Оранжевый или бордовый? ГАИ проверяет сигналы для водителей

 
21 ноября 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Иногда складывается ощущение, что проезд на красный сигнал светофора в Минске стал нормой. Сложно поверить, что у нарушителей случаются кратковременные приступы дальтонизма. Почему же столько аварий происходит из-за проездов на запрещающий сигнал светофора? Отчасти это можно объяснить тем, что не работает принцип неотвратимости наказания. Зафиксировать нарушение не так уж просто. Во время нашего репортажа, например, один инспектор дежурил непосредственно на перекрестке или регулируемом переходе, а второй — в ста метрах. Технология оказалась результативной: нарушители были удивлены и несколько озадачены, хотя не преминули обратиться к излюбленной отговорке «так я ж во время смены сигнала…» В будущем в Минске такие нарушения будут четко фиксировать умные камеры, которые тестируются не первый год.

Площадь Якуба Коласа. Патрульный автомобиль ГАИ останавливается возле регулируемого пешеходного перехода. Три года назад здесь был совершен наезд на пенсионерку. Видеозапись показала, что водитель Audi двигался на зеленый сигнал светофора, однако перед ДТП отчаянно маневрировал. Инспекторы обращают внимание: «Не все так однозначно. Часто водители забывают про то, что даже если зеленый сигнал загорелся для них, они обязаны уступить дорогу пешеходам, не закончившим пересечение проезжей части».

Все внимание на светофор! Проходит буквально три цикла, как со встречного направления (от пл. Победы) автомобиль Hyundai Sonata с ускорением проезжает на запрещающий сигнал. Сотрудники ГАИ включают маячки и останавливают нарушителя возле бульвара Мулявина. Мужчина явно не ожидал, что ему будет уделено столько внимания:

— Я не уверен, что там красный был…

— Когда загорелся красный, до стоп-линии было минимум пять метров. Но при вашей скорости… — говорит инспектор.

Интересный нюанс: часто проезжают на красный те, кто превышает скорость (пусть и незначительно). Чем она выше, тем сложнее остановить автомобиль, ну и так не хочется давить педаль тормоза в пол… Наоборот, появляется желание еще немного ускориться. А в это время по перпендикулярному направлению едет второй автомобиль, на только-только загоревшийся зеленый. Он продолжает движение, то есть скорость приличная, а видимость — ограничена. Именно при таких обстоятельствах часто совершаются аварии с пострадавшими. По данным пресс-службы Минской ГАИ, с января по октябрь этого года в городе из-за нарушений правил проезда перекрестков произошло 27 учетных ДТП, в которых два человека погибли, а 44 получили травмы.

— Поймите, меня ребенок ждет. Я должен с английского его забрать, — обращается к новому аргументу водитель. — И вообще, я не уверен, что на запрещающий пересекал. У вас есть видеоподтверждение?

Сотрудники ГАИ объясняют, что в данном случае никакой видеозаписи или фотоснимков они предоставлять не обязаны. Достаточно двух пар глаз опытных инспекторов. Но они готовы составить протокол и отправить на разбирательство в ГАИ, а там, дескать, решат.

С одной стороны, требование предоставить видео необоснованное, с другой — веяние времени. Превышение скорости ведь фиксируют в автоматическом режиме, нарушения правил парковки также собираются регистрировать с помощью камер. Автоматика в этом смысле активно заменяет человека. Технология фиксации проезда на красный тоже отрабатывается на перекрестке улиц Козлова и Платонова. Своеобразной границей является стоп-линия. Делаются три кадра — до стоп-линии, во время ее пересечения и после. При этом должны соблюдаться еще два условия: во-первых, должны быть видны сигналы светофора, а во-вторых — номер машины.

Но вернемся к ситуации с водителем Hyundai. В конце концов он сдается:

— У меня времени нет. Ребенок малолетний ждет…

— Если бы произошло ДТП, вы бы уже никуда не торопились. Вообще, про тяжкие последствия проезда на запрещающий сигнал светофора в курсе? — спрашивают инспекторы. — Ведь пешеход, пересекая дорогу на зеленый, не всегда смотрит, все ли автомобили остановились.

Проведя небольшой ликбез, водителя Hyundai, заверившего, что «больше никогда», отпускают без составления протокола. А мы перемещаемся на ул. Козлова, к кинотеатру «Мир». Наш город устроен таким образом, что основные транспортные потоки проходят по улицам, где интенсивное пешеходное движение. То есть конфликт «человек — машина» обострен. Чтобы его минимизировать, устанавливают светофоры. Город все больше и больше обрастает этими дорожными устройствами. Но, как выясняется, это не панацея. Достаточно один раз проигнорировать сигнал и…

Впрочем, есть аварийно опасные участки и там, где на запрещающий сигнал проезжают довольно редко. На ул. Козлова, например, многие стремились завершить маневр на желтый, но на красный — редко.

Такая же ситуация на перекрестке улиц Куйбышева и Кульман. Двое таксистов тормозили уже после стоп-линии, но так и не решились ехать на красный. Большой перекресток как будто отпугивает: мало ли кто выедет наперерез?

И все же один нарушитель на ул. Козлова попался. Водитель Rexton мало того что пользовался телефоном во время движения, так еще и проехал на запрещающий сигнал.

— Вот из-за телефона светофор и не заметили, — говорит сотрудник ГАИ.

— Да я звонок отбивал! Понимаете, на середине перекрестка оказался. Если бы впереди едущий не остановился, я бы проехал вовремя. Сами же знаете — начнешь в час пик резко тормозить и получишь сзади.

— За светофор — протокол, за телефон — штраф на месте, — подводят краткий итог беседы инспекторы. — За первое нарушение — штраф в 150 тыс. рублей (1 б. в.), за второе — 75 тыс. (0,5 б. в.).

Проезд на красный тоже бывает разным. Чаще нарушители проскакивают на «розовый», когда только-только загорелась верхняя секция светофора. Иногда на медленной скорости решают, например, повернуть направо, «если никому не мешают». Самый опасный проезд — через 5—7 секунд после загорания красного, когда перпендикулярное направление успело набрать скорость и выехать на перекресток.

— Зеленый внезапно не гаснет, он три раза моргает. А желтый горит две-три секунды, — комментируют инспекторы. — Так что говорить, мол, на светофоре вдруг загорелся красный, просто неуместно. Как правило, это означает, что водитель осознанно рисковал. Кстати, отбивка в две-три секунды, когда для обоих направлений горит красный, тоже сделана неспроста. Это на заметку тем, кто любит в оправдание приводить аргумент про завершение маневра.

Следующего нарушителя сотрудники ГАИ остановили около филармонии. Таксист на Ford недоумевал: «Вроде бы скорость я не превышал…» На вопрос, на какой сигнал светофора ехал, поначалу удивился: «Я же маневр заканчивал! Мне что, посередине перекрестка стать?»

— Но вы же регулируемый переход проезжали. Какой перекресток? — поправил его инспектор. — Первый раз на красный проезжаете?

— Первый. То есть я ж на желтый. Не было красного, я уверен…

Говорил таксист убедительно, с выражением и искренним блеском в глазах. Можно поверить. Вот только фотографии говорят об обратном.

— Ой, а можно без протокола? У меня клиенты в машине, — объясняет водитель Ford, не понимая, что это только усугубляет его положение. — Надо в Уручье срочно. Еще немного, и отключат от диспетчерской.

— Я смотрю, вас уже предупреждали… — проверка на «Кулоне» обнаруживает недавнее нарушение.

— Да это поворот. Не заметил, что на Машерова сделали…

В отношении таксиста составляется протокол. Также делается запись в талон. Сотрудники ГАИ сделали оговорку: человек работает в сфере обслуживания, берет на себя ответственность за жизни других людей — здесь поблажек быть не может.

Еще одно опасное место в центре Минска с точки зрения нарушений правил проезда перекрестка — это пересечение пр. Независимости и ул. Академической. Раньше здесь часто фиксировались ДТП. Поток, движущийся по проспекту на зеленую стрелку, не пропускал выезжающих слева. Но после внесения изменений в работу светофоров ситуация улучшилась. Теперь проспект принудительно останавливают, а у поворачивающих с ул. Академической есть нормальная возможность реализовать преимущество.

Тем не менее проезды на запрещающий сигнал светофора здесь фиксируются.

— Dodge в третьей полосе, — передал по радиостанции инспектор, дежуривший непосредственно на перекрестке.

Через несколько секунд его коллега остановил молодого водителя минивэна:

— Знаете причину остановки?

— Догадываюсь. Но я на желтый ехал... Вы понимаете... Как это говорится? Потребовалось бы экстренное торможение. В этот момент как раз смена сигнала произошла.

Инспекторы позже сделали акцент: желтый тоже является запрещающим сигналом светофора. И хотя есть оговорка про экстренное торможение, принимается она далеко не всегда. Как в случае с Dodge.

— У вас есть сомнения в нарушении ПДД? — снова интересуется сотрудник ГАИ у водителя. — Можем оформить протокол, по нему в случае несогласия предусмотрен максимальный штраф. Хотя я смотрю, у вас это первое подобное нарушение. Тогда последует минимальное наказание. Но имейте в виду, что в следующий раз штраф составит от 3 до 10 б. в.

Парню ничего не остается, как согласиться.

В пресс-службе Минской ГАИ обратили внимание: во время проведения акции «Пешеход» контроль за соблюдением правил проезда перекрестков усилен. Инспекторы высказали уверенность, что в ближайшие годы фиксировать такие нарушения будут камеры, однако пока проверки проводятся в ручном режиме.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by