Тестируем болотоход и встречаем рассвет на Ельне. Маршрут выходного дня

13 928
15 декабря 2025 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова

Тестируем болотоход и встречаем рассвет на Ельне. Маршрут выходного дня

Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова

Ельня прекрасна весной: природа пробуждается, птички поют оды оттепели, пригревают пробивающиеся лучики. Ельня прекрасна летом: после душного города здесь дышится гораздо легче. Ельня прекрасна ранней осенью: все в золоте, ярко-багряных оттенках… А вот ноябрь и бесснежный декабрь — кажется, несезон. И не только на болоте, но и для автопутешествий в целом — особенно с белорусской промозгло-дождливой погодой, которая стала типичной для этих месяцев в последние годы. Но Ельня решила нам доказать: неподходящего времени для умиротворяющей прогулки по болоту не существует. Составили маршрут на выходные и отправляемся в автопутешествие. Где остановиться и перекусить по дороге? Рассказываем.

Где с комфортом остановиться, если вы собираетесь покорять болота?

Из «болота» повседневного (рутины и бытовухи) мы отправляемся на болото реальное. Резиновые сапоги, несколько слоев одежды — вот все необходимые вещи для двухдневного автопутешествия с комфортом.

Едем мы на электрокаре Deepal S05. Да, сейчас на «электричке» можно спокойно путешествовать, если ее реальный запас хода превышает 300—350 км. С Deepal за это сильно не волнуемся: производитель утверждает, что авто способно преодолеть 520 км. Даже если он сильно привирает, этих чисел должно хватить до «цивилизации» с зарядкой.

Свое знакомство с Ельней мы хотим начать с рассвета. Как-то мы уже встречали солнце на болотах Полесья — и это были одни из самых красивых минут в жизни. Собственно, поэтому выдвигаемся в сторону Витебской области накануне вечером.

Ельня — крупнейший в Беларуси уникальный массив верховых болот. Их возраст, по разным данным, более 9000—13 000 лет. Ельня включает в себя около 120 озер, весь ландшафт здесь сохранился практически в первозданном виде. Тут живут десятки краснокнижных растений, птиц и насекомых.

Сразу встает насущный вопрос: где переночевать? Ничего ближе агроусадьбы «Журавлиная Ельня» к экотропе вы не найдете. Но цены кому-то могут показаться кусачими: от 180 до 300 рублей в сутки. Тогда стоит посмотреть в сторону Миор — там есть пару гостиниц. Нам порекомендовали отель с названием «Ника», но мы не смогли туда дозвониться. Поэтому решили обратиться к проверенному командировками варианту и остановиться в городе Глубокое — а конкретнее, в усадьбе «Якимович». По телефону нам озвучили цену за одноместный номер — 80 рублей (в нем, к слову, оказались две кровати). Еще одним аргументом в пользу этой гостиницы было наличие ранних завтраков — чтобы подкрепиться чем-то горячим до рассвета.

От Глубокого до Ельни — около 75 км, или 1 час 10 минут езды на машине. В Глубоком красивая набережная, отсюда можно доехать до культурно-дендрологического комплекса в Мосаре и составить себе красивый маршрут для второго дня поездки. От Браслава до Ельни — примерно 50—60 км, или чуть меньше часа езды, — собственно, еще одна альтернатива, как разнообразить свое автопутешествие.

Так выглядит рассвет на Ельне

Протяженность экотропы на болоте — полтора километра. «Пиковая» и самая «пейзажная» точка — на смотровой площадке в конце. Собственно, там мы и решили встречать рассвет.

Преодолеть экотропу по деревянному настилу не намочив ноги получится и в кроссовках (хотя все зависит от сезона и погоды). Но вам наверняка захочется большего — сойти с деревянной тропинки, наступив в мох сфагнум. Так что, повторимся, лучше запастись резиновыми сапогами. А еще фонариком, если вы тоже планируете добираться до конечной точки в сумерках.

Мы приехали на тропу, когда вокруг еще было темно. Для атмосферы, конечно, стали обсуждать, живут ли рядом с болотом медведи. В этот момент из куста вылетела птичка (видимо, мы разбудили ее своими разговорами), так что наше путешествие на секунду превратилось в хоррор.

Добраться до обзорной площадки у нас получилось за 35 минут быстрым шагом — чай из термоса и бутерброды еще никогда не были такими вкусными, как на рассвете посреди болота.

Самовнушение или нет, но воздух здесь кажется чистейшим. Ощущение такое, будто после воды из-под крана в каком-нибудь минском спальном районе пьешь из колодца.

Если у вас в карманах окажется маркер или мелок — на обзорной площадке есть доска для «автографов». По ней уже можно изучать географию Беларуси: имеются приветы из самых разных точек.

Тест-драйв болотохода по прозвищу «Черт»

Возвращаясь обратно, мы словили не только рассвет в объектив, но и два падения — было не больно, но немного обидно. У входа на экотропу встречаем местных фанатов клюквы. Несколько слоев одежды, чтобы не продувало, резиновая обувь, термосы… В общем, все мы вам верно насоветовали.

Республиканский заказник «Ельня» сейчас — это всего лишь три человека: директор, специалист-экскурсовод и егерь. Да, три человека отвечают за 25 000 гектаров болот! Пешком не находишься, поэтому есть транспортное средство — болотоход УЭСМ «Роса». Его мы прозвали «Милашкой» за улыбающуюся мордашку, а вот егерь кличет это чудо техники «Чертом». В общем, решайте сами, что ему больше подходит.

— А какая категория прав нужна для болотохода? 

— Высшая! — на этих словах егерь по имени Семен заводит дизельный мотор, и вот уже бутерброды с чаем перемешиваются в желудке, подпрыгивая на каждой болотной кочке.

Задачу «Росы» егерь описывает кратко — «для мониторинга обстановки», а если проще — чтобы добираться туда, куда ни на чем больше не проедешь. Правда, приключился как-то инцидент: болотоход «утопили», и пришлось две недели ждать, пока «приедет джип и его вытянет».

От экотропы мы едем в сторону деревни Суховержье и через нее — к озеру Курганистое. Косули по дороге — это понятно, а откуда здесь, среди одиночных заброшек, взялись домашние овцы? Но вскоре мы натыкаемся на одинокий хутор — оказывается, там еще живет пожилая пара, которая и держит животных.

Что касается Суховержья, то тут картина повеселее: стоит A-Frame (правда, пока пустой), в одном из дворов кипит работа. Но наши попутчики рассказывают: в 1970-х в деревне жило больше 100 человек, сейчас на постоянной основе заселены только два дома. Все как везде: молодежь тянет в город.

На пути к озеру находится смотровая вышка — это для тех, кто приехал в невысокой обуви. Остальные могут проследовать дальше и улицезреть уникальный водоем, вписанный в болотный массив.

— Говоря о болотах, люди представляют непроходимые места. Поэтому чаще всего мы слышим от туристов фразу «Я не представлял, что болото такое!» Если вы с осторожностью будете ходить по Ельне, то не найдете места, где можно увязнуть, провалиться. Поэтому когда люди видят верховой тип болот вживую — они целиком меняют представление о них, — рассказывает ведущий специалист ГПУ «Ельня» Никита Борок.

На обратном пути удалось посидеть за рулем вездехода. «Черт-милашка» раскачивается из стороны в сторону, и с непривычки кажется, что его вот-вот выбросит с дороги. Но он продолжает уверенно двигаться вперед, как огромный лайнер во время шторма. Пни, крупные ветки, заболоченная дорога, грязь без дна — это все для «Росы» детский лепет. Вот только радиус поворота у него такой, что крутить руль приходится сильно заранее — а мозг и руки, привыкшие к легковушке, ужасно этому сопротивляются.

До какой скорости разгоняется болотоход? А без понятия — спидометр отсутствует. Собственно, как и кондиционер и еще какие-либо удобства. Но что касается управления — ничего сложного, если вы ездите на «механике».

Где поесть после марш-броска по болоту? Суши-бар в глубинке от местной поэтессы

Вечереет, а значит, время перекусить. Отправляемся в ближайший крупный населенный пункт — Миоры. Там у нас уже забронирован столик. Не в каждом городе, где живет меньше 8000 человек, встретишь суши-бар — а в Миорах он есть.

Подают (помимо роллов) всевозможные пиццы и некоторые блюда азиатской кухни — например, поке и том ям. За рублей сто можно взять сет из 24 роллов и две пиццы — на компанию точно хватит.

Управляет заведением молодой директор по имени Екатерина — место открыто ей по франшизе. О девушке и ее суши-баре мы узнали от знакомых — и нам ее представили как поэтессу, которая не испугалась продвигать в регионе роллы. У Екатерины издан собственный сборник стихотворений: один из экземпляров, конечно, хранится в заведении.

— Я по образованию филолог. С общепитом была связана только тем, что у меня мама трудилась в школе поваром. Закончила университет, отработала… И тут моя знакомая рассказала, что витебская сеть «Суши дом» хочет открыться у нас в Миорах (это было в 2022 году). Предложила устроиться туда администратором. Я пришла в заведение, а мне сказали, что таких вакансий уже нет, но нужен повар. «Ну, раз мама работает, то и у меня получится», — решила я. В тот момент в городе даже шаурмы не было, — делится Екатерина.

Девушка рассказывает: у тех, кто изначально открывал суши-бар, «не получилось», а оставлять город без еды не хотелось. Екатерине предложили приобрести франшизу — и она согласилась.

— Было ли такое, что миорцы на старте не очень доверяли роллам? Может, боялись сырой рыбы… 

— Всякое случалось. Например, нужно было объяснять людям, что такое нори: удивлялись, почему оно черное и рыбой пахнет. Сейчас у нас есть дедушка-постоянник, который регулярно заглядывает за «кальмарчиком». И бабушки, которые с ходу говорят, что им филадельфию с авокадо!

Про финансовые успехи девушка говорит скромно, но становится понятно: заведение, очевидно, работает не в убыток. Однако трудные месяцы тоже бывали.

— В минус, к счастью, не уходили. В том числе потому, что я сама могу выйти за повара на смену. Но года два назад, в апреле, было сложно. Помню, заплатила я налоги, а на жизнь у меня 300 рублей осталось, — признается Екатерина, пока мы нахваливаем роллы с «шапкой» из сета.

У заведения уже есть доставка (с развозом помогает такси), но про планы по открытию новых заведений девушка говорить опасается — пока, мол, и с суши-баром работы хватает.

Будущее Ельни: визит-центр и экотропа на 10 км

Несмотря на то что Ельне сейчас служат только три человека, планы по развитию заказника озвучиваются основательные — пришлось конспектировать, и то мы не все внесли в список. В первую очередь здесь хотят улучшить комфорт туристов: расширить парковку в несколько раз, обустроить чистый и аккуратный санузел. В планах — поставить визит-центр, место, где можно будет узнать обо всех фишках Миорского района: что посмотреть, где остановиться и не только. Директор Виктор Романовский считает, что необходимо также обустроить торговые ряды.

— Приезжать к нам можно будет не только ради болота, но и ради экологически чистых продуктов — клюквы.

Зоны отдыха с беседками в таком случае — само собой разумеющееся. Ремонтируют экотропу (ей все же 13 лет) регулярно — останавливать работы не планируют.

— Обязательно расширим площадки для экскурсионных групп. На Озеравках сделаем большую солидную зону отдыха с шезлонгами, скамейками, навесом… и возможностью умыться чистейшей водой. Между прочим, она с омолаживающим эффектом! У нас иногда люди приходят стариками, а уходят молодыми и активными, — улыбается директор. — В планах также площадка для занятий йогой. Что еще? Очень хотелось бы закупить новый болотоход, чтобы возить на нем туристов.

— Развитие экотроп тоже продолжится. Хотелось бы дальше прокладывать маршруты по болоту, закольцевать тропу… Километров 10 по болоту! Но это не следующий год, это план на перспективу, — добавляет Виктор.

Если вы тоже поскорее хотите увидеть эффект «до и после», то заказнику в этом можно помочь. Как? Все подробности — в социальных сетях заповедника.

Хотите следить за жизнью Ельни в социальных сетях? Вот ссылки:

Instagram

Telegram 

TikTok

VK

Facebook 

«Одноклассники»

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by