Тест-драйв гироскутера: на гироскопические силы надейся, а сам не плошай!

 
22 июля 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

С окончанием действия патента на Segway рынок гироскутеров переживает потрясение. Сейчас сразу несколько производителей начали мировые продажи. Один из наиболее серьезных игроков на рынке — китайская компания Ninebot. Она представила аналогичное устройство, которое легче, дешевле и умнее. Может ли электросамокат, как еще называют гироскутер, стать массовым средством передвижения? Читайте наш тест-драйв.

...Самое сложное, как ни странно, взобраться на электросамокат. Как только ставишь ноги, устройство сразу распознает тебя и готово к ответным действиям, о чем сигнализирует табло внизу. Это вообще главное отличие гироскутера от всех транспортных средств — гораздо большее взаимопонимание между наездником и механизмом. Эдакая интеграция человека и машины.

«Смотрим вперед, не под ноги», — такой совет всегда дают обучающимся на электроскутере. Впрочем, на ручку тоже надо поглядывать: там расположен дисплей, который отображает скорость движения и уровень заряда батареи.

От малейшего наклона тела или поворота руки зависит то, куда и с какой скоростью поедет наш Ninebot. Больший нажим ручки вперед — сразу же происходит ускорение. Для остановки нужно, соответственно, отклонить колонку назад — одновременно сзади зажгутся стоп-сигналы.

Алексей Кортунов

Нажмешь на колонку чуть левее — поворот налево, направо, соответственно, — направо. В электросамокате предусмотрено также движение задним ходом, но лишь для разворота. При злоупотреблении устройство сразу начинает «ругаться» — вибрировать и подавать недовольный звуковой сигнал. Развернуться же можно буквально на одном месте — дополнительного пространства не требуется.

— На каждое колесо приходится по электромотору. Они реагируют на малейший наклон тела или импульс, подаваемый через ручку. Посредниками выступают микропроцессоры и те самые легендарные гироскопические силы, — вкратце объясняет наш консультант Алексей Кортунов.

Производитель задумался о современном управлении электроскутером. Задавать команды можно через Bluetooth. Для этого необходим смартфон на базе iOS или Android. Специальное приложение обнаруживает устройство (у каждого есть свой идентификационный номер — что-то вроде VIN-кода для автомобиля).

Через специальное приложение, например, можно установить ограничитель скорости, узнать пробег или даже температуру устройства.

— Управлять также можно с помощью пульта, напоминающего автомобильный иммобилайзер, — демонстрирует Алексей. — Предусмотрена даже охранная сигнализация. Если кто-то вздумает взять без спроса, электроскутер будет сигнализировать, вибрировать и всячески сопротивляться, то есть просто так не поедет. А когда батарея разрядится, он превратится в бесполезное устройство — палку с двумя колесами.

Сама батарея заряжается от обычной сети. На одной зарядке может проехать до 30 км. Многое зависит от нагрузок: если все время будет идти подъем в гору — и того меньше. Между тем еще раз отмечаем маневренность устройства, а также его небольшие габариты. Сделать змейку? Не проблема! Узкое пространство — проедет!

Что насчет препятствий? С этим сложности. Даже маленький бордюр становится проблемой, приходится существенно замедляться. А стандартный бордюрный камень в 10—15 см, а такие у нас встречаются сплошь и рядом, — непреодолимым барьером.

Приходится спешиваться, потом аккуратно «переводить» гироскутер. В этот момент устройство переходит в особый режим и помогает справиться с препятствием, то есть сил тратится минимум. И тем не менее...

А что если съехать с усовершенствованного покрытия? Устраиваем небольшой экстрим-драйв, покидая пределы тротуара. Но гироскутер не сдается, мерно перебирая колесами по газону. «Расход» в таком режиме, понятное дело, увеличивается.

Поездив некоторое время по парку, понимаем, что электроскутер не такое уж безопасное средство передвижения. Здесь ситуация как с велосипедистами: оказываешься на проезжей части — и ты уязвим для автомобилей, на тротуарной дорожке ты уже сам представляешь опасность для пешеходов.

Есть и другой конфликт — с роллерами. Обычно заранее притормаживаешь и разминаешься. Но при более рискованной манере езды не исключено столкновение. Самому тоже можно здорово грохнуться — при резком разгоне колеса начинают пробуксовывать, и в этой ситуации думаешь, как бы устоять на своих двоих.

Во время тест-драйва возник вопрос: а по ПДД электроскутер — это что? По идее, механическое транспортное средство, поскольку приводится в движение двигателем, даже двумя! Но про получение прав пока никто не заикается. В мире тоже не знают, как классифицировать это пока необычное для наших тротуаров и дорог устройство. В Японии его относят к мопедам и даже заставляют регистрировать в полиции, в Швеции они приравнены к велосипедам, а в Англии на дорогах общего пользования и вовсе запрещены до выхода специального закона.

— А как насчет обслуживания? Дорого ли обойдется ремонт? — спрашиваем.

— Самое дорогое — это, конечно, замена батареи. Что обойдется в $450, для сравнения: каждый из двух моторов стоит $150. Ручка — $45, сумка — столько же, резиновые вкладки — по доллару.

У нас электроскутеры чаще можно увидеть в парках отдыха, хотя в мире его активно используют не только для проката. Например, на нем передвигаются полицейские в двух районах Москвы, в Германии также используются силами охраны правопорядка, в польском городе Лодзь на электроскутерах перемещаются сотрудники торговых центров.

— С развитием логистических центров это устройство может быть востребовано складскими рабочими или сотрудниками аэропорта, гостиниц, торговых центров, — предполагает Алексей Кортунов. — Заинтересованность уже высказали в гольф-клубе, но им нужны дополнительные аксессуары. Возможности для этого есть: предусмотрен специальный кронштейн.

— Гироскутер, сам по себе очень мобильный, может перевезти до 150 кг. При этом легко помещается в автомобиль, — дополняет наш консультант.

Честно говоря, говорить о широком применении устройств пока не имеет смысла. Хотя, не исключено, с подорожанием топлива и при более широком применении экономических регуляторов в области дорожного движения (введение платных парковок, оплаты проезда, дорожных сборов и пр.), гироскутер станет более популярным. Сейчас главным конкурентом электросамоката остается велосипед, но последний требует много сил от драйвера. Первый же более комфортен для неспешных поездок.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by