Правило пяти минут. Репортаж о пробной фиксации нарушений правил парковки

 
02 июля 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Под лобовым стеклом устанавливается специальный прибор, объектив нацелен на правый край проезжей части и тротуар — туда, где чаще всего встречаются автомобили, припаркованные с нарушением ПДД. Многие автовладельцы даже не догадывались, что их стоящие кое-как и кое-где машины уже попадают в камеру. В фокусе внимания оказался проблемный квартал вокруг Комаровского рынка. Пока в парламенте обсуждаются поправки о фотофиксации нарушений правил парковки, корреспонденты Onliner.by приняли участие в тестировании технологии, широко используемой в Москве.

Этот прибор компании Simicon (петербургское предприятие водители хорошо должны знать по радарам скорости, например «Бинару»), получивший оригинальное название «Паркон», оснащен двумя камерами. Одна — обзорная, чтобы запечатлеть дорожную ситуацию в целом, вторая — длиннофокусная, для фиксации автомобильных номеров нарушителей.

Специалист устанавливает внешнюю антенну. Несколько секунд занимает подключение навигационного модуля (через Bluetooth). Это позволит более точно определять в городе место, что крайне важно для фиксации нарушений правил парковки. Например, в таких ситуациях: в 15 метрах от перекрестка стоит автомобиль или в 18?

Установить прибор можно в любую легковую машину. Когда законопроект будет принят и технология станет использоваться в полную законную силу, планируется использовать специально обозначенные автомобили. Для этих целей хотят даже приобрести электрокары — все равно поддерживать скорость нужно невысокую, около 30 км/ч.

— При отработке маршрута была сделана маска карты, в этом случае нам пригодился GPS. На карте отмечены зоны, где нельзя парковаться, — объясняют по пути специалисты СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», которые проводят тестирование «Паркона». — Если прибор обнаруживает стоящий в красной зоне автомобиль, он фиксирует саму машину и ее номер.

Технология очень простая и хорошо отработанная в Москве. Как писал один известный блогер, многие водители вдруг вспомнили, что означает «этот синий круг с красным крестом». В Минске пока многих не пугает даже постоянно работающий эвакуатор. Нет неотвратимости наказания, которую может обеспечить как раз такой «Паркон».

— Начальник УГАИ МВД, представляя в парламенте законопроект, сказал, что камеры будут срабатывать через пять минут после остановки автомобиля. Это связано с формулировкой в ПДД. Но как все будет реализовано на практике? — спрашиваем.

— Сейчас увидите, но правило пяти минут было учтено при отработке технологии, — для тестирования специалисты выбрали квартал вокруг Комаровского рынка.

Тут часто бывают заторы. Одна из причин — из-за припаркованных в крайнем правом ряду автомобилей не работает полоса (на улицах Куйбышева, Я. Коласа, В. Хоружей). В обычной ситуации привлечение нарушителя правил парковки — мероприятие, требующее много сил и времени. Пока инспектор ищет по телефону автовладельца, водитель может стоять в сторонке и посмеиваться. В крайнем случае вызывают эвакуатор, но тогда автомобилист быстро появляется и получает на первый раз штраф… в 1 б. в. (сейчас — 150 тыс. рублей).

Вскоре, очень надеются в ГАИ, всего этого не понадобится. Автомобиль с «Парконом» сначала делает первый круг. Сразу обращаем внимание на нарушителей: таксист на BMW возле ТЦ «Импульс», череда грузовиков у въезда во внутренний двор Комаровского рынка, Pontiac Vibe возле ТЦ «Паркинг»…

— Прибор сначала фиксирует абсолютно всех нарушителей, — поясняют сотрудники СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». — А при повторном проезде он выделяет тех, кто продолжает стоять. Так как путь вокруг Комаровского рынка занимает около четверти часа, мы хорошо вписываемся в правило пяти минут.

Начиная второй круг, встречаем старых знакомых. Например, Mazda2, стоящую на повороте с ул. Кульман на ул. Я. Коласа. Конечно, многое зависит от того, не скрыт ли номер, под каким углом к проезжей части стоит сам автомобиль. Но, скажем, таксист на BMW 7-Series в объектив попал — система считала его номер.

Во время вчерашнего тестового заезда мы сделали всего четыре круга. Предполагается, что в таком мобильном экипаже будут работать техник-водитель и оператор, который при необходимости сможет менять угол обзора камеры. Они планомерно будут отрабатывать маршрут за маршрутом в течение дня. Кстати, некоторые внимательные водители уже заметили странный автомобиль, наворачивающий круги вокруг квартала, хотя никто тестирование технологии не афишировал. Парень из Subaru чуть не протер глаза, несмотря на свои солнцезащитные очки.

— В отдельных случаях можно включить режим под условным названием «Тротуар», — демонстрируют опцию специалисты. — Тогда прибор будет фиксировать все автомобили, стоящие вне положенного места. Проезжать повторно даже не понадобится, поскольку на кадре четко видно, что машина находится на газоне или тротуаре.

Разумеется, в реальной дорожной ситуации может быть много «но». А что если понадобилось выгрузить диван (в ПДД такой случай оговорен, и это не считается нарушением) и потребовалось более пяти минут? Или же автомобиль «скорой» с включенными маячками находился на тротуаре? Другая ситуация: машина стояла на одном месте, а потом — на другом по ходу движения «Паркона». Она тоже попадет в список нарушителей?

— Такой автомобиль попадет в список подозрительных случаев, — поправляют в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». — После автоматической фиксации нарушений предстоит вручную их обработать. Технология отработана на камерах скорости: сырая информация попадает в центр обработки данных, где ее рассматривает оператор. Оттуда владельцам неправильно припаркованных машин отправляются «письма счастья». Они будут содержать несколько изображений (обзорный снимок и фотографию номера), а также информацию о месте нарушения и автомобиле (до и после пяти минут). В идеале письмо должно дойти через день-два после нарушения.

Таких нарушителей в нашем случае оказалось восемь. Не так уж и много. Конечно, их было больше. Но на данном этапе тестировщикам важно не уличить 100% припарковавшихся «на пять минут», а испытать саму технологию: как корректно расставлять границы красной зоны, под каким углом к бордюру направлять прибор и пр. Очевидно, что у операторов поначалу будет много ручной работы.

...Раньше эксперты говорили: чтобы технология автоматической фиксации нарушений правил парковки заработала, каждый минский водитель должен получить как минимум одно «письмо счастья». Приход технологий автоматической фиксации нарушений ПДД в наши города неумолим, и это закономерное веяние времени.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by