Бывший инструктор автошколы: «Увеличение часов практики не спасет. Курсантов и дальше будут готовить плохо — ведь это экономически выгодно»

 
22 октября 2014 в 8:30
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев

С середины января обучение подорожает примерно в полтора раза, сообщили в одной из столичных автошкол. Причины — увеличение часов практики, предусмотренное нововведениями в ПДД, а также обустройство машин регистраторами. Законодатели возлагают на преобразования надежды: курсанты станут опытнее, будут чаще сдавать экзамены с первого раза, на дорогах станет меньше опасных новичков. Сами же будущие водители настроены скептично: вряд ли удастся искоренить уже привычные «сокращенные» на треть занятия и безразличие инструкторов, направленное на получение платных допзанятий. По бумагам традиционно все хорошо, но что происходит на самом деле? Onliner.by обратился за комментариями не к официальным лицам, а к простому бывшему инструктору, ушедшему из профессии из-за нежелания обманывать людей. Ему-то точно нечего скрывать.

Сергей ушел с работы инструктора после 12 лет стажа и сменил сферу деятельности, как он сам уверяет, после заявления директора его автошколы. «Он сказал: „За 100 часов занятий (по пять курсантов в день) будете официально получать 1,5 миллиона. Дальше крутитесь как хотите, главное, чтобы не было проблем в документации, — вспоминает собеседник. — Кто дружил с совестью — ушел. Остальные остались и зарабатывают действительно как хотят: сокращают время занятий с одними курсантами, чтобы покататься с другими и успеть взять „допы“; бывает, экономят на топливе и запчастях, ездят с неисправными узлами. Желание сэкономить приводит и к тому, что большинство машин неисправны. От лобового стекла до дублирующих педалей. Например, специально не покупают летнюю резину — ездят на лысой зимней. Ведь за это не предусмотрена ответственность, а платить за „переобувку“ не надо. Некоторые инструкторы таксуют на „учебках“. 20 октября началась очередная декада „Учебный автомобиль“, которую проводит „Белтехосмотр“ совместно с ГАИ. Я знаю, что многие инструкторы взяли отпуск — дабы избежать штрафов».

Истории жалоб курсантов похожи, как одна: обещали 1,5 часа за одно занятие, по факту — 60 минут, если повезет; добиваться справедливости бесполезно — инструктор просто откажется с тобой работать и передаст коллегам, заранее предупредив о «строптивом» ученике. Те, в свою очередь, правдами-неправдами (якобы из-за отпусков, больничных, личных дел, плотного графика) переносят занятия на потом, могут валить на внутренних экзаменах. В итоге обучение растягивается на полгода и более. Приходится соглашаться и подписывать путевые листы. Не подпишешь — заработает описанная выше система. Писать письма в «Белтехосмотр» бесполезно, ведь доказательств нет: по бумагам все правильно. Помимо этого, инструкторы постоянно намекают на необходимость дополнительных занятий за 200 тысяч, которые отправляются им лично в карман.

Чтобы выяснить, почему так происходит, мы попросили Сергея описать систему с другой стороны — глазами инструктора. «Даже в идеальных условиях, когда инструктор работает честно, проходит нестыковка в документации, — уверяет бывший сотрудник автошколы. — Первый курсант приходит на 8:00 и во время езды попадает в пробки. Время проходит, а километраж не дотягивает до нужной отметки. Следующий — пришедший на 10:00 (ведь официально между занятиями должен быть перерыв для заполнения бумаг и отдыха) — может проехать двойной километраж. Чтобы вовремя добраться до третьего человека (например, от автодрома), инструктор задает маршрут, не прописанный в бумагах. В итоге появляются проблемы с документацией. Чтобы их избежать, инструкторы договорились всех откатывать по одному часу вместо полутора. Даже если курсант будет настаивать на выполнении контракта, он будет ездить только 60 минут, а еще 30 — просто просидит за рулем. Есть и другая причина: если быстро проехаться с курсантами от автошколы, останется время для дополнительных занятий. А вот это уже реальная прибыль».

«Идти на уловки толкает зарплата инструкторов, — считает Сергей. — В среднем выходит около трех миллионов в месяц. Многие умудряются по бумагам „закрыть“ 300 часов, чтобы получить 4,5 миллиона. Оптимальным считается прокатать четырех курсантов в день. На шестом или седьмом занятии любой водитель почувствует усталость, будет нервничать. Нередко это выливается и в грубость, ругательства в адрес молодых курсантов. „Белтехосмотр“ знает немало жалоб на такое отношение. Хотя тут многое от человека зависит. А уже сдаст этот человек экзамен в ГАИ или нет — на зарплату инструкторов это никак не влияет, поэтому он заинтересован скорее в неуспеваемости — опять же, чтобы получить „допы“».

«Некоторые курсанты идут в школу, ближайшую от дома; другие обзванивают все школы города, сверяются с рейтингом сдач, однако он необъективен, — утверждает бывший инструктор. — Во-первых, никто не знает, сколько „допов“ взяли сдавшие с первого раза. Во-вторых, есть как минимум четыре столичные школы, попавшие в немилость принимающим экзамены. Ученики этих фирм из „черного списка“ сдают с седьмого-восьмого раза. Валят на экзаменах после историй с взятками, освещенных в СМИ несколько лет назад. Курсанты сдавали деньги для „простого“ экзамена, а их вопрос не решался, вот они и писали заявления. Ответом стало регулярное мучение всех выпускников этих школ — экзаменаторы договорились. Думали, из-за упавшего рейтинга поток „абитуриентов“ иссякнет, фирма разорится, но этого не произошло, а курсанты продолжают страдать».

Как видно, система работает отлаженно, но должен же быть выход из этого замкнутого круга. Законодатели увидели решение в увеличении часов практики. В УП «Белтехосмотр», которое выдает сертификаты автошколам, возлагают надежды на нововведения: «Считаем, качество обучения улучшится, количество положительных сдач экзамена в ГАИ с первого раза увеличится, будет меньше ДТП с участием водителей со стажем до двух лет. Помимо этого, укрепятся права курсантов, обмана не должно быть. Этому помогут регистраторы. В Финляндии, например, в „учебках“ стоит три камеры. Там записи используют и для обучения, анализа ошибок. Мы тоже рассчитываем на такую практику».

«Согласно опросам, которые мы проводили по учебным организациям, 20% мужчин высказались за увеличение часов, 20% — за уменьшение, потому что некоторые приходят в автошколы уже подготовленными, — уточнил представитель предприятия в интервью БЕЛТА. — С женщинами вопрос стоит более остро: около 40% хотят увеличить продолжительность курса и 20% — уменьшить. В этой связи возникла необходимость увеличения практического обучения управлению. Причем в основном часы будут добавлены по предмету „Совершенствование навыков управления“. В основном это касается управления в условиях города. Думаю, в какой-то степени это поможет решить проблему „незрелых“ водителей. Самое главное, чтобы программы подготовки выполнялись в полном объеме. Их достаточно для того, чтобы обучить первоначальным навыкам управления автомобилем. А все остальное — более „зрелый“ или „незрелый“ водитель — зависит от самого водителя».

По мнению Сергея, это ничего не изменит: «Добавили 10 часов. По факту, это не больше пяти-шести. Можно ли многому обучиться за такое время? Вряд ли. На мой взгляд, в целом не время должно быть единицей измерения обучения, а километраж, как было примерно до 2004 года. Часовая лекция в машине о ее устройстве, устранении неполадок — тоже практическое занятие. Станет ли после нее человек лучше ездить? „Опытный водитель“ говорят о человеке, который проехал много километров за рулем, а не о том, кто купил авто 20 лет назад и ездит на нем на дачу по выходным, когда тепло. Именно пройденное расстояние, а не время считается мерилом профессионализма. В автошколах сейчас и в ближайшем будущем — наоборот. Ну а регистраторы разве что поспособствуют увольнению инструкторов — никто не захочет фиксации не всегда легальной работы».

А может, вопрос опять-таки в деньгах? Если бы инструкторы получали не 3 миллиона «официальных», а в два-три раза больше, относились бы они к своей работе более серьезно? Возможно, при таком раскладе, водители бы устраивались на работу в автошколу, в условиях конкуренции рынок труда очистился бы от недобросовестных игроков. Можно взглянуть на рыночные отношения, выстроенные частными инструкторами — индивидуальными предпринимателями. Там все просто: час занятия — 200 тысяч. «50 тысяч уходит на топливо, — объяснил нам происхождение такой суммы один из „частников“. — Еще 50 — мне в качестве оплаты труда (примерно 8 миллионов в месяц при восьмичасовом рабочем дне). Остальные — на налоги и содержание автомобиля».

В автошколах из-за финансовых причин советуют успеть записаться на учебу до 15 января. «Пока что это обойдется примерно в 5 миллионов, но после середины зимы сумма возрастет до 7 миллионов, — стали оправдываться в приемной одной из автошкол. — Из-за увеличения часов и установки регистраторов нам надо доплатить инструкторам, купить сервер для хранения видео, нанять человека для его содержания». Очевидно, поднимут зарплату инструкторам не намного. Представьте, сколько бы стоило обучение, если бы сотрудники автошкол официально зарабатывали те самые «рыночные» 200 тысяч за час. Конечно, автошколы не пойдут на такой шаг, чтобы не потерять клиентов, не расстаться с выгодным бизнесом. Ведь многие люди попросту откажутся от идеи обучения — проще будет ездить без прав или купить удостоверение на черном рынке. В итоге имеем то, что имеем: некачественную практику, обман и грубость инструкторов, 17 пересдач в ГАИ, но зато дешево. Правда, если не считать «допы», конечно.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by