СМИ: в правительстве обсуждается предложение «отвязать» от доллара цену на бензин

 
30 616
17 февраля 2015 в 14:51
Источник: «Белорусы и рынок». Фото: архив auto.onliner.by
Источник: «Белорусы и рынок». Фото: архив auto.onliner.by

Правительство и Нацбанк в рамках стратегической задачи по дедолларизации экономики и повышению доверия к национальной валюте намерены реализовать ряд предложений. Так, департаменту по ценовой политике Минэкономики поручено обсудить возможный пересмотр механизма формирования цен на нефтепродукты — сейчас они привязаны к курсу доллара.

Новые правила ценообразования в отношении топлива на внутреннем рынке работают с конца 2014-го: с 1 октября прошлого года литр бензина АИ-92 в Беларуси стал стоить $1, а дальше, как и было объявлено, ценники меняются вместе с курсом национальной валюты.

В последний раз концерну «Белнефтехим» пришлось повышать цены на автомобильное топливо в среднем на 4,7% с 13 января текущего года, когда топливо в долларовом эквиваленте в Беларуси подешевело практически на четверть. Это повышение объяснили индексацией с целью частичной компенсации роста курса доллара к белорусскому рублю, а также ростом стоимости российской нефти для белорусских НПЗ при введении с 1 января 2015 года налогового маневра в России. Действительно, с 1 января 2015 года на фоне снижения мировых цен стоимость российской нефти для Беларуси увеличилась примерно на $107 за тонну. Еще в декабре 2014 года Беларусь покупала российскую нефть по $165,9 за тонну, но уже в январе 2015-го цена на эту нефть для белорусских НПЗ в одночасье превысила $270 за тонну.

Этот скачок привел к снижению рентабельности белорусских НПЗ. В январе рентабельность продаж основной продукции белорусских нефтеперерабатывающих заводов заметно снизилась. Это тоже одна из причин роста цен на автомобильное топливо в Беларуси.
Однако потребителям объяснить это сложно: они не понимают, почему на фоне двукратного падения мировых цен на нефть в Беларуси цены на автомобильное топливо растут.

Тем не менее кампания по дедолларизации вряд ли коснется бензинового ценника. У «Белнефтехима» и отечественных НПЗ достаточно аргументов, чтобы еще раз доказать необходимость такой привязки. Самый главный аргумент: именно цена на бензин на внутреннем рынке на уровне $1 за тонну позволяет заводам иметь приемлемую рентабельность, чтобы продолжать модернизацию НПЗ (это для них сегодня является основным приоритетом).