Репортаж из Исландии: каково живется автомобилистам в самой заснеженной стране Европы

 
08 января 2015 в 8:30
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович

Вы не покупаете себе велосипед из-за того, что в Беларуси слишком длинная зима? По-вашему, электромобили созданы для Калифорнии, где не бывает снега? Ваше плохое настроение в декабре связано со слишком коротким световым днем? А может, вы думаете, что во всех без исключения европейских странах дорожники работают «не то, что у нас» и на дорогах там зимой ни снежинки? Исландия разрушит ваши стереотипы!

Исландия входит в Шенгенскую зону, но почему-то мало кто из белорусов ездит туда, предпочитая более близкие Париж, Милан и прочие Барселоны. Те, кто бывал на самом западном острове Европы, знают, что Исландия достойна того, чтобы найти-таки дешевый самолет до Рейкьявика и погрузиться в чары этой необычной страны. Население Исландии — всего 320 тысяч человек. Это меньше, чем в Гродно. Но при этом в Исландии своя стабильная валюта, своя музыка (ее слушают по всему миру!), свой язык, свои традиции и своя неповторимая автомобильная культура. О последней сейчас и пойдет речь.

Начать разговор об автомобилизации самой заснеженной европейской страны следует с того, что в Исландии практически нет дорог. Остров представляет собой огромную пустыню, которая зимой покрыта снегом и льдом, а летом превращается в зеленые долины с вулканами, водопадами и огромными красочными холмами.

Почти все трассы сконцентрированы вокруг столицы — Рейкьявика (кстати, самая северная в мире столица). Зимой за городом редко встретишь другой автомобиль, поэтому здесь все передвигаются по центру дороги, аккуратно съезжая в бок при появлении встречного транспорта. Трассы чистят от снега в радиусе нескольких десятков километров от столицы. И то не всегда. Несколько дней после сильного снегопада все улицы Рейкьявика могут быть в сугробах, поэтому здесь не нужен закон об обязательной зимней резине. Захочешь ездить — «переобуешься». Иначе даже не выедешь с парковки. Улицы здесь никто ничем не посыпает, и поэтому даже когда оттепель, все машины чистые. Мокрые, но без намека на грязь. Открывать мойку в Рейкьявике — гиблое дело.

Интересно, что исландцы особо не смотрят на марку шин. Очень часто на дорогих автомобилях можно увидеть китайский «ноу-нейм» с трещинами на боковинах и профилем, который еще помнит миллениум. В Рейкьявике просто огромное количество лифтованных внедорожников с гигантскими колесами. Это целый культ в Исландии. Есть микроавтобусы и даже автобусы с увеличенным дорожным просветом и внедорожными шинами.

Когда видишь таких «монстров», стоящих в сугробе, понимаешь: вот хозяин подготовился к зиме. Но на самом деле все немножко иначе. Эти огромные колеса… не предназначены для передвижения по снегу! Подобные шины создавались для езды по горам и камням, и владельцы данных автомобилей тюнинговали свои транспортные средства именно для передвижения в летний период за городом. Но я не видел ни одного застрявшего Toyota Land Cruiser с такими «летними шинами».

В Рейкьявике есть древняя зимняя традиция — бегать с лопатой вокруг своего автомобиля утром перед работой. Такое ощущение, что это доставляет удовольствие местным жителям! Сел в машину. Прогрел. Газанул со всей дури взад-вперед, посадив тем самым авто «на брюхо». Достал из багажника лопату — и вперед! На каждой второй парковке утром можно наблюдать, как владельцы легковушек откапывают свои средства передвижения. Парадокс: многие исландцы абсолютно не умеют ездить по снегу, а тем более выбираться из сугробов. За неделю, проведенную в Исландии, мы с моим коллегой Димой Новицким вытолкали с десяток застрявших машин. Однажды из-за этого чуть не опоздали на встречу, и женщина, которой мы помогли вытолкать ее Golf, согласилась нас подбросить. Это была самая страшная поездка в моей жизни! На каждом светофоре я думал, что мы сейчас врежемся в стоящий впереди автомобиль. Исландцы знают только два положения педали газа: полностью отпущена и «в пол». Причем ездит так большинство жителей Рейкьявика.

Что касается автомобильного парка, то Исландия представляет собой интересный микс американской и европейской автомобильных культур. Уверен, это единственная страна в мире, где с одинаковой вероятностью можно встретить Ford F-150 и Volkswagen Up. Самыми популярными марками здесь являются Toyota, Skoda, Chevrolet, Volkswagen и Ford. По моей субъективной оценке, примерно половина всех автомобилей в Исландии — это внедорожники или SUV. Очень много подержанных пикапов и стареньких Jeep. Среди «бэушных» легковушек здесь в почете Subaru. «Импрез» родом из 1990-х в Рейкьявике — как у нас Volkswagen Passat B3.

В Исландии очень мало французских и почти нет итальянских машин. Среди малолитражек в почете Toyota Aygo, Toyota Yaris, Nissan Micro и Ford Fiesta. Лишь однажды встретил Mini Cooper. Удивительно, но в Рейкьявике довольно много электромобилей. Часто можно увидеть Nissan Leaf. Имеется пару Tesla Model S (у Tesla здесь даже дилер свой есть!). В центре города расположено несколько зарядных станций. У шоу-рума Volkswagen «заправляются» электроэнергией дилерские электрокары e-Golf и e-Up. Хотя, наверно, ничего удивительного в популярности электромобилей здесь нет. Пробеги у машин совсем небольшие. Из города, по сути, и выезжать некуда, поэтому даже 100-километрового запаса хода Leaf хватит на несколько дней. К «теще в Брест» тут никто не ездит.

Еще одним сюрпризом для меня стало обилие велодорожек. Ими просто пронизан Рейкьявик! При этом велосипедисты передвигаются на «двухколесниках» круглый год. Власти города всячески одобряют это и развивают сеть велодорожек и велопарковок. И даже оснащают их обогревом (!), чтобы не было снега. Хотя многие велосипедисты гоняют и по сугробам. Благо тут не бывает холодов. Нет, это не описка. В Исландии действительно тепло. Редко здесь температура опускается ниже минус 5 градусов. Сегодня там, к примеру, плюс 2. И даже если температура минус 5—6 градусов, то переносится она очень хорошо из-за низкой влажности. Некоторые ходят в теплых свитерах и шарфах. По белорусским меркам, в Исландии зимой — как у нас в конце марта.

Хотя если поднимается ветер — лучше посидеть дома. В Исландии есть поговорка: «если тебе не нравится погода — просто подожди 5 минут». Действительно, солнечное небо иногда покрывается снежными тучами за считанные минуты. Вы можете зайти в магазин во время спокойной, почти весенней погоды, а выйти из него в Хавер. А еще мы попали в Исландию в самый разгар полярной ночи, когда солнце встает лишь на обеденный перерыв. Зато летом здесь бывают деньки, когда оно практически никогда не уходит за горизонт. Страна контрастов.

В целом исландские автомобилисты — дружные и сплоченные. Если кто-то забуксовал на светофоре и не может тронуться, ему не будут сигналить, объезжая с грозным пронзительным взглядом. Из машин просто выйдут люди и толкнут застрявшее авто. Здесь даже есть служба спасателей-волонтеров, которые зимой помогают застрявшим автомобилям бесплатно. Учитывая, что в Исландии очень мало людей, здесь не стоит изменять жене. Тут можно брать продукты в долг в магазине, а также не закрывать свою машину. Многие жители Рейкьявика не пользуются дверными замками. Да и куда угонять автомобиль с острова, где все друг друга знают? К тому же атмосфера здесь не та. Люди добрые и позитивные, несмотря на 20-часовую ночь, непролазные сугробы, не почищенные от снега улицы и топливо почти по 2 доллара за литр. Неудивительно, что с этого маленького острова практически никто не уезжает на Большую землю в поисках лучшей жизни. Исландцы счастливы там, где родились.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by