Вопрос по ПДД. Кто уступает, если оба водителя поворачивают: один налево, другой направо

 
25 марта 2015 в 12:27
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: openstreetmap.org
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: openstreetmap.org

В редакцию обратился наш читатель Дмитрий с просьбой помочь разобраться, как правильно проезжать перекресток улиц Академика Купревича и Франциска Скорины в столице. По его словам, при повороте налево со стороны Купревича, 1 (здание администрации ПВТ) постоянно возникает конфликт с поворачивающими направо из встречного направления. В Минской ГАИ заметили, что это довольно типичная для наших улиц ситуация, однако спорной ее не назовешь — ПДД четко регулируют очередность проезда в таких случаях.

«У поворачивающего налево (автомобиль А) горит зеленый сигнал светофора, — описывает условия минчанин. — У поворачивающего направо (транспортное средство Б) горит зеленая стрелка, включенная в дополнительной секции одновременно с красным сигналом светофора. При этом нужно учитывать, что на ул. Купревича две полосы, однако крайняя правая, как правило, заставлена припаркованными машинами. Кто в таком случае должен уступить дорогу: водитель А (согласно пункту 103 ПДД) или водитель машины Б (согласно пункту 104 ПДД)? Имеет ли тут какое-то значение пункт ПДД 65?»

В Минской ГАИ заметили, что в данном случае оба водителя однозначно должны руководствоваться пунктом 104, то есть первым проезжает поворачивающий налево автомобилист A: «При движении в направлении стрелки допсекции светофора одновременно с желтым или красным основным сигналом водитель обязан уступить дорогу всем машинам, движущимся из других направлений, то есть, подчеркнем, всем остальным автомобилям на перекрестке. Минчане часто забывают это правило, едут, ошибочно руководствуясь стрелкой как основным сигналом, что провоцирует аварии. В случае конфликтной ситуации на указанном перекрестке виновником ДТП был бы признан водитель Б».

Проблема в том, что имеющие преимущество водители А не знают об этом самом преимуществе — водители не могут знать (не видят), какой основной сигнал светофора горит встречным машинам и когда реализовать свое право на первоочередной проезд. В итоге аккуратные автомобилисты считают, что обязаны уступать и те, и другие. Есть несколько вариантов выхода из положения: во-первых, пересмотреть режим работы светофора, выделить дополнительную фазу, во-вторых, оборудовать светофоры световыми «подсказками». Так, например, во Франции в таких случаях светофоры «подсказывают» водителям, собирающимся повернуть налево, что для встречного направления уже горит красный. С обратной стороны светофора загорается перечеркнутый крестик.