Белорусы уже привыкли, что основные сделки в сфере автобизнеса проводятся на рынках и автобарахолках. Тем не менее из шоу-румов наших дилеров в прошлом году выехало более 25,6 тысячи машин. Станет ли приобретение новой модели более выгодным и привлекательным для покупателей, которые пока не рассматривают других вариантов, кроме ТЦ «Ждановичи» и авторынка в Малиновке? Чего ждать от белорусских дилеров в предстоящем году, особенно после введения утилизационного сбора? И почему они опасаются, что потенциальные клиенты отправятся в Россию? Эти вопросы Onliner.by адресовал представителям Белорусской автомобильной ассоциации (БАА).
1. Утильсбор, возможно, придется оплачивать покупателям
До вступления в силу указа об утилизационном сборе осталось 10 дней. А мы о нем практически ничего не знаем, все разговоры сводятся к комментированию слухов. По одной простой причине — документ до сих пор официально не опубликован, а все расчеты — лишь калька российских расценок. Ни для кого не секрет, что белорусский утильсбор — в большей степени налог на импорт, нежели реальная помощь экологии (хотя изначальная его цель именно такая). Известно, что его нужно оплатить до регистрации в ГАИ, причем эта обязанность ложится на «лицо, которое ввезло или выпустило в свободное обращение ТС». Как видно, конкретного ответа на вопрос «платит дилер или покупатель?» нет.
По мнению представителей БАА, в двух из трех вариантов платить придется все же клиентам. Вариант первый — в законе будет прямо прописано, что доложить сумму должны потребители. Вариант второй — заплатят дилеры, но решат вложить потраченные деньги в стоимость машин, от чего пострадают вновь покупатели. Вариант третий — заплатят дилеры, но снизится налог с прибыли, в результате чего пострадает бюджет страны. Предполагается, что введение сбора затронет в первую очередь новые бюджетные автомобили. Дорогие машины будут продаваться теми же темпами. Ведь если, скажем, 1 тысячу долларов прибавить к стоимости в 50 тысяч — это будет незаметно. А если на ту же сумму подорожает бюджетный хетчбэк, то для многих это станет решающим фактором при выборе. Например, цена Volkswagen Polo Sedan может увеличиться на 770—780 долларов. Минимальный сбор для легковушек составит 610 долларов.
2. За новыми автомобилями выгоднее будет ездить в Россию
Беларусь — страна вторичного авторынка. В России в 2013 на тысячу населения приходится 15 владельцев новых машин, в Казахстане — 10, в Украине — 5. У нас этот показатель остановился на отметке в 3. А в скором времени он может упасть еще ниже. И вновь из-за утилизационного сбора. Первая причина описана выше. Вторая — белорусы могут перестать покупать новые автомобили на родине. Проще будет съездить в соседнюю РФ, где цены не увеличатся на «условную тысячу». Россия давно уже не страна ВАЗов, ГАЗов и «Москвичей»: немало моделей, которые раньше называли «иномарками», собирается на ее территории. Правительство РФ компенсирует утильсбор местному автопрому. Арифметика проста: дорога, скажем, в Москву и обратно обойдется дешевле, чем разница в цене на новую машину. И тут возникает очередное противоречие во введении утилизационного сбора. Попытка защитить отечественного производителя, который не будет облагаться сбором (а это одна из целей нововведения), может обернуться тем, что деньги наших покупателей осядут в российском бюджете. Ведь то, что белорусы в одночасье массово пересядут на новые Geely и Zotye, весьма сомнительно.
К тому же белорусским дилерам хотят запретить продавать машины за валюту — только за белорусские рубли. Кроме очевидных неудобств нужно брать в расчет и потери. Большинство людей хранят именно евро или доллары. Чтобы купить среднебюджетный автомобиль в салоне, белорусы оставят в обменных пунктах в процессе конвертации 1—1,5 процента стоимости. Эти деньги уйдут не в госказну, не дилеру, а осядут в банках, которые и без того сложно назвать бедной структурой. Если же учесть общую сумму импорта машин в 1,05 миллиарда долларов (за 11 месяцев 2013 года), то получится внушительная цифра. Опять же, в России таких проблем в ближайшем будущем не предвидится.
3. Вскоре на рынок придут «демпингующие китайцы»
Автопроизводители из Поднебесной серьезно настроены на захват мира. И начинают они свое завоевание со стран Восточной Европы. Былое предвзятое отношение к азиатским машинам потихоньку угасает: вроде бы и краш-тесты большинство моделей проходит как минимум на четыре звезды, и «гниют» не такими темпами, как некоторые «японцы». Работает и по-китайски скромный пиар: так, на сентябрьский автосалон во Франкфурте приехал Changan, который приятно удивил посетителей и заставил понервничать ведущих «европейцев». Скептики смеются над планами «восточных захватчиков»: каждый раз они приезжают на европейские моторшоу, говорят о скором завоевании и спокойно уезжают домой. Но китайцы не скрывают — начнут с России и других стран СНГ и в авангарде выступят именно кроссоверы. Все их модели заметно дешевле даже бюджетных европейских аналогов.
По статистике БАА, в прошлом году белорусы купили 274 новых автомобиля китайского производства. Это мало по сравнению с лидером продаж Volkswagen (3913 машин), но именно «восточные» дилеры показывают рекордные темпы роста. Так, компания Chery увеличила объем продаж на 247 процентов и заняла первое место в рейтинге прироста. К тому же каким бы ни было настроение большинства автомобилистов, белорусские Geely будут медленно, но стабильно отвоевывать рынок за счет как госорганизаций, так и «передумавших». Как нам недавно сообщили, в одном только райцентре (Полоцке) почти за полгода продали более 60 автомобилей Geely. В БАА не сомневаются: в скором времени на рынке появятся новые игроки из Китая, которые откроют в Беларуси дилерские центры.
4. Автомобилисты пересядут на кроссоверы
Далеко за примерами стратегии производителей ходить не будем. Тот же борисовский Geely сегодня выпускает седан SC7 и кроссовер Emgrand X7. В планах — отправить в шоу-румы еще две модели. И обе будут иметь внедорожные свойства. Семиместный кроссовер Geely Emgrand X8, скорее всего, нацелен на покупателей с семьями. А вот для кого предназначен крохотный хетчбэк повышенной проходимости Geely LC Cross (или, как его назвали на самом заводе, «малолитражка с увеличенным клиренсом»), пока загадка даже для дилеров. Но оперируя ценой в 10 тысяч долларов, они рассчитывают на успех. Еще одно доказательство — список лидеров продаж прошлого года. В топе оказалось сразу четыре вседорожника: Kia Sportage, VAZ Niva, Renault Sandero Stepway и Duster.
По словам представителей БАА, сейчас идет активное «перетекание» потребителей в класс SUV. Водители просто массово пересаживаются с седанов и хетчбэков за руль кроссоверов. «Представитель класса С (например, Skoda Octavia) стоит примерно столько же, сколько SUV B (Renault Sandero Stepway), — утверждают специалисты автомобильной ассоциации. — Класс D (Volkswagen Passat) не сильно отличается по цене от SUV C (Renault Duster). Выбор для многих очевиден». Чаще всего люди не хотят пересаживаться с «высоких» вседорожников на «низкие» седаны и меняют «старый» SUV на вседорожную модель более высокого класса. На психологическом уровне отложились маркетинговые уверения производителей: кроссовер — это автомобиль надежный, безопасный и, что очень важно для белорусов, статусный.
5. Дилеры вынуждены будут придумывать маркетинговые акции
Кто пару лет назад знал о китайско-британском MG? Принадлежащий с 2005 года компании Nanjing Automobile бренд получил в нашей стране известность благодаря модели 3 Xross, а точнее, интересному лизинговому предложению (для физлиц) от дилера. Автомобиль предлагается купить за 450 долларов в месяц с выплатой в течение трех лет при первом взносе чуть более 5 тысяч. В условиях, когда ставки кредита на покупку машин начинаются от 44% («РРБ-Банк») и доходят до 100% («Евроторгинвестбанк»), это довольно заманчивое предложение. И пускай отдать 17 тысяч долларов за нераспространенный бренд в прошлом году решились только 45 человек. Но сам шаг дилера показался специалистам БАА прецедентом.
Все же реальной битвы за покупателя у белорусских дилеров пока нет, она ограничивается недолгосрочными скидками. Собственно, и рынок невелик. «Мы ждем, когда акции, похожие на предложение MG, стартуют у других, — рассказали эксперты автомобильной ассоциации. — В прошлом году в Беларуси было куплено на 38% больше новых машин по сравнению с 2012-м. В этом году, если резко не изменится экономическая ситуация, количество покупателей увеличится. Так что дилеры со временем будут вынуждены придумывать „завлекательные“ маркетинговые акции. У них не будет другого выбора».
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by