«Проще всего учиться Юлям. Но Татьянам приходится тяжело». А вы так «У»меете?

 
23 мая 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

«Вы понимаете, что я нулевая? Вообще никогда за рулем не ездила. Только в парке на панде», — наша курсантка даже задрожала под взглядом инструктора. «Это же замечательно! Значит, будет проще учиться», — неожиданно обрадовался тот. Так начиналось первое занятие альтернативного курса по вождению. Знакомьтесь — наша героиня, которую в интернете знают как Яра Горина. На Onliner.by стартует новый проект: учим управлению автомобилем с нуля с Юрием Красновым. Даже опытным водителям, у которых неверные действия вошли в привычку, есть чему поучиться.

— Мне кажется, что управлять автомобилем должен каждый. Помните фильм «Крик», героиня которого убегала от маньяка, пробралась в машину и не смогла уехать? Так вот в подобной ситуации мне хотелось бы все-таки уехать, — в несколько шутливой форме обосновывает свой выбор девушка. — А если серьезно, то такие навыки никому не помешают, даже пассажиру. Моя подруга как-то ехала с мужем за город. Супруг потерял сознание прямо за рулем, а она смогла остановить автомобиль.

Яра Горина

Яра Горина уже записалась на курсы в автошколу. Это ей скорее нужно для получения необходимых документов, чтобы сдать экзамен в ГАИ. А реальную подготовку она будет проходить под чутким руководством старшего преподавателя Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов Департамента охраны МВД Юрия Краснова, разработавшего альтернативный курс. Он сразу предупредил: «Никакого отношения первоначальная подготовка к ПДД не имеет. Представь, что ты ездишь по пустой площадке. Здесь — то же самое. В автошколе тебя будут учить правилам, навыкам управления и вождению в городских условиях. Но настоящая подготовка обычно начинается после получения прав, с помощью опытного водителя».

Юрий Краснов

Во время альтернативного курса нашей курсантке предстоит получить главное — двигательный, интеллектуальный навык, а также навык восприятия. «Последний — самый важный. Если с ним непорядок, то получится как с мальчиком, который хотел обнять девочку и сломал ей позвоночник. Надо чувствовать руль, коробку переключения передач, автомобиль в целом», — подчеркивает наш инструктор.

Одна из главных и типичных ошибок в автошколах, как считается, — никто толком не учит работать с органами управления машиной. Обычно бывает так: «Садись за руль — будешь учиться». Никакой предварительной подготовки! У нас же все начинается с азов. Первым делом Краснов просит девушку поработать мускулатурой ног, чуть отставляя в сторону правую — как будто она попеременно нажимает на акселератор и педаль тормоза.

Затем упражнение усложняется: Яра делает руками ножницы, словно управляет рулем. Наконец, правой рукой она предпринимает попытку «переключить передачу» и предсказуемо сбивается! Смех смехом, но ведь именно такие движения каждый раз совершает опытный водитель, причем автоматически. А как этому научить новичка? Хороший вопрос.

Решено начать с основного — управления рулем. В обычной автошколе этому уделяется несколько секунд, пишут на форумах курсанты. Считается, что во взаимодействии с рулевым колесом нет ничего сложного. А потом в сводках читаешь: «Не справился с управлением». Причины нужно искать в том числе в пробелах при обучении водителей.

— Руль нужно держать как птицу, — проводит сравнение инструктор. — Так, чтобы не задушить, но и чтобы она не вырывалась.

Сначала Горина делает маятникообразные движения рукой — от точки 9 на условном циферблате к 3 часам. Это позволяет научиться перенаправлять силу.

— Как тебя зовут? Кем ты работаешь? А где живешь? — Краснов пытается запутать курсантку, но этот номер не проходит — девушка четко выполняет упражнение и отвечает на вопросы.

Во время первого занятия наш инструктор поделился своими наблюдениями: «Проще всего учиться Юлям. А вот Татьянам приходится тяжело. Они всего боятся. Чуть лучше обстоят дела у Наташ». И уже обращаясь к курсантке спрашивает: «А с тобой я еще не определился. Ты чего боишься?»

— Обычно я себя успокаиваю тем, что, сделав что-нибудь, не заболею смертельной болезнью и не умру, — признается Яра. — Но только в этом случае аргумент не срабатывает, потому что я могу попасть в аварию и стать инвалидом или разбиться насмерть!

О страхах курсантов в автошколах вообще мало спрашивают, подтверждают водители-новички. Когда-то была идея отправить инструкторов по вождению на курсы по психологической подготовке. Но если и отправляли, это мало помогло. Суровые дядьки ни разу не тонкие психологи. Потому конфликты «курсант — инструктор» не редки. Что уж говорить про нюансы…

— Теперь при повороте руля клади руку на локоть. Это в будущем поможет выполнять перехват руля, — дает новую установку Юрий Краснов.

Нужно отметить: все упражнения выполняются последовательно и в этом есть своя логика. Только закрепив один навык, можно приступать к другому. Следят ли за этим в обычной автошколе? Обычно пытаются научить всему сразу: и рулить, и переключать передачи, и работать с педалями, рассказывают курсанты. В итоге закрепляются неправильные навыки, плохие привычки, что в критический момент может привести к аварии.

— Движения должны быть плавными, аккуратными. В этом есть эстетика! Надо, чтобы все смотрели и восхищенно говорили: «Как она ездит! Как музыкант играет на скрипке!» — подбадривает преподаватель.

После этого курсантку просят попеременно менять руку.

— Не кидай руль! Успоко-о-ойся! — Юрий Краснов переходит к методу шоковой терапии. — Когда-нибудь маленьких детей на карусели катала? Вот так и нужно управлять рулем.

Вообще, выделяют рабочее движение руля, холостое и смену рук. Последнее — самое сложное. Ведь потеря контроля над рулевым колесом в доли секунды может привести к печальным последствиям. Такому тонкому моменту в автошколах уделяется мало внимания. Наш преподаватель, наоборот, делает на этом особый акцент.

— Что ела на завтрак? А, бутерброд с маслом? Сыр какого производства? Помидорка была? Вдоль нарезала? А как звали Пушкина? Кто его убил? Причина дуэли? — Юрий Краснов снова забрасывает вопросами нашу курсантку, заставляя отрабатывать навыки до автоматизма.

Нужно отметить, что у девушки ловко получается обращаться с рулем. На этот счет у инструктора тоже было объяснение: «Считается, что женщинам учиться сложнее. Но это неправильно! В процессе эволюции мужчина искал пропитание и защищал свою территорию, то есть развивал моторику. А женщинам, которые занимались домашним хозяйством, это было не надо. У них наиболее выражено влияние взаимного торможения центральной нервной системы. Поэтому при их обучении нужно больше внимания уделять взаимному развитию внимания и моторики».

— А сейчас ускоряйся! К нашему рулю подключили ТЭЦ! Стране нужно больше электричества! — снова преподаватель моделирует условия, приближенные к реальным. Ведь водитель постоянно пребывает в агрессивной среде. Не потому, что вокруг все злые, а из-за особенностей управления в городе.

Яра довольно быстро осваивала упражнение за упражнением. Юрий Краснов не переставал восхищаться «подворотом ее руки». Объяснял, что некоторым его еще нужно ставить, но в случае с нашей курсанткой все блестяще.

В обычных городских условиях водители отвыкают управлять рулем по-настоящему. Замечали, как некоторые рулят одним пальцем, благо гидроусилитель позволяет? Это усыпляет бдительность, и в аварийной ситуации автомобилист часто не готов объехать подрезавшую или резко затормозившую машину.

— Теперь меняем скорость вращения, — решает наш инструктор. — Сначала ме-е-едленно, а теперь быстро-быстро-быстро. Это поможет нам научиться регулировать скорость вращения руля.

Чтобы хорошо учить вождению, нужно знать даже особенности анатомии. Так, одна рука считается тянущей, а другая — толкающей. Преподаватель предлагает представить, будто они между собой разговаривают. Одна словно просит: «На, бери». А другая отвечает: «Так ты давай».

Новая вводная: нужно рулить с закрытыми глазами да еще быстро. Это позволяет ощутить, насколько эффективно ты управляешь рулевым колесом.

— Но на дороге же таких ситуаций не будет! — взмолилась курсантка.

— Ну конечно! — удивился Краснов. — Представь, на перекрестке на тебя лоб в лоб вылетает автомобиль, ты выворачиваешь руль влево. Кажется, объехала. А там еще одна машина. Руль — вправо. Там столб… Так что это вполне жизненная ситуация.

Подытоживая, наш инструктор отметил, что курсантку удалось быстро научить управлять рулем — буквально за полчаса. Возможно, ей помогли занятия по хореографии, на которые она раньше ходила. Главное, удалось привить навык: девушка не смотрела на руль.

— Есть ощущение, что у меня руки-крюки, какие-то корявки, — пожаловалась Яра. — Вроде бы инструктор все хорошо объясняет, а они идут не туда. А управлять рулем не сложнее, чем пандой в парке. В целом мне понравилось!

Впереди Яру ждет знакомство с управлением автомобилем. В качестве учебного транспортного средства выступит Peugeot 301 белорусской сборки. Как-никак новая машина, с увеличенным клиренсом, полным электропакетом, кондиционером, двумя подушками безопасности (тьфу-тьфу, чтобы их помощь не понадобилась) и довольно вместительными салоном и багажником. В общем, заниматься на таком — сплошное удовольствие. Читайте очередную публикацию, подготовленную при поддержке Департамента охраны МВД, через неделю.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by