Национальный аэропорт Минск. Воздушные ворота целой страны, куда стекаются авиационные потоки, объединяющие Беларусь с остальным миром. Недавно аэровокзал прошел через реконструкцию и в целом оптимистично смотрит в будущее, учитывая планы по развитию инфраструктуры, строительству второй взлетно-посадочной полосы и так далее. Так почему же на въезде в аэропорт, который после реконструкции не жалуется на дефицит парковочных мест, у обочины выстраиваются вереницы автомобилей, чьи водители не решаются въехать на территорию аэровокзала? По какой причине улетающие идут с чемоданами по проезжей части, а встречающие дежурят в машине, ожидая телефонного звонка? Сколько денег нужно брать с собой, чтобы припарковаться в аэропорту, и можно ли на стоянке сэкономить? На все эти вопросы искал ответы корреспондент Onlinеr.by.
Очередь на обочине неизменно выстраивается практически ежедневно. В пиковые часы работы аэропорта вереница автомобилей тянется далеко от его территории. Кто-то провожает своих родных и знакомых. Из багажника достают тяжелые чемоданы и большой дружной компанией идут по проезжей части к зданию аэровокзала. Кто-то, наоборот, приехал встречать прилетающих в Минск. Нередко можно увидеть, к примеру, мужа, который ждет, когда же прилетит домой его жена. Он сидит в машине, откинувшись в кресле, либо ходит неподалеку и нервно курит. Вся обочина усеяна окурками таких ожидающих.
Автомобили зачастую ставят где придется, но только не там, где им место.
Мы приехали в аэропорт не в пиковое время, однако традиционная очередь на обочине была. Причем формально те, кто оставил машину на обочине уже за знаком «Национальный аэропорт „Минск“», ПДД не нарушают, ведь указатель обозначает границу населенного пункта, а знака, запрещающего стоянку, в этом месте нет.
Те, кто все же стоит до знака, при виде ГАИ спешат ретироваться. Остальные чувствуют себя уверенно. Многие автомобили стоят пустые. Значит, хозяева ушли кого-то провожать или встречать. В ГАИ бьют тревогу: люди идут по проезжей части, бывает в непогоду или в условиях ограниченной видимости. Это опасно в первую очередь для самих пешеходов, поскольку тротуаров на данном участке нет и они вряд ли появятся. Зачем? Ведь никто не думал, что люди будут таким образом добираться до аэропорта.
Отправив своих знакомых в полет, водители возвращаются к машинам. Мужья, ожидающие своих жен, дожидаются телефонного звонка — супруга прилетела и прошла паспортный контроль. Это значит, что можно въехать на территорию аэропорта, подобрать жену на выходе и уехать, не опасаясь выйти за пределы 20 минут, предусмотренных для бесплатного пребывания на территории привокзальной площади.
Эти 20 минут дамокловым мечом висят над большинством водителей, приезжающих в аэропорт. Ведь если просрочить, то придется раскошелиться на 100 тыс. рублей. Расставаться с деньгами никто не хочет, поэтому предпочитают дискомфорт далекой стоянки и опасный путь по проезжей части. О том, что есть другие варианты, такие водители, по всей видимости, не подозревают.
А варианты есть.
Вариант 1: платная охраняемая стоянка на территории привокзальной площади
О том, что въезд на территорию привокзальной площади разрешен, знают, наверное, все, кто бывал в аэропорту. Это так называемый drop off минского аэровокзала, или, как еще называют такие площадки в аэропортах, зона kiss & fly. Предполагается, что условный муж привозит в аэропорт свою жену, останавливается у входа в терминал, достает багаж, они прощаются, супруга идет на регистрацию, а муж уезжает. На такие прощания в Национальном аэропорту отводится 20 минут. Кстати, это совсем не мало. Во многих крупных аэропортах мира процесс kiss & fly ограничен 15 минутами.
Территория привокзальной площади контролируется: на въезде нужно пройти через автоматизированную систему контроля въезда и выезда автотранспорта. Это значит, что из окна автомобиля необходимо протянуть руку, нажать кнопку и получить талон. При выезде этот талон возвращается. Если пребывание на территории составило менее 20 минут — нет проблем: возвращаем талон, уезжаем не потратив ни гроша. Но если не успели — придется расстаться со 100 тыс. рублей за каждый новый час просрочки.
В аэропорту говорят, что это — стимулирующая мера, направленная на обеспечение авиационной безопасности, в зону которой и входит привокзальная площадь. Нахождение там большого количества автомобилей нежелательно, и это регулируется высокой стоимостью.
К тому же на привокзальной площади расположена специально оборудованная автостоянка такси на 24 места. Здесь же стоянка для служебного транспорта, парковки для людей с ограниченными возможностями, стоянка для автобусов. Не удивительно, что в аэропорту заинтересованы в том, чтобы разгрузить территорию от припаркованных на длительный срок личных автомобилей граждан.
Но есть приемлемый выход из ситуации. На территории привокзальной площади функционирует платная охраняемая автостоянка на 138 машино-мест. Въезд туда находится непосредственно перед шлагбаумом автоматизированной системы контроля въезда и выезда автотранспорта на привокзальную площадь. Стоимость парковки — всего 20 тыс. в час. Хитрость в том, что если прощание затянулось либо рейс задерживается, то совсем необязательно делать круг, выезжая с территории привокзальной площади, и уж тем более нет нужды стоять на въезде в аэропорт. Оставляем машину на этой стоянке и платим 20 тыс. рублей. Если и дополнительного часа мало, то после оплаты стоянки и выезда вновь к аэропорту 20 бесплатных минут для водителя автоматически возобновляются.
Итого: 20 бесплатных минут, плюс час платной стоянки, плюс еще 20 минут. Один час и сорок минут стоянки в непосредственной близости от здания аэровокзала и входов в терминалы всего за 20 тыс. рублей. Приемлемая цена, чтобы не стоять на подъезде к аэропорту.
Впрочем, судя по тому, что мы увидели, стоянка эта по большей части пустует. Предположим, что дело не в 20 тыс. рублей, ведь по меркам стоимости стоянок в аэропортах по всему миру этот ценник является весьма приемлемым. Многие водители о парковке просто не знают. После стольких лет нерегулируемой стоянки возле аэропорта новые правила вызвали у людей настороженность. Необходимость платить, видимо, пугает многих до такой степени, что проще стать где попало, лишь бы с этим не связываться. Отсутствует эффективная система информирования водителей, и это, как нам показалось, главная проблема системы парковок Национального аэропорта Минск.
Вариант 2: платная охраняемая автостоянка справа от въезда на территорию аэропорта
Об этой стоянке водители знают побольше, и машин там всегда достаточно. Впрочем, и недостатка мест мы не заметили. В сущности, это парковка для длительного хранения автомобилей. Вариант для тех, кто приезжает в аэропорт на своей машине, оставляет ее и улетает. По возвращении человек может быть уверен в том, что с автомобилем все в порядке, ведь стоянка охраняется. Стоимость одного машино-места в сутки здесь составляет 60 тыс. рублей. За двое суток придется заплатить 108 тыс. За трое — 156 тыс. И так далее. Система оплаты тарифицируется по часам. Принцип простой: чем дольше стоит машина, тем дешевле выходит почасовая оплата.
Но в то же время нет препятствий, чтобы оставить на этой парковке автомобиль всего на час-два или около того.
На автостоянке действует правило о первых 30 минутах бесплатного нахождения транспортных средств. Полчаса стоим бесплатно, затем за первый час платим всего 15 тыс. рублей. Стоянка от одного до двух часов включительно обойдется в 25 тыс. рублей. И так далее.
Система тарифов достаточно гибкая и вряд ли серьезно ударит по кошельку водителя, даже если самолет, на котором должен прилететь тот, кого он встречает, задержится на некоторое время. По крайней мере, нет нужды сидеть в автомобиле, а можно пройтись по аэропорту, выпить кофе или перекусить.
Итого: 30 бесплатных минут плюс почасовая тарификация. Полтора часа стоянки за 15 тыс. рублей.
Отдельно скажем, что цены на стоянках вполне приемлемые. С учетом того, что платить за парковку в аэропортах по всему миру — устоявшаяся практика, в Минске эта услуга стоит относительно немного.
Вариант 3: бесплатные автостоянки слева от здания аэровокзального комплекса и позади него
В конце концов, возле аэропорта есть две абсолютно бесплатные стоянки. Одна из них, на 500 машино-мест, располагается слева от здания аэровокзала. Другая, на 300 машино-мест, — у контрольно-пропускного пункта на территории Национального аэропорта.
Это вполне вместительные стоянки с удобным подъездом. Из минусов — не такое удобное расположение, как у платных парковок, а также гравийное покрытие. Впрочем, задаром это можно потерпеть. Да и потом в любом случае идти с бесплатной парковки как минимум не дальше, чем по проезжей части от подъездной дороги к аэропорту. И тротуары есть.
Итого: время бесплатной стоянки не ограничено. Некоторые оставляют здесь автомобили и отправляются в полет, другие используют парковку для временной стоянки.
Таким образом, ответственно заявляем, что парковочных мест возле Национального аэропорта Минск достаточно, а стоимость стоянки вполне приемлема. Необходимости и вообще какого-то смысла оставлять машину у обочины на трассе нет. Большинству, в самом лучшем случае, этот вариант позволит сэкономить доллар, что не может быть достаточной мотивацией для того, чтобы рисковать собой, идя с чемоданами по проезжей части, где ездят автомобили. Сюда же можно прибавить потраченное время на пеший переход до аэропорта. Игра не стоит свеч.
Кстати, информация о парковочных местах доступна на сайте Национального аэропорта. С ней всегда можно свериться перед поездкой.
Впрочем, мы далеки от мысли, что те, кто паркуется вдоль обочины, стремятся сэкономить этот доллар. Проблема в том, что люди не получают достаточной и своевременной информации. Знаки стоят уже на территории аэропорта, и на то, чтобы принять решение, у водителя остается секунда или две.
Большое светящееся табло на въезде видно издалека, но чтобы прочесть, что на нем написано, даже людям с хорошим зрением придется подъехать почти вплотную. Например, строку о том, что 20 минут парковки на привокзальной площади не стоят денег, мы разглядели и прочитали шагов с тридцати. Автомобиль проезжает это расстояние за секунду. А решение, куда повернуть, нужно принимать мгновенно, ведь въезд на одну из платных парковок располагается сразу за информационным табло.
Те, кто ездит в аэропорт часто, наверняка знают, куда им поворачивать. Но новичку разгадать этот ребус будет непросто. Прибавьте пусть и беспочвенные, но устойчивые слухи о том, что в аэропорту «дерут деньги за парковку», вереницу автомобилей на обочине — вот люди и боятся ехать, не подозревая, что никто сразу не выставит им счет в 100 тыс. за проезд к терминалам.
Не хватает информации, которая бы располагалась уже на подъезде к аэропорту, чтобы у водителя было несколько минут в запасе, чтобы решить, какой вариант парковки подходит ему лучше всего. Такая практика широко применяется на самых крупных аэровокзалах за границей. Возможно, нужно перенять положительный опыт.
Так, например, парижский Шарль-де-Голль не идет ни в какое сравнение с минским аэропортом. Это настоящий колосс, гигант даже в сравнении с большими европейскими авиационными портами. Транспортные развязки и переплетения дорог даже из космоса разобрать невозможно.
Но при помощи знаков и информационных табло водитель там может подготовиться и выбрать маршрут заранее.
Кроме того, эффективно действует система плавного снижения скорости транспортного потока при помощи различных инженерных решений. Машина едет медленнее, значит, у водителя больше времени, чтобы определиться с дальнейшим маршрутом.
Минск должен оперативно решить ситуацию с парковкой в аэропорту. Воздушные ворота страны, нет сомнения, будут расширяться, пассажиропоток увеличится, появится больше автомобилей, такси и автобусов. В нынешних условиях необходимо выстроить четкую и ясную систему раннего информирования, которая долгое время сможет служить надежным ориентиром для прибывающих в аэропорт. Тем более что все условия для комфортного размещения здесь созданы.
По нашим данным, система раннего информирования перед въездом в Национальный аэропорт Минск уже находится в разработке и нуждается в поддержке на разных уровнях. От того, насколько быстро она будет внедрена, зависит имидж аэровокзала, уровень его комфорта для пассажиров.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by