Город вслепую, или Каково незрячим передвигаться по Минску

 
26 520
26 февраля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Надвиньте плотную повязку на глаза и попробуйте пройти по оживленной улице хотя бы полсотни метров. Бьемся об заклад, с непривычки вам это не удастся. А герои нашего сегодняшнего репортажа, Екатерина и Александр Северин, вынуждены так передвигаться всю жизнь. Вместе с незрячей семейной парой мы проделали их ежедневный путь, чтобы понять — каково это перемещаться без зрительного контроля по неприспособленному для этого городу. Столбы, низко висящие знаки, выбоины в тротуарной плитке — любое препятствие превращается в ловушку. А еще невнимательные прохожие, неудобные остановки, общественный транспорт… Подробности — в специальном репортаже Onliner.by.

Встречаемся с незрячими супругами на ул. Богдановича, возле специальной школы №188 для детей с нарушениями зрения, где Екатерина преподает нотную грамоту (есть специальная техника). Александр, когда у него есть время, сопровождает жену — вдвоем проще и безопаснее. Семейная пара говорит, что ориентирование в пространстве без зрительного контроля в чем-то напоминает вождение автомобиля: нужно хорошо знать ПДД, нормы общественного поведения, особенности городской среды. В прямом смысле ориентироваться во всем этом с закрытыми глазами.

У обоих в руках специальные трости белого цвета со световозвращающим покрытием. Александр на примере своей рассказывает, насколько это важный атрибут для незрячего. Наконечник вращающийся — так удобнее прощупывать поверхность на предмет луж, мелких бордюров и так далее. Трость складывающаяся — очень удобно, например, когда садишься в транспорт. По царапинам, погнутостям и сколам видно, что она не раз спасала своего хозяина.

— Только чур не надо нас жалеть. Мы в этом не нуждаемся, — сразу предупредили нас супруги. — Есть проблема? Готовы ее обсуждать, как любые другие нормальные люди. А лишние эмоции, спекуляции на положении только мешают. Мы скорее по жизни оптимисты, но хотим рассказать о трудностях как есть, без преувеличений.

Екатерина и Александр участвовали в составлении пешеходных GPS-маршрутов для незрячих. Специальное приложение предупреждает: «Осторожно! В этом месте опасный бордюр!» или «Есть опасность натолкнуться на крыльцо». Но кто-то прежде должен обозначить все препятствия. Этим и занимались волонтеры — каждый составил минимум 100 маршрутов. Обычно это путь от остановки общественного транспорта до какого-нибудь объекта.

Сейчас нам предстоит пройти как раз по такому маршруту — около двухсот метров по ул. Богдановича. Для обычного человека совсем немного, две-три минуты ходьбы, но для незрячего путь превращается в целую полосу препятствий. Даже при условии, что он знает маршрут наизусть.

Вот калитка. Поди попади в нее! Потом предстоит выйти на узенькую полоску тротуара и как-то не оказаться на проезжей части. А еще весенние лужи...

Ориентиром для Александра с Екатериной служит забор, потом стена дома. Это как направляющая линия, вдоль которой они идут. Если верить статистике навигационных систем, незрячий по известной местности движется со скоростью 3—4 км/ч и значительно медленнее — в незнакомых местах.

— Время, в частности, теряется из-за таких вот серьезных препятствий, — останавливаются возле крыльца наши спутники. — Если мы говорим о создании безбарьерной среды, то нужно быть последовательными. В результате остается узкий краешек тротуара, на котором и обычному человеку неуютно.

Движемся дальше. Второе крыльцо. Его тоже удачно минуем. Останавливаемся возле светофора.

— Мы знаем, что он здесь есть. А если бы были впервые — как определить? — задают нам риторический вопрос супруги. — Никакой рельефной плитки или других обозначений.

Действительно, обычные горожане о таких вопросах не задумываются. А вот для незрячих отсутствие предупреждающего барьера может привести к трагическим последствиям. Как узнать, что это разрешенное место для перехода дороги? Если создаем безбарьерную среду, тогда давайте будем последовательны — учтем интересы всех.

— Правда ли, что мы можем пересекать дорогу в любом месте? — спрашивает Екатерина.

— Это действительно так, — припоминаем пункт 119 ПДД. — Везде, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель должен уступить дорогу пешеходу — инвалиду по зрению, подающему сигнал тростью белого цвета либо тростью с покрытием повышенной видимости, в том числе со световозвращающим элементом.

— На самом деле мы никогда не пользуемся этим преимуществом, — признается семейная пара. — Переходим только на зеленый. Как определяем? Если у светофора нет специального звукового оповещения, то по шуму машин.

Только спустя несколько минут мы понимаем, что на пересечении улиц Богдановича и Коммунистической такой сигнал есть. Но его абсолютно не слышно! Оказывается, он работает только с одной стороны шумного перекрестка, с другой — лишь слабые отголоски. Вроде бы звуковое оповещение светофора отключили из-за жалоб местных жителей. Но ведь рядом находится школа для детей с нарушениями зрения. Неосмотрительно получилось…

Нам надо пересечь одну улицу. На светофоре — зеленый, но Екатерина с Александром останавливаются у края проезжей части. Объясняют: «Мы не знаем, когда закончится время горения разрешающего сигнала. Поэтому не рискуем. Это правило». Так что пережидаем красный и только когда вновь стартуют машины, стоявшие параллельно, выходим на проезжую часть.

Обращаем внимание, что Александр совершает маятникообразные движения тростью. Этот прием называется маятником (также есть такие приемы работы с тростью, как диагональ и скольжение). Вообще, у трости четыре функции: она идентифицирует незрячих, ищет преграду, создает звуки (по эху можно определить расстояние до объекта) и выполняет роль буфера между человеком и окружающей средой.

Без приключений добираемся до остановки. То, что мы на месте, наши спутники понимают по небольшому подъему. Удивительно, насколько значительными становятся такие мелочи при потере зрительного контроля. Обычный человек такое даже не заметит.

— А как вы узнаете, что приехал нужный троллейбус? — интересуемся.

— Иногда это проблема, — признают супруги. — Обычно спрашиваем у людей, находящихся на остановке. Или буквально засовываем голову в салон и интересуемся у пассажиров: забавно, что иногда они не в курсе, на чем едут. С трамваями сложнее. Однажды в Витебске мы оказались с группой незрячих в сложном положении. Приходилось бежать через проезжую часть к трамваю, спрашивать, что за номер, и двигаться обратно, если оказывался не тот.

Хотя, казалось бы, что может быть проще — написать приложение для смартфонов, которое бы предупреждало о приближении нужного номера троллейбуса или автобуса. Александр и Екатерина — активные пользователи разного рода гаджетов. Например, используют Bluetooth-гарнитуру с костной проводимостью (чтобы не лишать себя еще и слуха).

— Это тоже разбивает привычный стереотип, что мы бедные и несчастные, правда? — достает из кармана iPhone Александр. — Мы убежденные «яблочники». У нас много специализированных приложений, но пользуемся и обычными программами.

Наконец приближается троллейбус. Опять-таки по звукам супруги определяют, где двери. Легко заходят, складывают трости. Уже в салоне рассказывают: «Люди иногда не понимают, что мы незрячие. А мы мешаем выйти. Приходится выпускать. Для нас это не так сложно, как можно подумать. Хуже, если вдруг посторонние начинают помогать — хватают за рукава, тянут куда-то. Нам проще действовать самостоятельно».

Выходим на улице Немиге. Теперь предстоит перейти на другую сторону. Александр и Екатерина признаются, что не любят эту остановку — для них нет ориентиров, можно пройти мимо перехода. Так и происходит. Снова проблема в не обозначенной для незрячих «зебре». Как определить ее границы? Только глазами!

То, что проезжую часть можно пересекать, пара понимает по движению пешеходов. Да, не удивляйтесь, людей они тоже слушают. Рассказывают, что по эху от стука трости определяют расстояние до объекта. А окружающие предметы и люди как бы давят. Спиной незрячие ощущают, что сзади кто-то есть.

— Осторожно, лужа! — учтиво предупреждает женщина, заметившая в руках Александра и Екатерины белые трости.

По словам семейной пары, окружающие им часто помогают. В основном реакция у людей доброжелательная, исключения бывают очень редко.

Наконец приходим на остановку. А вскоре появляется нужный нам троллейбус — №9. Александр говорит о еще одной характерной проблеме: «Общественный транспорт часто останавливается бессистемно. Пару раз я выходил из него буквально в сугроб или на газон, в грязь. Это сложно тем, что мы не можем сориентироваться. Конечно, потом соображаем, куда двигаться, но сразу непонятно. На днях был курьезный случай: женщина — водитель троллейбуса открыла двери и бросилась нам помогать. В результате мы едва не зашли в ее кабину. На самом деле это лишнее. Нам достаточно понимать, где находятся пассажирские двери».

Держим путь в микрорайон Запад-4, где живет много незрячих. В этот раз в троллейбусе речевые информаторы работают и это хорошо. Но, по словам Александра и Екатерины, так бывает не всегда. Выход? Ориентируются по числу остановок (как не сбиться, если их больше десяти?) или считают повороты. Рассказывают, пару раз промахивались. Водители 9-го троллейбуса, не забывайте про информаторы, помните о своих незрячих пассажирах!

— Повторимся, мы оптимисты. К таким случаям относимся с юмором — выкатываемся из салона с хохотом и отправляемся домой, — усмехаются наши спутники.

В метро чета Северин не ездит. Просто неудобно. Хотя незрячие в подземку иногда спускаются. «Однажды дежурная даже направила ко мне на помощь милиционера, — вспоминает Александр. — Но в метро больше опасности. Здорово бы выручила тактильная плитка, однако даже на новых станциях, говорят наши коллеги, она не прощупывается тростью».

А вот и Запад-4. В этом микрорайоне создана безбарьерная среда, путь сопровождают металлические ограждения и супруги ориентируются заметно смелее.

Спускаемся в подземный переход. Тут случается небольшая заминка: женщина, проходившая мимо, стала ускоряться и зацепила ногой трость Александра. Ничего страшного, но не всегда такие случаи заканчиваются благополучно. Как-то со знакомым Александра и Екатерины произошел неприятный случай: женщина умудрилась сбить его с ног, сломать трость, а в конце еще злобно выкрикнула: «Ты что, слепой?»

Неожиданно впереди слышим стук еще одной трости. Незрячих тут можно встретить чаще, чем в любых других районах Минска. Существует даже неписанный этикет: при приближении они решают, кто и как будет уступать/обходить. Это вовсе не лишние меры предосторожности — бывало, двое незрячих здорово сталкивались лбами.

Мы уже почти дошли до дома, и Александр решает продемонстрировать, как правильно пересекать нерегулируемый переход или местный проезд: «Сначала слушаю, есть ли машины. Если автомобилей нет, поднимаю трость, демонстрируя, что собираюсь выходить. Только после этого ступаю на проезжую часть. Эти жесткие правила позволили мне дожить до этих лет».

...По некоторым данным, в Беларуси около 50 тысяч незрячих и слабовидящих. Не все такие активные и мобильные, как герои нашего репортажа, их останавливает чужеродность среды. В то же время нельзя сказать, что город отторгает незрячих людей. Екатерина и Александр на собственном опыте доказывают, что это не так. Вместе с тем проблемы есть, и их нельзя игнорировать.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by