Сейчас бронированный автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-233036 «Тигр», собранный на ОАО «МЗКТ» совместно с предприятием российского ВПК «Арзамасский машиностроительный завод», проходит войсковые испытания в Силах специальных операций. Грязь, бездорожье, глубокие броды с водой, разбитая танковая дорога — вот лишь небольшой перечень препятствий, которые приходится преодолевать трудяге-броневику на полигоне Лосвидо под Витебском. Еще и десантники его не жалеют — нужно ведь испытать будущий образец вооружения нашей армии на полную катушку!
Бронеавтомобиль обладает пятым уровнем бронезащиты. Для сравнения, бронетранспортер БТР-80 (более мощная и тяжелая техника) снабжен броней лишь шестого уровня. Толщина стекол — почти пять сантиметров. Во время проводимых в России испытаний аналогичные стекла выдерживали не менее трех попаданий пули 7,62 со стальным сердечником. А наехав на мину, «Тигр» лишь удивленно вздрагивал.
Пока имеющихся в Беларуси «Тигров» можно пересчитать на пальцах одной руки. Несколько образцов состоят на вооружении столичного ОМОНа, один находится на заводских испытаниях в ОАО «МЗКТ», еще один — у витебских десантников. Но ожидается, что популяция «Тигров» в ближайшее время существенно вырастет.
Под капотом этого автомобиля — турбодизельный двигатель ЯМЗ объемом почти 4,5 литра, который выдает свыше 210 лошадиных сил. Подвеска — независимая и очень надежная, во многом схожа с подвеской у БТР-80. Увеличенный дорожный просвет и автоматическое регулирование давления в шинах делают машину сверхпроходимой.
В передней части салона всего два сиденья, разделенных перегородкой трансмиссии. За спиной водителя находятся места для экипажа. Сиденья заимствованы также у БТР-80, материал отделки — черный дерматин. Есть в салоне и ремни безопасности. Панель приборов схожа с обновленной «ураловской» приборкой. Все контрольные лампы и указатели читаются без проблем и не перекрываются рулем при выполнении поворотов. Необходимые кнопки и переключатели под рукой. Рычаг коробки переключения передач имеет короткую кулису, как в современных спортивных автомобилях. В салоне нет излишеств, есть лишь штурманская лампа подсветки карты на месте старшего машины и плафоны освещения над сиденьями экипажа.
Внутри «Тигр» обшит камуфлированной тканью, которая играет не только эстетическую роль, но и выполняет определенные функции по защите личного состава от рикошетных осколков. Кроме того, под обшивкой спрятаны жгуты проводов.
Прокатившись на «Тигре», я понял, что «приручить» его не сложно. Несмотря на грозный внешний вид и не самое мирное название, четырехколесный «хищник» очень послушен в управлении. Гидропневматические тормоза, независимая подвеска и множество других технических штучек делают езду на машине простой и комфортной. Блокировка межосевого дифференциала включается кнопкой на панели, а понижающий ряд трансмиссии — рычагом. Причем его не нужно переключать с силой, как на УАЗе, достаточно небольшого усилия. Благодаря огромному ходу подвески, автомобилю абсолютно без разницы, где и как ехать. Форсируя различного рода кочки, бортики или иные преграды, подвеска максимум слегка качнет «Тигра». Даже «лежачего полицейского» за рулем ГАЗ-233036 можно проезжать не притормаживая.
Эти бронеавтомобили были приняты на вооружение армий Российской Федерации, Армении, Казахстана, Уругвая, Таджикистана, Монголии, Китая, Конго и других стран, а в настоящее время решается вопрос о поставке данных образцов и в наши Вооруженные силы.