На треке невыносимая жара. Температура в салоне этих автомобилей достигает 50—60 градусов по Цельсию. Не помогает даже гребень на крыше, который должен охлаждать водителя. А ведь надо еще как-то управлять машиной, когда двигатель выдает 6—7 тысяч оборотов в минуту. Не то что люди, даже техника не справляется! Вчера под Каунасом проходил этап крупнейших соревнований по автоспорту в странах Балтии — Baltic Touring Car Championship (BaTCC). Команда из Беларуси, которая выступает на подготовленной Alfa Romeo 155, также приехала на гонки. Однако… Впрочем, обо всем подробнее в специальном репортаже Onliner.by.
В Литве недавно обратили внимание на круглую цифру — в этой небольшой стране было зарегистрировано 100 тысяч спортивных транспортных средств. Говорят, в Беларуси их от силы 100—200 экземпляров… Разница впечатляющая, и это заметно во всем: в бюджетах, автомобилях, даже технической поддержке.
В кольце внутри трека разместились палатки команд. Вот, например, одна из наиболее богатых — литовская BrumBrum. Один из ее спонсоров — производитель морепродуктов, который вкладывает в автоспорт большие деньги. Во всем чувствуется основательный подход: свой грузовик, профессиональные пилоты, два автомобиля — BMW 3-Series и прототип Renault Megane. «Это очень быстрые машины», — ограничились краткой и емкой характеристикой сами спортсмены.
Для сравнения: команда BY Racing Team притянула свою Alfa Romeo 155 на лафете. В качестве «технички» использовался Peugeot Boxer, предоставленный организацией, в которой работает один из гонщиков. Видно, что помощь собирали с миру по нитке.
— В идеале пилоты должны выступать за спонсорские средства. Но пока для нас это недостижимо. Чудес не бывает. А пока мы сами себе спонсоры, — с грустью говорит белорусский пилот Виталий Казакевич.
Идем дальше. Желтый, так и хочется сказать, Lotus. На самом деле это Opel, просто сильно переделанный. Стремительный на треке автомобиль! Интересный факт: за рулем иногда ездит девушка. В общем-то, регламент соревнований не запрещает участвовать таким командам. Наоборот, это даже добавляет какую-то изюминку: женщины могут прекрасно водить машины, чему доказательство — такие демократичные соревнования, как BaTCC.
В нашей же команде три пилота — Игнат Бобрович, Егор Ермакович и Виталий Казакевич. В гонках они участвуют уже третий год. А началось все с тюнинга автомобиля. Стали тесно общаться с Alfa Club из Литвы и Латвии, спросили, каково это участвовать в соревнованиях. В ответ услышали: «Даже не думайте, останетесь бедными!» Но это не отпугнуло белорусов, наоборот, подзадорило.
Переходим к следующему автомобилю — мощный Lexus с 4,8-литровым двигателем. Он даже участвовал в немецком чемпионате и, судя по наклейкам, в 12-часовой гонке в Венгрии. Вообще, в Каунасе были в основном литовские команды, несколько латвийских и лишь одна из Беларуси.
В центре технической зоны разместились три команды, которые выступают на Alfa Romeo, — это ребята из Беларуси, Литвы и Латвии. Здесь очень чувствуется гоночное братство. Нет злой конкуренции, все очень доброжелательны, искренне сочувствуют неудачам и радуются выигрышам. Это и есть спортивная солидарность!
Как отмечалось выше, все началось с тюнинга Alfa Romeo 155. Сами пилоты говорят: сейчас эта машина стоит ничего или $30 тысяч. «За такие деньги ее никто не купит. Но вложено в нее огромное количество сил и средств», — уточняют белорусские гонщики.
Автомобиль получился очень интернациональным. Трехлитровый двигатель V6 с перепрофилированными распредвалами (чтобы мощность на верхах была больше) — из Англии. Блок управления мотором VEMS — из Венгрии. Дифференциал повышенного трения Quaife также был приобретен в Великобритании. В США покупали гильзы, толкатели и титановые тарелки.
— Если ставятся так называемые «злые» валы, то увеличивается подъем клапанов, — объясняет основатель команды BY Racing Team и по совместительству пилот Егор Ермакович. — При семи тысячах оборотов в минуту успевал закрываться, устанавливается мощная пружина. К тому же для облегчения веса используются не стальные тарелки, а титановые.
Подвеска не от 155-й, а от GTV — задняя, многорычажная. В машине нет ни одного сайлент-блока, вместо них — шаровые соединения. Задние лезвия для стабилизаторов поступили еще из одной страны — Швеции. Эта специальная сталь применяется после несчастного случая с одним из пилотов. Теперь она даже при повреждениях принимает пластичную форму и не оставляет острых углов, чтобы не травмировать пилота.
— Почему все-таки балтийский чемпионат? — спросили мы у гонщиков.
— Это оптимальный вариант для нас, — считают пилоты. — В Беларуси соревнований такого уровня не проводится. Чтобы участвовать в подобных гонках в Польше и Германии, требуется гораздо больше денег. А здесь живут наши друзья из Литвы и Латвии, которые готовы в любой момент поддержать, помочь. Да и уровень хороший, опять-таки ехать не так далеко… Серьезный барьер создает только пересечение границы. Ведь машину приходится возить туда-сюда, оформление занимает по 4—5 часов.
В рамках BaTCC проходят пять гонок: в Пярну (Эстония), Каунасе, Паланге, Риге и снова в Каунасе. В выходные проходил второй этап. Гвоздем программы стала 4-часовая гонка. Ее называют гонкой на выносливость, но так и хочется поправить: на выживание. Специфика в том, чтобы охладить все, что только возможно, — жидкости, тормозную систему и, конечно, самого гонщика (только представьте, каково ехать в несгораемом костюме, термобелье, шлеме!).
Машины разбиты по классам в зависимости от объема и типа двигателя: 2000, 3000, 3000+, Diesel.
Бюджет каждой такой гонки — несколько тысяч долларов. «Считай, нужно заменить диски, тормоза, шрусы, подшипники, масла, фильтры. А еще прибавь два-три комплекта сликов. На 4-часовую гонку к тому же уходит 240 литров 98-го бензина», — перечисляет Егор Ермакович.
Ребята готовили свою Alfa Romeo 155 в течение семи месяцев. Они подчеркивают: «В первый наш сезон мы просто катались. Не было ни подходящего мотора, ни подвески. Во второй раз были подготовлены лучше. Но только сейчас машина стала похожа на гоночную».
В день квалификации (в минувшую субботу) состоялись первые заезды. Ребята обрадовались: показываем конкурентоспособное время, можно запросто рассчитывать на второе-третье место в классе!
Но беда пришла, откуда не ждали! За пять часов до квалификации автомобиль, как говорят, стал колом. Ни туда, ни сюда! Машину загнали в техзону, попытались спокойно разобраться: вроде бы все в порядке, основные узлы, блоки рабочие, но искра на катушку не идет, хоть ты тресни!
Пришлось пойти на крайние меры. Alfa Romeo доставили в «реанимацию» — на СТО, литовские специалисты которой готовы были оказать помощь. Время пошло на минуты. Но ни через час, ни через два ничего не получалось. Было проверено все, что только можно.
За час до начала квалификации на пилотов было больно смотреть. В руках у Виталия Казакевича телефон, гоночный костюм — на нем. Кажется, в любую секунду он готов прыгнуть в салон и газануть. Пытается отвлечься разговорами с механиком, группой поддержки. Но глаза, голос, руки выдают напряжение.
Рядом расположилась латвийская команда на Alfa Romeo 75. Там тоже проблемы. Машину также увезли из техзоны. Механики колдуют.
Наконец объявляют квалификацию. Белорусская команда еще надеется: а вдруг? Между тем машины выезжают на трек. Красавица Alfa Romeo GT из Литвы в их числе. «Хоть одна „альфочка“ будет», — радуются наши пилоты. Радуются, но на душе скребут кошки. Ведь мы тоже должны были быть там! Имели все основания рассчитывать на хорошее место. Но…
— Не завелась? — ребята связываются с друзьями, которые находятся в «реанимации».
Однако ответ прежний. А квалификация идет! Драгоценные минуты уходят. На треке ревут «заряженные» моторы, слышен визг сликов. Вдруг прямо перед нами происходит столкновение BMW и Volkswagen Beetle. Последний цепляет левыми колесами песок, его разворачивает, в воздух поднимается фонтан из травы и земли. Уф, все более-менее обошлось. Маршалы неистово машут желтыми флагами. Квалификация приостановлена.
Через несколько минут оба пилота общаются. Никаких криков, воплей, претензий. Спокойно обсуждают случившееся, собирают запчасти. Обошлось малой кровью. Квалификацию можно продолжать.
— Ну а мы будем ждать и надеяться, — не теряют оптимизма белорусы. — Самое обидное, что, кажется, все в порядке. Но непонятна причина: проблема то ли в блоке управления двигателем, то ли в периферии… Если получится завестись — будем стартовать завтра последними.
Полночи в «реанимации» шла работа. Механики по несколько раз проверили все, что возможно, но, увы, причину так и не нашли. Машина так и не завелась. Ее погрузили на лафет. Причину будут искать уже в Минске. Обидно? Ну, этим словом сложно выразить чувства пилотов. В большом спорте, когда обидная травма вынуждает закончить досрочно чемпионат или даже карьеру, такое бывает.
— Пусть бы уже там проблема была в «мозгах», а не в какой-нибудь мелочи, — в сердцах бросает Виталий Казакевич. — Чтобы не так обидно было.
На самом деле это эмоции. Конечно, гонщики рассчитывают, что ремонт будет не такой затратный. Ведь впереди этап в Паланге, где начисляют двойные очки. Тем более что там будет проходить 8-часовая гонка — стало быть, двойная нагрузка на автомобиль и пилотов.
Тем временем на треке вовсю идут соревнования. Пилоты накручивают круги, стараясь улучшить время. Победитель будет выявлен по общему зачету. Вдруг снова желтые флаги. Гонка приостановлена. Значит, сейчас кого-то притянут на шнурке. И точно! С трассы сходит Alfa Romeo GT.
Подходим к техзоне. Оказывается, латвийский гонщик ехал на трех цилиндрах из четырех. У него меняют свечи, сброшен шланг охлаждения тормозов. А пилот сидит и надеется когда-нибудь нажать на педальку газа.
Рядом колдуют над Alfa Romeo GT. У автомобиля порвался трос переключения передач. На самом деле это не критическая поломка. Бывало, в ходе соревнований меняли всю коробку передач, а пилот умудрялся занимать высокие места.
— Да, Alfa Romeo, как любая горячая итальянка, капризная, — вздыхают наши гонщики.
— Кстати, а не думали сменить автомобиль?
— Была такая мысль. Но не вышло. Предлагали даже поучаствовать компании Geely. Это здорово для гоночной команды, если есть заводская поддержка. Но к этой идее давно не возвращались.
Завороженно следим за гонкой. У нас появляются свои любимчики — BMW, которая лидирует, заряженный Honda Civic, мощный Lexus... Жаль, что так и не удалось поболеть за наших.
Самое удивительное другое. В Беларуси, где так любят автомобили... В Беларуси, население которой втрое больше, чем в Литве... В Беларуси, где есть производство машин, сильные традиции автопрома... Так неужели в Беларуси некому поддержать нашу единственную пока команду? Страну представляет группа энтузиастов за свои деньги. Тут что-то не так. А вам так не кажется?
Р. S. Только ко вторнику стала известна поломка Alfa Romeo 155 белорусской команды. Оказалось, дело было в контроллере блока управления. Пилоты говорят, возможно, для самоуспокоения: «На месте мы бы не разобрались. Специалист, который выявил неисправность, утверждает, что за 10 лет впервые с таким сталкивается». Зато большая вероятность, что гонщики BY Racing Team все-таки примут участие в заездах в Паланге. Между тем в редакцию уже обратились люди, готовые стать спонсором нашей команды.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by