В большинстве случаев достаточно одного появления эвакуатора возле машины нарушителя. Пока ищут понятых, осматривают автомобиль и поднимают его на платформу, водитель успевает выбежать из подъезда с истошным криком: «Стойте!» Именно так из раза в раз происходило во время рейда ГАИ Первомайского района по спальным кварталам Минска. Обычно инспекторы на эвакуаторе выезжают туда, где есть угроза дорожной безопасности. Например, машина ограничивает обзор на пешеходном переходе. Что происходит дальше, читайте в нашем репортаже.
«Улица Никифорова. На пешеходном переходе стоит автомобиль», — поступает сообщение по радиостанции ГАИ. По словам инспекторов, в первую очередь отрабатываются вызовы, поступившие на 102. Если звонков несколько, то выезжают туда, где машина нарушителя создает бóльшую опасность. Например, если заблокирован выезд из двора или возле школы перекрыт пешеходный переход.
На месте оказывается, что Opel Astra стоит не на самой «зебре», но в непосредственной близости. Создает ли опасность? Ну, если учесть, что до перехода меньше пяти метров, то, пожалуй, да. Именно из-за таких автомобилей до последнего момента не видно пешеходов. На торможение остается критически мало времени. Главное, что потом такому парковщику претензий даже не предъявишь, — максимум, что ему сулит, так это небольшой штраф.
Эвакуатор с возможностью полной погрузки становится параллельно, практически перекрыв улицу. Это неудобно, но иначе погрузить машину нарушителя не удастся. Один инспектор контролирует движение, второй ищет понятых. Это обязательное условие: каждую царапинку, скол или другое повреждение заносят в протокол осмотра в присутствии двоих свидетелей.
— А водителю звонили? — замечаем мы под лобовым стеклом картонку с номером телефона.
— Несколько раз. Не поднимает. Но еще одну попытку предпримем, — берет в руку мобильник сотрудник ГАИ.
Контрольный звонок оказывается успешным. Отвечает женщина. Обещает прийти как можно быстрее. Пока ее ждем, замечаем, что пешеходов здесь немало. За несколько минут «зебру» пересекли несколько десятков человек. В зоне перехода бордюр понижен. Все как полагается! Но портит картину припаркованный автомобиль.
— Войдите в положение, — объясняет владелица Opel. — Вчера работала допоздна, разношу гуманитарную помощь. Вдруг звонит сын: бабушке плохо! Я сразу домой, а тут поставить машину негде. Пять метров до перехода? Ну и что! Какое заявление? Это наша проблема — негде ставить автомобиль. Поймите, у меня бюджет — ноль целых ноль десятых…
На это у ГАИ один ответ: будет составлен протокол. Поскольку у женщины первое нарушение правил остановки и стоянки за последний год, то штраф — всего 1 б. в. (сейчас — 180 тысяч рублей). Давно ходят разговоры о введении драконовских мер и разделении ответственности за разные нарушения правил парковки (все-таки одно дело — автомобиль, стоящий на тротуаре, а другое — перекрывающий движение машин или обзор для водителей), но пока все остается по-старому.
Следующий вызов — на ул. Городецкую. Рядом школа, два детских сада. На принудительную эвакуацию — сразу два претендента, стоящих в непосредственной близости от перехода. Но Renault с наклейками службы такси еще и припаркован на закруглении дороги, прямо на повороте во двор, поэтому решают начать с него.
Опять-таки осмотр автомобиля, понятые, эвакуаторщик уже начал процесс.
Стоило Renault повиснуть в воздухе, как мы замечаем мужчину, спешащего к нам:
— Снимайте машину!
— А вы кто, владелец?
— Ну не просто же так я сюда бегу…
По законодательству эвакуация останавливается по первому требованию владельца автомобиля (или его представителя). Машина возвращается на асфальт, хотя почти уже была погружена на платформу. После этого, разумеется, начинается разбирательство с водителем.
Таксист объясняет, что приехал в два часа ночи. Дальнейшее в комментариях не нуждается. Уручье, как один из самых густонаселенных микрорайонов, особенно страдает от дефицита парковочных мест. На самом деле кандидатов на эвакуацию тут полным полно: машины стоят на газонах, тротуарах, велодорожках. Но отбуксировать всех просто технически невозможно, поэтому выбирают самых «опасных».
Впрочем, из дворов еще планируется массовая эвакуация, сообщили в пресс-службе Минской ГАИ. Весной принято проводить генеральную уборку во всем городе. Вросшие в землю «подснежники» могут быть выдворены с ценной площади. Тем более, что в конце марта председатель Мингорисполкома Андрей Шорец поручил ускорить процесс избавления улиц от автохлама. По его мнению, количество старых машин, превратившихся в недвижимость, в городе не уменьшается.
Напомним, обычно практика такова: владельцы брошенных автомобилей получают извещение о необходимости в течение 30 дней переместить машину на охраняемую стоянку, привести в надлежащее состояние либо утилизировать. На штрафстоянке брошенный автомобиль может находиться до трех месяцев, затем он признается бесхозяйным и утилизируется. Оплатить расходы по его эвакуации и хранению придется владельцу. Такой порядок предусмотрен указом по автохламу.
Пока разбирались с таксистом, подошла женщина. Пожаловалась, что возле этого перехода постоянно стоят автомобили, а детей утром много — идут в школу. Из-за машин увидеть человека невысокого роста иногда просто невозможно, причем до последнего момента. Так что появление ГАИ с эвакуатором одобряет.
В это время звоним владельцу Suzuki. Автомобиль также припаркован в нескольких метрах от пешеходного перехода. Однако водитель не появляется ни через пять, ни через десять минут.
Инспектор набирает номер снова:
— Если вы не придете в течение пяти минут, мы вынуждены будем произвести эвакуацию. Ваш автомобиль сможете забрать со штрафстоянки.
Закончив разговор, сотрудник ГАИ объясняет: «Звонить нарушителям мы не обязаны. Делаем это с личных телефонов. Но если человек не понимает по-хорошему…»
В конце концов мужчина появляется. Оправдывается: «Пока проснулся, пока умылся… А дворы по вечерам забиты, найти место нереально».
Сделав паузу, он просит: «Перегоните машину во двор, а?»
Инспекторы терпеливо повторяют: «Не имеем права. Но убрать автомобиль, стоящий с нарушением, по требованию сотрудника ГАИ вы обязаны». Водителю с трудом удается уговорить сесть за руль эвакуаторщика, который переставляет машину. В отношении мужчины также составляется протокол — ему предстоит выплатить 2 б. в. (в течение последнего года он уже нарушал правила остановки и стоянки).
— В данный момент в Минске зарегистрировано более 800 тысяч транспортных средств, и рост автомобилизации продолжается. Но это не дает повода парковаться везде, куда упадет взгляд, — подытоживает руководитель пресс-службы Минской ГАИ Татьяна Харлинская. — Ведь вы не ставите шкаф посередине коридора, а размещаете так, чтобы он не мешал проходу. Так почему мы по-другому поступаем во дворе или на улице? Сама живу в Уручье и часто наблюдаю, как водители ставят машины на тротуарах и газонах, хотя в пятидесяти метрах есть свободные парковочные места. Все-таки водительская культура воспитывается именно на таких прописных истинах.
За время рейда мы объехали пол-Уручья: отрабатывали вызовы, искали владельцев неправильно припаркованных автомобилей. Возле переходов стало свободнее, обзор уже не ограничен. Однако надолго ли? Конечно, выезд эвакуатора — это крайняя мера. Когда уже другие способы — предупреждения и знаки — не помогают. В идеале данная проблема должна быть решена конструктивно. Пару лет назад возле переходов на улице Казинца установили ярко-желтые делиниаторы, и ситуация благополучно разрешилась. Однако вскоре их убрали, мол, мешали уборке улиц зимой. Может, пора вспомнить о хорошо зарекомендовавшей себя мере и укоренить ее? Тогда и эвакуаторы будут задействованы в более экстренных случаях.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by