Дорога будущего с полувековым покрытием. Репортаж с МКАД-2

 
05 мая 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Сейчас в окрестностях Минска развернуто поистине масштабное дорожное строительство. Второй МКАД уже даже присвоен индекс — официально дорога будет называться М14. Если год назад говорили в основном о земляных работах, то теперь речь идет о тоннелях, развязках, путепроводах. Однако главное, что впервые будет применяться новое для Беларуси бетонное покрытие. Конечно, «бетонки» у нас строили и раньше, но теперь проезжая часть буквально насыщена металлом. «Это позволит увеличить срок службы до полувека!» — говорят дорожники. Корреспонденты Onliner.by выехали на место, чтобы рассмотреть очертания будущей М14. При идеальном стечении обстоятельств проехаться по ней можно будет уже в этом году.

Дорога Р58 Минск — Калачи — Мядель. Деревня Вишневка. Год назад здесь были раскопки в поле. Теперь даже невооруженным глазом четко видна задумка: лес расступился перед новой дорогой, строятся классические съезды для развязки, вовсю идет устройство дорожной одежды. Вообще, все пересечения МКАД-2 с основными трассами, ведущими в Минск, будут выполнены в двух уровнях, обещают дорожники.

Напомним, протяженность дороги М14, которая строится с нуля, составит 88 километров, а всей второй кольцевой — 160 километров. В состав МКАД-2 войдут существующие участки трасс (М1, М2, Р80 Слобода — Паперня и другие), но большую часть второй МКАД придется строить с нуля. Строительство разбито на два этапа. Сейчас вот-вот приступят к финальной стадии первого: речь идет об отрезке от витебской (ориентир — Острошицкий Городок) до гродненской трассы (возле Аксаковщины). Там планируют начать, говоря языком специалистов, устройство слоев дорожной одежды. Длина данного участка — 46 с половиной километров.

Вариант, предложенный в 2010 году. С тех пор проект претерпел некоторые изменения (изображение кликабельно)

— На сегодняшний день земельное полотно на первом этапе возведено на 95%, — рассказывает заместитель директора «Минскавтодор-Центра» Сергей Михей. — Выполнены подготовительные работы. Вырублен лес, снят верхний растительный грунт, перенесены коммуникации, устроены водопропускные трубы. Ведутся работы на 11 мостах, трех тоннелях, пяти подземных переходах.

По другую сторону от трассы Р58 открывается совсем другой вид. Там маленький участок дороги (3,4 километра) уже полностью готов. Любо-дорого посмотреть: разделительное ограждение, по две полосы в каждую сторону, полноценная обочина, нанесена разметка из термопластика. Предполагается, что такими будут все 88 километров второй кольцевой дороги.

Но главная «фишка» не в этом. Впервые за последние годы покрытие будет армированным цементобетонным. Только не путайте со старыми «бетонками», которые строили 30 лет назад. По совпадению расположенная рядом местная дорога выполнена именно из этого материала. Сколько ей лет, а до сих пор держится!

Именно благодаря долговечности данный материал активно используют при укладке дорог в США и Европе. Например, в Америке каждая третья дорога — бетонная. Она меньше подвержена температурным влияниям, не поддается нагрузкам от фур. Срок ее службы в пять раз больше, чем у обычного асфальтобетонного покрытия, и составляет 40—50 лет!

Автомобилисты со стажем, конечно, сейчас вспомнят времена, когда трасса М1 была бетонной. Стыки между плитами, которые «плясали» относительно друг друга, дорожная тряска и прочие малоприятные «удовольствия» от такой езды.

«Забудьте!» — уверяют дорожники. Сейчас применяется совсем иная технология. Покрытие будет армированным, то есть буквально нашпигованным металлом. Плиты соединены штырями в районе деформационных швов. Это позволит предотвратить смещение и сделает дорогу практически идеально ровной, как гладильная доска.

По словам специалистов, «доля» бетона в дорожной одежде составит 38 сантиметров (14 в основании и 24 в верхнем слое). Такой трассе нагрузки ни по чем — хоть самолеты сажай! Сезонные ограничения, которые вводятся в первую очередь в отношении фур, на МКАД-2 применяться не будут, говорят в «Минскавтодор-Центре».

Кроме того, дорога будет более светлой, чем обычная асфальтобетонная. Ожидается, что это должно положительно сказаться на безопасности. На темном асфальте рассмотреть пешехода в темной одежде сложно, а на МКАД-2 он будет более заметным. Стало быть, у водителей больше времени на реакцию.

Чтобы укладывать бетон, закупаются специальные бетоноукладочные комплексы и мобильные цементобетонные заводы (наша промышленность таких просто не производит). Немецкая техника Wirtgen уже прибыла, а американская Gomaco приедет в июне. Их производительность впечатляет — от 500 метров до 1 километра двухполосной дороги в день!

— А хватит ли, собственно, материала? — поинтересовались мы.

— Сегодня в стране достаточно цемента! — нашему вопросу дорожники удивились. — Проведена модернизация всех трех заводов. Материалы при строительстве МКАД-2 используются в основном отечественные, только добавки — импортного производства.

Сейчас условия практически идеальные. Бетон укладывают при температуре от +5 до +30 градусов по Цельсию. Одно но: после укладки должно пройти 28 дней. Только по истечении этого срока материал окончательно затвердеет и можно будет открывать движение.

Как заверили нас в «Минскавтодор-Центре», аналогичная картина и на других участках первого этапа строительства. Всего на объекте работает семь дорожно-строительных трестов, около 600 единиц техники, более 700 человек. Целая армия!

Мы решили съездить на дорогу Р28 Минск — Молодечно — Нарочь, где также ведутся активные работы. Совсем рядом с «Линией Сталина» широко развернуто строительство. Здесь возводят сложную развязку, которая включает два тоннеля (они пройдут под молодечненской трассой) и путепровод. Все — для удобства водителей, которые будут ехать в ближайшие деревни и дачные поселки.

Конечно, сейчас больше всего автомобилистов интересует, когда уже можно будет проехать по новенькой дороге со столь отменными характеристиками. Мы тоже честно пытались получить конкретный ответ. У дорожников осторожный оптимизм: «К укладке бетона подготовлены еще 15 километров. То есть треть первого этапа. Технически работы по устройству покрытия на всех 46 километрах могут быть закончены к сентябрю».

Параллельно ведется работа над вторым этапом. Пока — на бумаге. Выбор трассы прохождения обусловлен расположением жилых и промышленных застроек. Позиция прежняя: снос не предусмотрен, будет максимально учтена существующая транспортная сеть дорог в пригородной зоне, ее состояние, интенсивность движения, существующая и перспективная жилая и дачная застройка, границы рекреационных зон, природоохранные территории и другие факторы.

На строительстве МКАД-2 задействованы поистине огромные силы и колоссальные средства. Безусловно, это придаст импульс развитию региона. Куда приходит дорога, там лучше идет бизнес, получает развитие придорожный сервис. Но даст ли это долгожданную передышку первой кольцевой дороге? По задумке она должна вздохнуть свободнее, ее планируют разгрузить от фур. Но, по подсчетам экспертов, грузовики — это всего 5% от трафика. Конкуренцию друг другу составляют легковые автомобили, которые вряд ли будут объезжать пробки по второй кольцевой.

Читайте также: Земли вдоль Минской кольцевой автодороги продадут на аукционе

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by