стало больше.

Тропические ливни в Минске случались еще до того момента, как интернет стал массовым явлением. В 1970-е, 1980-е, 1990-е автомобили тоже тонули, просто это не так широко освещалось. И под водой оказывались не Mercedes и Toyota, а ВАЗы и «Москвичи». Вот фотографии, которые были сделаны еще в 2000 году на улице Я. Коласа, когда уже массово начали пригонять машины из Западной Европы. Отчаянные водители, понадеявшись на надежный немецкий автопром, пытались форсировать улицу, иногда — неудачно.

Синоптики объясняют: дело даже не в плохой канализации и не в том, что сейчас все покрывают асфальтом и тротуарной плиткой. Просто в один момент огромное количество воды, иногда с градом, обрушивается с неба на сравнительно небольшой участок земли. Образуется так называемый водяной затор. Предсказать такой ливень практически невозможно: грозовое облако «живет» в среднем всего полчаса, а его диаметр — 20—30 километров. Где оно «выстрелит» — сказать очень сложно. Одним жарким летним днем 2000-го таким местом стала улица Я. Коласа, остановились в том числе трамваи.

Кстати, про рижские трамвайчики. Интересный факт: всего их в Минске было 232 единицы (для сравнения: сейчас в столице курсирует 139 вагонов производства «Белкоммунмаш»), а в среднем их пробег на момент снятия с линии составил 1 миллион 100 тысяч километров! Последний рейс был совершен 31 июля 2008 года. Между прочим, проехаться в таком вагоне еще можно, но только за специальную плату. Часто рижский трамвай (он один остался в парке) арендуют для свадеб, выпускных балов и т. д.

Общественный транспорт вообще в последние годы претерпел изменения. В начале 2000-х по центральной части проспекта Независимости (а тогда еще — проспекта Ф. Скорины) ходили троллейбусы. Но в какой-то момент руководство Мингорисполкома назвало контактную сеть уродливой, и этот удобный для горожан вид общественного транспорта выставили из центра. Была идея вообще пересадить всех на метро, мол, не надо транспортного дублирования. В 2003 году предложили альтернативу — запустили автобусный маршрут с юбилейным номером 100. Поначалу обещали, что он будет ходить каждые пять минут. В первый день водители выехали в костюмах и при галстуках. Потом длина маршрута, а затем и интервалы увеличились. Однако пассажиров меньше не стало, и тому есть много причин: кому-то тяжело спускаться в подземку, кто-то в принципе любит наблюдать за жизнью города по дороге на работу.

Обращает на себя внимание также регулируемый пешеходный переход — от «Академкниги» к зданию Белорусской государственной академии искусств. Теперь его уже нет, зато появились ограждения. Проспект стал скорее разъединять, а не объединять людей. Увы, эта широкая магистраль все больше и больше разрезает город, деля его на две половины.

Автомобили требуют все больше места. Это тоже явная тенденция. А кто помнит, когда все началось? Как раз в начале 2000-х и случился бум. Беларусь эксперты называют страной с перегретой автомобилизацией. Когда появилась возможность свободно приобретать машины, многие готовы были недоедать, но только купить желанный образец автопрома с Запада. Каждые выходные на авторынок в Малиновке приезжали месить грязь потенциальные покупатели, а в направлении Минска потянулась вереница автовозов с «очкариками» Mercedes, «бочками» Audi 80, «сигарами» Audi 100.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by