Мертвый груз: что делать покупателю с BMW, сваренной из двух? Ни продать, ни разобрать

 
31 октября 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

В весьма обидную ситуацию попал Ярослав Охрименко, который живет под Минском. Он приобрел автомобиль, но не может ни ездить на нем, ни продать, ни даже разобрать на запчасти. Ничего! С молодого человека взяли расписку, что никаких манипуляций с BMW 5-Series он производить не будет. «Проблемы начались сразу после покупки — при попытке поставить автомобиль на учет. Машину отправили на экспертизу, где выяснилось, что она буквально скроена из двух разных BMW», — рассказывает свою историю Ярослав. Добросовестный покупатель попытался было разобраться в ситуации, но только еще больше запутался.

— У меня есть рабочий автомобиль. Но я его одолжил у друга, и он разваливается на ходу. А хочется надежную машину. Выбор остановил на BMW 5-Series в кузове Е34. В апреле этого года я увидел в интернете объявление о продаже такого экземпляра, — видно, что Ярослав много раз, шаг за шагом переживал ситуацию. — Судя по фото, автомобиль 1992 г. в. находился в хорошем состоянии, в чем я убедился, приехав в Солигорск. Продавец приехал на встречу с женой. Они оба стали уверять, что, мол, им предложили жилье, денег не хватает, поэтому скрепя сердце решили продать машину. А при других обстоятельствах ни в коем случае не расстались бы с таким замечательным автомобилем.

Ярослав Охрименко

По словам молодого человека, он сверил номер кузова с документами. Автомобиль был снят с учета, и документы не вызывали никаких подозрений. На всякий случай он сделал копию паспорта владельца и техпаспорта машины, была оформлена счет-справка. В ней значится сумма в 45 миллионов рублей. Примерно так поступает большинство покупателей «бэушных» машин: диагностика автомобиля — сверка VIN-кода — оформление счет-справки. Редко кто разбирает машину в поисках какого-нибудь подвоха.

— Абсолютно не подозревая, чем может обернуться стандартная процедура, я отправился на автомобиле для постановки на учет, — продолжает Ярослав. — Во время сверки VIN-кода у сотрудника ГАИ возникло подозрение: он обратил внимание на «неродные» заклепки таблички, которая размещена на левой стороне машины. Замечу, что основной VIN-код, расположенный под лобовым стеклом, сомнений не вызывал. Но тогда еще казалось, что все обойдется. Тем более что инспектор сам успокоил: скорее всего, тревога ложная, однако на всякий случай съездите на экспертизу.

Та самая BMW

День X был назначен. Экспертиза состоялась. Для нового владельца BMW ее результаты стали шоком: подозрения инспектора МРЭО подтвердились. Чтобы обнаружить обман, пришлось снять крылья автомобиля. Оказалось, под ними скрывались швы от сварки, а вся передняя плита с VIN-кодом была от другой машины! Также эксперты обнаружили оригинальный номер кузова автомобиля — он был указан под обшивкой сиденья.

— Техпаспорт на автомобиль был изъят, а саму машину отдали мне под ответственное хранение, — усмехается парень. — Сейчас она стоит в гараже. Ни ездить на автомобиле, ни продавать его, ни разбирать на запчасти я не имею права. Парадокс, но это и моя, и не моя собственность одновременно. Потому что я не могу ею распоряжаться, разве что пыль стирать с кузова.

Разбирательством занялись сотрудники правоохранительных органов. ГАИ, РУВД, таможня... Молодому человеку пришлось походить по всем этим инстанциям. Из разговоров с должностными лицами ведомств он установил: BMW состоит из двух разных автомобилей. Основная часть (практически весь кузов с двигателем, салоном и т. д.) въехала в Беларусь в 2011 году. Тогда это еще была машина с литовскими номерами. На нее оформили временный ввоз, а через неделю-другую по документам она выехала.

Вторая часть автомобиля — та самая плита с VIN-кодом — имеет не менее загадочную историю. Достоверно удалось выяснить, что раньше она была установлена на аналогичной модели BMW, которая принадлежала жителю Минска. «Мужчину вызывали для выяснения обстоятельств в милицию, — утверждает Ярослав. — Он объяснил, мол, купил автомобиль за $5 тыс. в конце 2013 года, вскоре попал в ДТП, врезавшись в столб. Но вот первая странность: ГАИ не вызывал, а продал поврежденную машину кому-то на запчасти за $2,5 тыс. Дальнейшую судьбу деталей он не знает».

В милицию пригласили для беседы также продавца из Солигорска. Тот заверил, что купил автомобиль в феврале 2014-го, принес даже распечатку звонков. Рассказал, что решил продать машину из-за большого расхода топлива, автомобиль его не устраивал только по этой причине, а больше он ничего-де не знает.

— Сейчас я понимаю, что у меня была только одна возможность обнаружить подлог: по документам двигатель объемом 3,0, а на деле — 2,0. Но тогда я подставу не разобрал, — с сожалением констатирует Ярослав.

Но как же литовский автомобиль вновь оказался в Беларуси? Или же он вовсе не покидал территорию страны? А где в таком случае находился три года? Почему всплыл только сейчас? Где была с ноября 2013-го по февраль 2014-го другая, поврежденная в ДТП машина? А главное, что делать теперь? Эти вопросы Ярослав (подчеркнем, добросовестный покупатель) задает себе чуть ли не каждый день.

Подобные истории часто описывают у нас на форуме, однако, как правило, они заканчиваются относительно благополучно — автомобиль в итоге удается поставить на учет с условием, что в течение трех лет его нельзя будет снять с регистрации. Но случай Ярослава, похоже, стоит особняком. История длится уже полгода, и финал ее предсказать сложно.

Мы обратились к сотрудникам отдела розыска ГАИ за комментарием. Вот что нам сообщили: «Это не единичный случай обнаружения автомобиля с поддельными VIN-номерами на стадии постановки на учет. В последнее время такие машины часто приходят из России. Обычно назначается экспертиза, материалы для проверки направляются в РУВД. Если устанавливается, что нынешний владелец не имел отношения к изменению идентификационного номера, то, как правило, ему дают возможность поставить автомобиль на учет без права осуществлять перерегистрацию в течение трех лет. Однако это не означает, что так будет в описанном выше случае».

Ярослав уже обратился к юристам, он намерен подать в суд. Объясняет, что у него у единственного в семье есть права — нередко без машины не обойтись (нужно возить в Минск маму и бабушку). Он все же рассчитывает поставить BMW на учет. «Адвокат популярно объяснил: даже если удастся доказать чью-то вину, то в лучшем случае получишь компенсацию 20 копеек в месяц», — говорит молодой человек. Для него эта история стала хорошим уроком. Он пообещал себе, что никогда больше не будет приобретать автомобиль, предварительно не показав его экспертам из регистрационного отдела ГАИ.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by