В Беларуси внесены изменения в Инструкцию о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора). Соответствующее постановление Министерства внутренних дел от 3 апреля 2015 года №93 опубликовано на Национальном правовом интернет-портале.
Документ в основном закрепляет и повторяет уже существующий порядок сдачи экзаменов: сначала теория, потом практика; сначала «площадка», потом «город» (испытательный маршрут в условиях реального дорожного движения, звучит на официальном языке).
Новшеств не так много. Отныне при сдаче практики разрешено пользоваться навигатором. Повторно экзамены назначаются не ранее чем через шесть дней со дня, следующего за днем последнего экзамена. Тем, кто не сдаст все этапы экзамена за три попытки, каждая следующая назначается не ранее чем через 30 дней. Кроме того, апелляцию теперь можно будет подавать только один раз, повторная апелляция рассмотрению не подлежит.
По большому счету, не совсем понятно, для чего нужен навигатор. Особенно учитывая тот факт, что принимающий «город» экзаменатор озвучивает направления во время движения. Теоретически прописать все маршруты в программе навигатора возможно, однако постановление этого не требует. Неизвестно и собственно какой программой будут пользоваться в МРЭО: существуют ведь такие приложения и карты, предупреждающие о необходимости перестроения заранее. Также не прописано, должно ли работать звуковое оповещение в стиле «через 50 метров поверните направо», что могло бы служить подсказкой. В случае использования навигаторов бесполезными становятся задания типа «развернитесь в ближайшем [подчеркнем] разрешенном месте», на котором проваливаются многие курсанты. Ведь инспекторы запрещают инструкторам автошкол тренировать учеников на маршрутах ГАИ (за дополнительную оплату не так давно практиковали тренировку по воскресеньям и понедельникам, когда МРЭО не работало). Также непонятно, как будет трактоваться взгляд курсанта на навигатор: не является ли это отвлечением от управления? И в целом будет ли неопытный человек, боящийся оторвать глаза от дороги, пользоваться устройством? Одним словом, вопросов масса.
В то же время обещанное еще года два назад нововведение о сдачи «практики» на автомобилях с автоматической коробкой передач отражения в документе не нашло.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Напомним, не так давно изменения коснулись и теоретического экзамена — появились новые тесты, картинки в вопросах заменили на фотографии.