Тест-драйв новинок ГАЗа: долгожданный «ГАЗон Next» и новая мечта маршрутчика

 
15 декабря 2014 в 8:30
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович

Тест-драйвы, на которые журналисты отправляются за границу, очень похожи между собой. Мы прилетаем в аэропорт, на парковке получаем ключи от машин и несколько сотен километров едем в гостиницу — по живописным серпантинам, горам или другим красивым местам, которые заранее вбиты в навигацию. С первым тестом новинок ГАЗа все было иначе. У редкого журналиста есть права категорий С и D, поэтому испытать автомобили нам предстояло на закрытой площадке. Организаторы мероприятия посчитали, что наиболее подходящим местом для теста коммерческой техники является Нижегородское кольцо, которое представляет собой первую в России трассу II категории.

В Нижний Новгород мы отправились на два дня. В первый нам предстояло испытать грузовик «ГАЗон Next», который уже давно ждут на рынке, во второй — абсолютно новый микроавтобус «ГАЗель Next», который имеет большие шансы стать популярной маршруткой в нашей стране. Эти две новинки являются не единственными моделями ГАЗа, которые появились на рынке в этом году. За минувшие 11 месяцев российский производитель представил 12 новых продуктов. В декабре дебютирует 13-й — газовый агрегат ЯМЗ-530. Несмотря на тяжелые экономические времена, дела у «Группы ГАЗ» идут неплохо: компания занимает огромные доли рынка во всех сегментах, где выступает. Две новые модели должны закрепить успех российского производителя коммерческой техники. О них сейчас и поговорим.

«ГАЗон Next»

На въезде в NRing (так называют Нижегородское кольцо) нас встречали четыре разные модификации нового «ГАЗона». Снегоуборочная версия, самосвал, бортовой грузовик и мусоровоз. На самом деле версий «ГАЗона» может быть бесконечно много. Все эти модификации делают сторонние компании, которые заключили с ГАЗом соответствующий договор. Реализуются автомобили через дилерскую сеть производителя. Это вам не легковушки, где все версии делает одна компания, чей логотип размещается на решетке радиатора. Впрочем, все эти снегоуборщики и самосвалы были выставлены для демонстрации, ездить нам предстояло на обычных ГАЗовских модификациях с двумя типами колесной базы.

Для испытания Next россияне подготовили два участка: непосредственно гоночное кольцо NRing, где проходят соревнования по кольцевым гонкам, и небольшой полигон со «змейками», кольцами, заездом в «гараж» и прочими элементами. Почти как в автошколе. Учитывая, что единственным автомобилем крупнее Ford Transit, на котором мне приходилось ездить, был тягач DAF с «автоматом» (на полигоне в Липках), я решил начать с «автошколы». Слава богу, в каждой машине находился инструктор, который следил за правильностью действий «легковых» журналистов.

Выглядит Next очень неплохо. Стильный капотный грузовичок с приятной глазу светотехникой и интересной формой кузова. Этому автомобилю предстоит еще долго развозить продукты по нашим магазинам, служить в сельском хозяйстве, строительной отрасли и других сферах. Предшественник данной модели вам всем хорошо известен — это ГАЗ-3307. Он выпускается с 1989 года, и сложно найти населенный пункт на постсоветском пространстве, где бы не трудился этот грузовик.

ГАЗ 3307. Спорим, вы встретите эту машину сегодня по дороге из офиса домой?
ГАЗ-3307. Спорим, вы встретите эту машину сегодня по дороге из офиса домой?

Очень важное преимущество по сравнению с предшественником — более вместительная кабина. «ГАЗон» получил три кресла, в то время как 3307 был исключительно 2-местным грузовиком. Более того, Next можно заказать с опциональной 2-рядной кабиной, и тогда количество посадочных мест возрастет до семи! На втором ряду места для ног примерно как у хетчбэка В-класса. В дальнюю дорогу всей семьей на «ГАЗоне» не отправишься. Зато второй ряд кресел легко превращается в кровать-полуторку. Таким образом ГАЗ намекает, что новую модель можно использовать и для дальних перевозок, когда водителю необходимо ночевать в машине. Конечно, по удобству лежанки «Нексту» еще далеко до Mercedes Actros, но не думаю, что спать здесь менее комфортно, чем в поезде, на котором я ехал из Нижнего Новгорода в Минск.

В салоне, конечно, нет никаких сенсорных экранов, навигаций и навороченных климатических установок. Но и то, что есть, — неплохо, учитывая, что перед нами самый доступный грузовик в своем классе. Приятная на вид панель, отличная подгонка деталей, CD-магнитола, бортовой компьютер (с экраном на приборной панели), электростеклоподъемники, кондиционер и даже круиз-контроль. Кресла мягкие. Водительское имеет шесть различных регулировок. У Next также регулируется угол рулевой колонки. По всему салону распространены подстаканники. Есть даже на «полторашку». Единственное, что портит в целом приятное ощущение от салона, — это рычаг МКП, беспардонно торчащий из пола и напоминающий по форме ручку кофемолки.

Там, где в легковых автомобилях первая передача, у «ГАЗона» — задняя. А первая у грузовика там, где обычно вторая. Но трогаться лучше со второй (просто рычаг вперед). Я не стал ломать мозг и просто считал, что у машины четыре передачи (про первую вообще забыл). Тронуться на Next оказалось проще, чем я ожидал: 4,4-литровый турбодизель Common Rail развивает 490 Н·м, и даже аккуратно отпустив сцепление, вы покатитесь вперед. Ход рычага на удивление оказался очень маленьким. Не поверите — меньше, чем в легковушках! Качнул вперед на пару сантиметров и воткнул вторую. Двойного выжима сцепления на переключениях больше делать не нужно, но перегазовывать не помешает — без этого нащупать третью после четвертой очень сложно.

Освоил управление 4-тонного грузовика за 10 минут. Проходя «змейку», лучше не забывать о 4,5-метровой колесной базе и проезжать фишки с запасом. Заезжая задним ходом в «гараж», лучше ориентироваться по нижнему широкоугольному зеркалу. Если у вас есть хотя бы полгода опыта активной езды на легковом автомобиле по городу, любое упражнение на «ГАЗоне» вы научитесь выполнять за считанные минуты. Говорят, у Next заметно улучшилась шумоизоляция по сравнению со старой моделью. Может быть, но все равно звук двигателя и шумы с улицы доносятся до салона в очень хорошем качестве. Зато в самом интерьере ничего не гремит и не вибрирует, кроме разве что рычага коробки передач, который на заведенной машине даже сфотографировать нельзя из-за «трясучки».

Перед выездом на NRing ознакомился с картой трассы и надел шлем. Хотя «полетать» на большой скорости не выйдет — «максималка» Next составляет всего 110 км/ч. Когда на легковом автомобиле нам нужно «притопить», мы раскручиваем двигатель до 5—6 тыс. оборотов. Если нужно максимально быстро разогнаться на «ГАЗоне», то передачи стоит менять на 2—2,5 тыс. оборотов. Двигатель начинает «просить» следующую ступень уже при 1,5 тыс.! Пятую передачу можно включать на скорости 65 км/ч.

Не буду пытаться оценить управляемость грузовика, т. к. сравнивать не с чем. Едет — и едет. На втором круге NRing по требованию инструктора пустил машину в легкий занос, хорошенько крутанув руль. Под выпрямление «баранки» поддал газку, и траектория выровнялась. Все очень предсказуемо и прозрачно. Поведение «ГАЗона» на заснеженной трассе чем-то напоминает старенькие BMW без всяческих систем-«ошейников». Со скорости 60 км/ч для теста произвел экстренное торможение на снегу. ABS отработала отлично.

Россияне не сомневаются в коммерческом успехе Next. Все предшественники нового «ГАЗона» занимали лидирующие позиции на большинстве рынков постсоветского пространства. В России цены на «ГАЗон Next» начинаются от 18 650 долларов (по актуальному курсу). Но юрлиц больше волнуют цены в Беларуси, где машину можно оформить в лизинг. У нас новинка продается по цене от 327 550 000 рублей, что заметно дороже, чем в России с их рублем. Хотя после Нового года цены на автомобили в РФ будут пересмотрены и скорректированы. Несмотря на то что Next выпускается в России, он имеет огромное количество импортных деталей, которые производитель приобретает за валюту.

Микроавтобус «ГАЗель Next»

Управлять 18-местным автобусом «ГАЗель Next» еще проще, чем грузовиком. Передачи здесь — как у легкового автомобиля. Сцепление еще более информативно, а передаточные числа схожи с теми, к которым мы привыкли в своих машинах. Среди недостатков водительского кресла — отсутствие двери (придется заходить через общую справа). Усложняет посадку еще и рычаг, который сложно «обойти» по пути на место шофера. Но главное место в «ГАЗели Next» — это пассажирский салон. Именно поэтому журналистам было предложено поездить по NRing в том числе в качестве пассажиров. По всей трассе были расположены импровизированные остановочные пункты.

Вообще, компания ГАЗ недооценивала рынок маршруток. Предыдущая «ГАЗель» не имела толковой модификации для развоза пассажиров. Все те маршрутные такси на ее базе, которые мы можем видеть в российских и украинских городах, были переоборудованы сторонними компаниями. Когда производитель понял, что теряет большую долю рынка, он приступил к созданию абсолютно нового микроавтобуса. Требования были следующими: 18 посадочных мест, возможность пассажирам вставать в полный рост и автоматическая дверь (как в больших автобусах), чтобы водитель больше не кричал клиентам «дверью не хлопать!» или «сильнее толкните!».

Заходить в салон Next удобно. Дверь имеет высоту около двух метров. Есть и удобные ступеньки. Проходить между рядов лично мне было комфортно (рост 186 см, вес 74 кг). Но если тучная женщина с тремя «ждановичскими» сумками будет пробираться с последнего ряда к выходу, то по голове получат все крайние пассажиры. Для решения проблемы узкого прохода можно было лишить машину одного ряда (оставить 2+1), как это делают на Mercedes Sprinter / Volkswagen Crafter. Но производитель уверен, что заказчикам (покупателям маршруток) очень важно количество сидячих мест. Для удобства передвижения по салону некоторые модификации «ГАЗели» получили поручень в потолке. Полезная штука, когда пассажиры пытаются пробраться ближе к выходу во время движения автомобиля.

Всю жизнь мечтал нажать на эту кнопку!
Всю жизнь мечтал нажать на эту кнопку!

Микроавтобус получил салон высотой 190 см и большую площадь остекления. Визуально это придает «воздушности» каркасному пассажирскому «ГАЗель Next». Ширина проема двери — 550 мм, а высота первой ступеньки — 340 мм. Для удобства эксплуатации машины зимой, здесь кроме основного отопителя предусмотрено два дополнительных (один из них — опция), каждый на 5 кВт. На новинку устанавливается 2,8-литровый мотор Cummins ISF, развивающий 120 л. с. и, что более важно, 300 Н·м. Максимальная тяга доступна уже на 1,6 тыс. оборотов в минуту.

Автомобиль оборудуется новым задним мостом с увеличенной несущей способностью и усиленными тормозами. Четырехлистовая задняя подвеска без подрессорника, со стабилизатором поперечной устойчивости была значительно усилена по сравнению с обычным Next, т. к. по исследованиям ГАЗа водители маршруток часто перегружают машину и запускают намного больше пассажиров, чем это позволяют технические характеристики. В России бывали случаи, когда в одной маршрутке с 12 посадочными местами передвигались до 48 (!) человек.

В Минске рынок маршруток уже забит моделями Mercedes Sprinter, Volkswagen Crafter и Ford Transit. Но в российской компании считают, что у нового микроавтобуса «ГАЗель» есть все шансы занять свою долю рынка в РБ. Цены на 18-местный Next начинаются от 330 930 000 рублей. Модификация с поручнем и одним стоячим местом оценивается в 336 170 000.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by