Руководитель московского автосалона: белорусы продолжают ездить за машинами, но почему-то боятся обмана

 
02 марта 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Андрей Журов. Фото: Аркадий Соболев

Российские автосалоны еще долго и с ностальгией будут вспоминать декабрь 2014-го и щедрых белорусов. Хотя, по данным дилеров, поездки наших соотечественников за машинами не прекращаются и сейчас. В январе — феврале автопродажи оставались на уровне ноября прошлого года, что нетипично. И по-прежнему на нашу редакционную почту поступают печальные истории в духе «Как меня обманули в России». Вместе с генеральным директором московского автосалона «Монте Карло» Русланом Абдуллиным размышляем, как противостоять обманщикам.

— В общей доле сделок в России вклад белорусов был весомым или это мизер для рынка в целом?

— Конечно весомым! Особенно после 17 декабря, когда произошел резкий рост курса доллара. Самые умные перед Новым годом поехали за автомобилем. Начались сумасшедшие продажи: не важно, что и за сколько, главное — успеть купить! Дело иногда чуть ли не до драки доходило. Знаю, люди покупали право приобрести машину — предлагали друг другу деньги, мол, купишь не ты, а я. Вообще, на первом месте по активности были казахи, на втором — россияне (ехали в Москву со всей страны), на третьем — белорусы. Но на поведении покупателя очень сильно сказались обманы. Люди резервировали автомобиль, а по приезде оказывалось, что-либо он давно продан, либо есть, но по завышенной цене. Человек подписывает договор купли-продажи, ему выдают ключи, предлагают осмотреть машину. Но радоваться рано: при выдаче оригинала ПТС (паспорта транспортного средства) покупателю говорят, дескать, нужно доплатить. Так или иначе это очень сильно подпортило репутацию всем московским автосалонам. Бороться с этим сложно.

Руслан Абдуллин

— Одним из главных советов было проверить, числится ли автосалон в официальном списке дилеров. Но давали ли последние такие низкие цены, как другие?

— Возможно, и давали, но только до конца декабря. За пять дней до Нового года все прекратилось — дилеры начали останавливать продажи. В январе цены существенно выросли, а мелкие салоны в этом смысле стали ориентироваться на крупных дилеров. Стоимость выросла чуть ли не в полтора раза. Но, несмотря на это, белорусы не переставали звонить и интересоваться.

— Кстати, а какая ситуация сейчас — ажиотаж продолжается?

— Пик был в декабре, когда все выметали — то, что было и чего не было. Доходило до того, что мы говорили: погодите, автомобиль приедет завтра. А нам в трубку кричали: берем, резервируйте! У нас купили все машины, что были в наличии. Причем люди приходили за Mercedes, а уезжали на Porsche или Audi. Казахи вообще указывали на ряд автомобилей — вот от этого до этого, сейчас приедет автовоз — грузите.

Была интересная тенденция. Перед Новым годом люди покупали машины не имея прав. Выбирали автомобиль, передавали деньги, а когда мы предлагали заключить полис ОСАГО, оказывалось, что водительского удостоверения у покупателя нет. Мы спрашивали, а зачем вам тогда машина? Было мнение, что это лучшее вложение денег на фоне нестабильной ситуации. Люди считали: в цене автомобиль не упадет.

Сейчас спад, конечно, произошел. Но тем не менее белорусы едут по-прежнему. У нас все-таки премиум-сегмент — машины от $20 тысяч и выше. Однако покупателей из РБ хватало и хватает. На данный момент продажи не хуже, чем в ноябре. Как правило, январь и февраль — месяцы не самые активные, но не в текущем году: 2015-й в этом смысле — приятное исключение. А ведь впереди еще большой сезон.

— Как стоит поступать покупателю, который едет за машиной в российский автосалон? Чтобы сначала не пришлось менять доллары на российские рубли, а потом — наоборот, теряя на курсовой разнице.

— Да, не за российские рубли купить автомобиль в московском салоне нереально. Советы обычные: изучить сайт, посмотреть отзывы, свериться, так сказать, с репутацией. Это самое надежное, потому что никаких гарантий быть не может.

— Можно ли предугадать обман?

— Это Москва… Предугадать обман сложно. Есть моменты, которые, скажем так, должны настораживать. Например, если по телефону отвечает менеджер с явно нерусским выговором. Тогда сразу жди подвоха — не с финансовой точки зрения, так с технической, если речь идет о подержанном автомобиле. Ажиотаж кое-кто решил использовать как банальный способ наживы с помощью нечестных приемов. Спекулируют на стоимости, договоре купли-продажи, заставляют подписывать некие документы.

— Некоторые белорусы рассказывали, что сначала им пытались всучить предварительный договор. В нем была указана ранее оговоренная сумма, но мелким шрифтом значилось «окончательная стоимость будет указана в окончательном договоре». А в конечном документе вдруг появлялась надбавка +95% к цене.

— О таком, честно говоря, не слышал. Обычно все происходило проще: отправив задаток, покупатель приезжал за машиной, которая его действительно ждала, но выяснялось, что у нее либо год не тот, либо стоимость другая, либо еще комиссию нужно заплатить. Мол, это автомобиль комиссионный: ранее оговоренную сумму хочет собственник, а вы должны еще заплатить салону.

— Также навязывали втридорога комплект резины или ковриков. Вроде бы мелочь по сравнению со стоимостью машины, но человек рассчитывал на определенную сумму, и денег, бывало, не хватало.

— На этом фоне некоторые салоны, имеющие плохую репутацию, пытались всяческими способами вытянуть как можно больше денег. В том числе при продаже дополнительных аксессуаров — тех же шин или ковриков.

— Уже при покупке можно ли решать проблему оперативно, но в правовом поле? Куда обращаться — в полицию, налоговую, общество защиты прав потребителей?

— Какие-то меры можно предпринимать постфактум. В том числе обращаться к юристам, которые специализируются на подобных вопросах. Но я бы постарался избежать такой ситуации заранее — никакой предоплаты, предварительных договоров и прочего.

— На что вообще нужно обращать внимание уже на месте? Как работают нормальные салоны?

— Во-первых, следует осмотреть автомобиль и проехать на нем. Хороший салон предоставляет возможность тест-драйва. Во-вторых, необходимо проверить наличие оригинала ПТС. Если вам хотят всучить копию — это плохо, дело пахнет обманом. Только оригинал! Тем более, что это главный документ, в котором указан год выпуска и прочая важная информация. В-третьих, договор должен быть подписан директором автосалона или лицом, имеющим право такой подписи. Обычный менеджер не может подписывать такие документы. В-четвертых, машина должна пройти проверку — техническую, а также юридическую. У нас, например, служба безопасности проверяет, не числится ли за автомобилем штрафов, нет ли его в базе по угонам и так далее. В-пятых, клиенту обычно оказывается сопровождение — вплоть до постановки на учет в ГИБДД. Мы едем туда с покупателем и помогаем оформить документы. Это тоже часть сервиса.

По опыту могу сказать, что хорошо работает сарафанное радио. В салон «Монте Карло» приезжали знакомые и родственники, в том числе наших белорусских клиентов. Те рассказали, как мы работаем, и это было лучшей рекламой. И напротив, обманщики получают массу негативных отзывов. Достаточно поискать в интернете названия некоторых автосалонов.

— А можно ли сказать, сколько человек обманули на волне ажиотажа?

— Думаю, очень много. Даже судя по рассказам наших клиентов. Приезжали ведь не только белорусы, но и покупатели из Читы, Иркутска и других российских городов. Иногда они совершали откровенно глупые поступки: не видя ни человека, ни документов, переводили деньги, бронируя автомобиль, причем немаленькие суммы. По приезде оказывалось, что ни машины, ни человека нет, а телефон вообще выключен. На фоне всего этого нужно было сохранить репутацию. Например, мы встречали клиентов в аэропорту, даже доставляли автомобили, в том числе в Беларусь, если человек не был уверен в своих силах. Замечу, все это делалось бесплатно.

— К слову, многие заманивали клиента: «Дорога из Москвы до Минска за наш счет»…

— Мы тоже так делали. Это нормальное явление. Но были и те, кто обещал бонусы, чтобы потом обмануть. И начиналось: дополнительные договоры, увеличение стоимости автомобиля, навязывание дополнительных аксессуаров… Однако оплата дороги вовсе не означала, что вы столкнетесь с обманщиками. К нам приезжают клиенты и по привычке во всем ищут подвох, а когда понимают, что все по-честному, — удивляются. К сожалению, есть стереотип, что в Москве все врут и обманывают. Повторюсь, бороться с этим очень сложно.

— Почему все же такие салоны существуют? Неужели их никто не контролирует?

— Безнаказанность. Контроль за рынком есть. Но нерезиденты часто не связываются с обманщиками, не идут до конца, отстаивая свои права. Вплоть до того, что стоимость автомобиля подняли, а клиенту это все равно выгодно и он мирится с положением.

— Говорят, доходило до создания салонов-однодневок…

— Нереально. Это же не киоск. Автосалон за день не создашь. Обманывали и обманывают те салоны, которые работали всегда, но сейчас решили заработать как никогда раньше.

— А есть ли в подобных случаях перспектива судебного спора?

— Обычно с юридической точки зрения подобные салоны перестраховываются. Человек действительно подписал договор, но там и там был невнимательным. Что ж, сам виноват, с одной стороны. Он видел только то, что хотел видеть. А мелкий шрифт не замечал. Просто будьте осторожнее!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by