Молодой столичный маршрутчик против опытного: выгодно ли сегодня «таксичкам» конкурировать с автобусами?

 
10 ноября 2014 в 8:30
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев

В последнее время в бизнесе маршрутчиков наметились две противоречивые тенденции: водители неизбежно стареют, а машины вынужденно «молодеют». Еще в конце прошлого года СМИ пестрели громкими заголовками, якобы маршрутные такси и вовсе могут исчезнуть со столичных улиц. На фоне чуть ли не вечного конфликта с ГАЗелями и Ford Transit водители личных автомобилей не могли скрывать злорадную улыбку. А тем временем дела в этом столь популярном в начале 2000-х бизнесе действительно становились все хуже. Тем не менее маршрутчики не вымерли. Мы решили выяснить, как видят будущее «таксичек» два разных водителя: молодой, проработавший около полугода, и опытный, посвятивший перевозке пассажиров более 30 лет.

Илья, работает шофером маршрутки 6 месяцев:

— Когда-то «таксички» были очень популярными, выстраивались очереди на остановках. Среди пассажиров не было разве что бедных студентов. В начале и середине 2000-х по столичным улицам ездило около тысячи желтых микроавтобусов. В 2012 году говорили, что количество водителей стало меньше в два раза, в начале этого года число уменьшилось еще примерно на 40%. Может, минчане стали богаче и пересели на собственные машины? Сложно назвать точную причину, но отток людей катастрофический. Тем не менее я все равно устроился маршрутчиком в конце весны. Проработав несколько месяцев, понял весь негатив построенной системы.

— В целом могу сказать, что пассажиропоток — дело сезонное. В холода или сильную жару люди охотнее садятся в микроавтобус с кондиционером. Если знойным летом на мой маршрут до Комаровки — отнюдь не самый безнадежный — садилось по 8—10 человек, сейчас же, пока тепло, по 2—3. Некоторых знаю в лицо — это постоянные клиенты. Ездят в основном люди среднего возраста и пожилые, молодежь предпочитает кататься на транспорте, где можно либо сэкономить, либо вообще проскочить «зайцем».

— У нас выставлен ценник по 10 тысяч с человека, у многих — по 12 тысяч. Хотя, как мне кажется, цена здесь роли не играет (даже если поднять до 15). С другой стороны, если более-менее уравнять их с талонами на общественный транспорт… То есть дождаться, когда стоимость проезда в автобусах и троллейбусах поднимется до 7500, и опустить ее у нас до 8500. Тысяча роли не сыграет, и люди будут выбирать более комфортный способ поездок. Но у гортранспорта — госдотации, привилегия, которой мы лишены. Когда (скорее, если) цены на билеты «отпустят» и они будут привязаны к ценам на топливо, ремонт и запчасти, минчане побегут к маршруткам. Одна проблема: даже если это наступит, к тому времени очень вероятно, что «таксички» вымрут.

— Сейчас же маршрутки просто не выдерживают конкуренции. «Минсктранс» навел у себя порядок, стал следить за соблюдением расписания, придумал удобную систему проездных. Мы же работаем так, как и несколько лет назад. Развитие? Ну, разве что рост стоимости проезда. Хотя нет — вру. На прошлой неделе меня коснулось одно нововведение. Предприятие «Столичный транспорт и связь» навязало нам точно следовать графику. Например, я не могу стоять на конечной более 10 минут. В итоге и набираю два с половиной пассажира. А сами горожане, по-вашему, знают об этом графике? Увидеть на остановке расписание движения маршруток — редкость для Минска. «Сверху» же мотивируют новшество благими намерениями «повысить качество услуг, обеспечить пассажиру максимальный комфорт». Изготовить таблички тоже ведь денег стоит. За чей счет: фирм-перевозчиков или предприятия «Столичный транспорт и связь», инициировавшего введение графиков?

— А что происходит в часы пик? Только приехал — уже пора отправляться. График ведь. Если задержишься, неизбежны проблемы. И речь идет отнюдь не об административных мерах от начальства. Говорят, официальные таксисты нередко дерутся с нелегалами. Но почти никто не знает, какие драки устраивают между собой коллеги-конкуренты, работающие на маршрутках. Скажу так: в среднем на Комаровку вызывают милицию раз в 2—3 месяца. Правда, обычно патрульная машина приезжает уже на пустую стоянку. А первопричина вызова одна — кто-то из водителей слишком долго стоял. Так что некоторые из нас в буквальном смысле «дерутся за пассажиров» — опять же из-за безденежья. Обстановка такая, что я не уверен, стоит ли работать.

Тут стоит объяснить, как зарабатывают фирмы-перевозчики и водители. Последние заправляются за свой счет, а ремонты и техсодержание автомобилей оплачивает организация. Она же требует от шоферов дневную выручку (иногда процент, иногда фиксированную ставку). Оставшаяся сумма (за вычетом налога) достается водителю. Если план не собирается, шофер все равно возвращает указанную сумму. По словам наших собеседников, в обратном случае представители фирмы говорят, мол, мы не верим в оправдания «нет пассажиров, машина внезапно сломалась», обвиняют в сокрытии выручки (попросту воровстве) и увольняют. Шоферам проще отдать деньги, чем вступать в конфликт, который может закончиться потерей работы.

Олег, возит людей уже 30 лет (сначала в качестве водителя автобуса, после — нанятого маршрутчика, ныне — индивидуальный предприниматель с собственной машиной):

— Я посвятил этой работе почти всю профессиональную жизнь и, честно говоря, плохо вижу себя в другом деле. Я не уникален, в этом бизнесе таких много. Лучше сказать, в основном остались практически одни старожилы. Молодые люди приходят поработать на месяца три, редкие ребята получают однолетний стаж. Говорят, невыгодно. Может, по этой причине я и ушел с должности наемного шофера, а стал работать на себя.

— Но количество маршруток уменьшается не только из-за вопросов кадров и зарплат. Просто старые желтые «гробы» стали настолько стары, что их убирают с улиц города. Сейчас же действует новое правило — машина не должна быть старше 10 лет. Оно и верно: ГАЗельки из прошлого века так уже тарахтели, что страшно было за пассажиров. Владельцам старых машин предприятие «Столичный транспорт и связь» просто не продлевает лицензию. Вот у моего коллеги 17-летний Ford Transit, ему сказали: «Работаешь до 1 декабря». Если на фирме купят новый микроавтобус — будет работать, нет — значит, место на маршруте освободится. Таким образом и становится меньше «таксичек».

— Я купил новый, 2014 года выпуска, Ford Transit. Отдал больше 20 тысяч долларов. За три месяца отъездил 20 тысяч километров. За сколько получится окупить машину, не скажу — боюсь предполагать. Уж больно нестабильный заработок — даже с моим опытом никогда не могу предугадать количество пассажиров. У меня есть своя теория по поводу сокращения потока людей. Раньше маршруты, проходившие к рынкам, считались «золотыми»: горожане ездили с полными пакетами, которые сложно было перевозить в автобусе. Сейчас же в каждом районе понастроили гипермаркетов. Минчане теперь не отправляются за покупками в центр или на окраины — почти каждый может сказать, что в трех-четырех остановках от его дома можно приобрести практически все необходимое.

— Бизнес был бы очень выгодным и комфортным, если бы сохранился поток людей конца 2000-х. Что я имею в виду? Прежде всего отношение других водителей, соседей по потоку. Поверьте моему опыту: что творилось еще десять лет назад, не сравнить с нынешней ситуацией. Казалось бы, сейчас количество машин увеличилось. Но вместе с тем стало больше и адекватных водителей. Раньше было намного больше дорожных конфликтов: нас ругали, обвиняли в том, что мешаем, регулярно подрезали и требовали уступить дорогу. В последние годы стало поспокойнее, среди автомобилистов появилось больше понимающих: человек везет пассажиров, делает свою работу. Ну а агрессивных водителей маршруток давно уволили. ГАИ с транспортной инспекцией жестче в рейдах не стали, все по-прежнему: дерут за документацию, лишние поручни, техсостояние. Разве что за стоящих пассажиров не наказывают — таковых просто нет. Старые проблемы в этом плане тоже остались: спецоперация называется «Автобус», а ловят только маршрутчиков, ведь что с шоферов госучреждения взять? В целом меня моя работа устраивает, но, как я уже сказал, я старожил. А молодежи проще сидеть в тепленьком офисе и стучать по клавиатуре. То, что наша профессия стареет, — это неоспоримый факт, но такие, как я, в любом случае в ней останутся. Так что хоронить минские маршрутки рановато.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by