Tesla Model S: первые 10 тысяч километров по Беларуси

 
24 октября 2014 в 8:30
Источник: Виталий Шуравко. Фото: Влад Борисевич
Источник: Виталий Шуравко. Фото: Влад Борисевич

Одометр редакционной Tesla Model S перевалил за 10 тысяч километров. Самое время подвести промежуточные итоги летне-осенней эксплуатации и пройтись по свежим новостям, которые касаются Tesla Motors. Наша Model S, приобретенная весной этого года, использовалась как повседневный автомобиль, практически каждый день. Машина по-прежнему доставляет огромное количество положительных эмоций — потрясающая динамика разгона, отличная управляемость, просторный салон и вместительные багажники. Автомобиль напоминает мобильный телефон — поставить вечером на зарядку, периодически обновить прошивку, протереть экран тряпочкой.

Каких-либо существенных поломок за отчетный период выявлено не было, но все же есть пару моментов, к которым можно теоретически придраться. Одно время был слышен тихий щелчок при резком переходе из режима разгона в режим регенеративного торможения, который затем сам по себе прошел. Сервис подозревает втулки крепления двигателя к кузову. Также иногда слышны щелчки при повороте руля в крайние положения стоя на месте, например во время парковки. Вопрос решается дополнительной затяжкой соединений в рулевом механизме. В целом ничего серьезного или требующего немедленного визита в сервис. Сверчков или каких-либо посторонних шумов в салоне пока замечено не было.

Впрочем, у некоторых американских изданий, которые брали ранние машины на тест, проблем было намного больше. Вплоть до неоднократной замены drive unit, который включает в себя двигатель, инвертор и редуктор. Поскольку компания постоянно вносит мелкие изменения в конструкцию автомобиля, более поздние Model S вызывают намного меньше проблем.

Есть отличные новости, что касается сервисной политики Tesla Motors! Помимо обычной четырехлетней (или 80 000 км) гарантии на весь автомобиль, самые дорогие элементы автомобиля — батарея и drive unit — получили восьмилетнюю гарантию без ограничения пробега! Ранее она распространялась только на батарею. Теперь не страшно покупать Tesla на вторичном рынке — в случае серьезной технической проблемы у вас просто будет новый двигатель или батарея.

Пожалуй, единственный момент, который вызывает неудобство в Model S, это логика работы с замками дверей. Автоматическое выдвижение ручек, когда водитель подходит к машине, выглядит эффектно и красиво. На этом преимущества заканчиваются. Чтобы закрыть машину, нужно либо нажать кнопку на ключе, либо отойти на пару метров и подождать около 20 секунд. Если вы оставляете автомобиль на парковке гипермаркета, приходится либо рыться в кармане, чтобы нажать на кнопку, либо ждать. Машина, конечно, закроется, если вы бодрым шагом направитесь в магазин, но никто не даст гарантию, что до этого в нее кто-нибудь не залезет.

Другой момент связан с тем, что при постановке «коробки передач» в режим P автоматически открываются двери и включается свет в салоне. Очевидно, что это меньше всего нужно, если вы просто остановились у подъезда, чтобы подождать пассажира. Через некоторое время ручки снова эффектно заедут в дверь, но машина останется открытой. Вот появляется пассажир, ручек в двери он не видит, открыть дверь не может и вряд ли догадается, что нужно коснуться ручки. Чтобы впустить его в машину, нужно совершить два действия — нажать на Controls и затем на Unlock. В случае если нужно быстро подобрать пассажира на тротуаре, тоже есть проблема — ручки выдвигаются только после полной остановки автомобиля.

Можно также придраться к переднему багажнику. Если с открытием никаких проблем нет, то вот закрывать его нужно двумя руками. Одной это делать совсем неудобно, да и есть шанс оставить вмятину на капоте, если переусердствовать. Когда на улице дождь и машина грязная, а руки заняты мешками из гипермаркета — становится совсем невесело. Но надо сказать, что багажник большой и достаточно удобный, когда выезжаешь отдохнуть на природу: задний багажник забит вещами, в салоне четыре человека — в «капот» легко влезут продукты, напитки и еще пара сумок. Правильная компоновка Model S, когда все основные агрегаты находятся под днищем автомобиля, позволяет иметь огромное количество свободного пространства как в салоне, так и багажниках.

Пожалуй, самая приятная функция электромобиля — возможность удаленно запустить климат-контроль. Это удобно как в жаркую, так и холодную погоду. Основное преимущество перед традиционным удаленным запуском или автономным отопителем — возможность охлаждать или нагревать салон в закрытом помещении, таком как гараж или крытая парковка. Если автомобиль подключен к сети, то обогрев и охлаждение не используют энергию батарей. Поскольку отопитель работает от нагревательного элемента, салон машины заполняется теплым воздухом в разы быстрее, чем от автономного обогревателя на жидком топливе. Достаточно включить климат-контроль через приложение в телефоне при выходе из дома или офиса, и буквально через несколько минут внизу вас ждет комфортная температура в авто. В случае очень холодной погоды автомобиль прогревает также батарею, чтобы сразу вывести ее на оптимальный режим работы.

Около месяца назад вышла новая прошивка 6.0, которая существенно улучшила навигацию, добавила новое приложение «Календарь», возможность запуска автомобиля с мобильного телефона и автоматическое поднятие подвески в тех местах, где водитель делал это ранее.

Помимо этого, машине можно дать имя, чтобы не путаться в мобильном приложении, если автомобилей несколько, система энергосбережения теперь работает умнее. Как бонус — новый, более современный дизайн приборной панели.

К сожалению, Беларусь единственная страна в Европе, где нет нормальных карт навигации от крупных поставщиков, таких как Navteq или Teleatlas. Поэтому, несмотря на подробную карту Google, релевантную информацию о пробках, роутинг работает только в пределах основных трасс, так как использует офлайн-карту Navigon. Второй момент — отсутствие русской клавиатуры, что вынуждает для поиска адреса пользоваться транслитом.

Календарь синхронизируется с телефоном автоматически и каждое утро выводит список дел, назначенных на сегодня и завтра. Приложение также предлагает при нажатии на запись в календаре проложить маршрут. Понятное дело, что в условиях нашей страны это не функционирует. В случае рабочей навигации это было бы очень удобно.

Если раньше можно было только открыть машину через приложение на мобильном телефоне, то теперь можно даже «завести» и поехать. Это может быть удобно, если в ключе села батарейка, он утерян или есть необходимость перегнать машину в другое место, а владелец с ключом находится, например, в отпуске на другом континенте.

Автоматическое поднятие подвески — удобная функция для обладателей гаражей с крутым съездом или родственников в деревне. Model S запомнит, в каком месте водитель поднимает подвеску, и в следующий раз сделает это самостоятельно.

Средний расход составил 22 кВт·ч на 100 км. Учитывая дифференцированный тариф и некоторые потери электроэнергии при зарядке, для бытового потребителя 100 км обойдутся приблизительно в 15 000 руб. Наши 10 000 км обошлись по затратам на топливо приблизительно в $150.

С зарядкой дома и запасом хода в городском и пригородном режиме не возникало никаких проблем. Полной зарядки хватает на три типичных дня: в офис, домой, пару поездок по делам и в гипермаркет вечером. Чтобы разрядить батарейку за один день, нужно не вылезать из-за руля. Даже когда батарея разряжается в ноль, есть еще около 20 запасных километров, которые позволяют в экстренном случае дотянуть до розетки. Процесс подключения и отключения зарядного кабеля занимает пару секунд и вообще не представляет какого-либо неудобства, очень похоже на подзарядку телефона. В отличие от других электромобилей, дверца разъема здесь одна, она открывается автоматически, и кабель вставляется легким движением руки.

Запас хода в 300—350 реальных километров кажется относительно небольшим, но нужно учитывать, что это дневной запас хода, который каждое утро в вашем распоряжении. Приблизительно столько же проезжает водитель такси за одну смену. Этого более чем достаточно для города. Количество оставшихся километров и индикатор заряда батареи, в отличие от других электромобилей, волнуют водителя лишь первую неделю езды на Model S. Быстро становится понятно, что при возвращении домой практически всегда остается многим более половины заряда.

Чуть сложнее обстоят дела с поездками на расстояния более 150 км от города. Если выезд с ночевкой, нужно потратить некоторое время, чтобы найти розетку с заземлением. Кроме того, надо помнить, что в сельской местности обычно слабые электроподстанции и проводка. Вечером есть все шансы получить 180 В в розетке вместо номинальных 220 В. Если Model S замечает, что при зарядке напряжение начинает существенно падать или колебаться, то сначала мощность ограничивается и, если это не помогает, зарядка прекращается. В случае подобных проблем нужно подождать до позднего вечера, когда деревня ляжет спать и немного разгрузит сеть.

Поездки на расстояния более 400 км в одну сторону, без придорожных быстрых зарядных станций, крайне затруднены. Пока не будет построена соответствующая инфраструктура, электромобили останутся по большей части городским транспортом.

Недавно на сайте Tesla Motors появилась обновленная карта планов покрытия фирменными быстрыми зарядками Supercharger. Уже в следующем году планируется открыть первые быстрые и бесплатные зарядные станции в Польше, а в 2016-м — в странах Балтии, России, Украине и даже Молдове. Везде, кроме Беларуси. Планы развития сети зарядок говорят о том, что в этих странах, скорее всего, также откроются магазины и сервисные центры Tesla.

Недавно в Минске открылась первая быстрая зарядная станция на заправке «А-100», работающая в тестовом режиме.

Поскольку она имеет разъем CHAdeMO, который используется преимущественно в японских авто, для Tesla необходим переходник, которого пока нет в наличии. На сайте Tesla Motors его обещают — «Скоро в продаже» — по цене $450. Максимальная мощность такой зарядной станции 50 кВт, что уже неплохо, хотя и далеко до 135 кВт у Supercharger. На текущий момент CHAdeMO и переходник — единственный возможный вариант быстрой зарядки Tesla помимо фирменных Supercharger.

Было бы здорово, если бы автоиндустрия пришла к единому европейскому стандарту быстрых зарядных станций, в идеале на базе стандартного Type 2 (Mennekes) коннектора без дополнительных контактов, как это реализовано на Supercharger. В этом случае можно было бы использовать один и тот же разъем для медленной однофазной или трехфазной зарядки и для быстрой зарядки постоянным током. Пока же в Европе существует как минимум три типа быстрых зарядок, что негативно сказывается на развитии инфраструктуры и вводит в заблуждение покупателей.

Девятого октября глава Tesla Motors Илон Маск представил полноприводную версию Model S. Единственное внешнее отличие — буква D в названии модели. Внутри же отличий намного больше. Автомобиль получил два двигателя — спереди и сзади! В отличие от традиционных механических схем полного привода машина способна за миллисекунды перераспределять крутящий момент между осями. Существенно выросла эффективность рекуперации энергии. Несмотря на увеличившуюся массу, за счет более эффективного управления мощностью двигателей запас хода увеличился на пару десятков километров! Также максимальная скорость теперь ограничена 250 км/ч вместо прежних 210 км/ч. Кроме того, передний багажник сохранился, хоть и стал немного меньше.

А теперь самое интересное — суммарная мощность двигателей составила 691 л. с.! Задний двигатель обеспечивает 470 л. с., передний добавляет еще 221 л. с. Этот табун «электролошадей» разгоняет Model S до 100 км/ч всего за 3,4 с. Чтобы вы понимали, Panamera Turbo S делает это за 3,8 с, E63 AMG S-model — 3,6 c, BMW M5 — 4,3 с. По динамике разгона полноприводная Tesla становится в один ряд с Ferrari 458 Italia. Чтобы добиться подобных цифр на бензиновом автомобиле, вам понадобится использовать систему launch control, раскрутить двигатель хотя бы до 4000 оборотов и «бросить» сцепление. На Tesla нужно просто нажать педаль в пол.

Если ранее мы говорили о том, что Model S может разгоняться на уровне лучших ископаемых одноклассников, то теперь вопросов о превосходстве электромобиля не возникает в принципе. Конечно, на автобанных скоростях бензиновые автомобили могут быть быстрее, да и Model S не совсем подходит для трека. Но прогресс налицо. Пройдет еще пару лет, мощность и объем батареи вырастут, и у ДВС не останется преимуществ вообще.

Помимо полного привода, на всех модификациях Model S теперь доступна опция «автопилота», которая включает в себя радар, камеру и окружающие автомобиль ультразвуковые сенсоры. Для начала эта система будет совершать простые действия, такие как адаптивный круиз-контроль, удержание полосы, контроль слепых зон, чтение знаков ограничения скорости и следование им. С обновлением прошивок Tesla обещает автоматическое перестроение в соседнюю полосу, полностью автоматическую диагональную парковку, заезд в гараж и выезд. Можно будет подъехать к гаражу, выйти из автомобиля и посмотреть, как он запаркуется самостоятельно. Новые функции автопилота будут добавляться постепенно. В перспективе через 5—6 лет автомобиль полностью поедет самостоятельно.

Среди других изменений нужно отметить новые сиденья с развитой боковой поддержкой, улучшенную шумоизоляцию, а дверца зарядного разъема теперь не только открывается, но и закрывается автоматически, добавлен ионизатор воздуха и угольный фильтр салона, переключатель режимов «автомата» и многофункциональный «поворотник» теперь как в новых автомобилях Mercedes.

Что же касается нашей Model S, то комплект зимней резины уже куплен и впереди суровая зимняя эксплуатация.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by