Экс-мэр Вильнюса: проехать на БТР по Mercedes было социальной провокацией

 
09 июня 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Ролик, в котором Артурас Зуокас на БТР давит Mercedes S-Class, собрал более двух миллионов просмотров на YouTube. Однако политик, трижды избиравшийся на должность мэра Вильнюса, известен и другими смелыми решениями в сфере транспорта. По его инициативе из города исчезли маршрутки, появилась оранжевая система велосипедов, ввели полосы для общественного транспорта. А сам он уже семь лет ездит на Segway! Почему троллейбусы — это транспорт прошлого? Какой была самая неожиданная реакция на нашумевший ролик? Где место частному автомобилю? Об актуальных темах, в том числе для Минска, говорим с экс-мэром Вильнюса.

Мы встретились в офисе Артураса Зуокаса, расположенном в центре Ужуписа. Этот район, некогда рисковавший превратиться в трущобы, при экс-мэре стал одним из самых любимых уголков города для туристов и вильнюсцев, местом выражения творческих идей художников и эдакой республикой свободы и инакомыслия. Связаться с экс-мэром удалось очень легко: его телефон подсказали литовские коллеги, а он сразу согласился на интервью. Сложно представить, чтобы белорусские чиновники — бывшие и нынешние — были столь же открыты.

Артурас Зуокас

— Вы стали известны всему миру после ролика, снятого шведской телекомпанией, в котором на БТР проехали прямо по неправильно припаркованному Mercedes на пешеходной улице Гедимина. Откуда вообще появилась такая идея?

— Думаю, каждый автовладелец или пешеход хоть раз, но сталкивался с проблемой неправильной парковки: или выезд из двора перекрыт, или машина мешает проезду велосипедов по велодорожке, или еще хуже — автомобиль перекрывает путь людям на тротуаре. Первая реакция очень часто бывает агрессивной — разбить стекло, спустить колесо, в общем как-то повредить машину нарушителя. Уверен, почти каждому в голову приходили такие мысли. Именно поэтому, наверное, наш сюжет так хорошо приняли во всем мире. Не будем лукавить: так размышляют многие, кто регулярно сталкивается с неправильной парковкой и хамством со стороны автомобилистов, особенно в случае с владельцами дорогих и больших машин. Почему-то сложилось неверное впечатление, мол, если у тебя автомобиль подороже, значит, у тебя и прав больше. А по-моему, должно быть наоборот. Вот нам и пришла идея воплотить в жизнь некоторые запретные мысли горожан.

Это была первая цель. Вторая, как я ее называю, — социальная провокация. Вот как надо было бы действовать в ситуации с Mercedes в традиционном смысле? Вызвать полицию, составить протокол, оформить штраф и так далее. Это долго и в конечном счете слишком дорого. Кроме того, штрафы вызывают недовольство, даже если водитель признает нарушение. В то же время большинство автомобилистов вообще-то — хорошие люди, просто они немного подзабыли правила. Так как наиболее эффективно и эффектно напомнить про обязанности? Идея переехать стоящий с нарушениями Mercedes была лучшей. Так совпало, что литовские сайты как раз в то время обратили внимание на грубое нарушение ПДД на ул. Гедимина со стороны владельцев двух дорогих автомобилей — Rolls-Royce с литовскими номерами и Ferrari с белорусскими регистрационными знаками. Они стояли на велодорожках прямо под запрещающим знаком в том же самом месте, где мы переехали Mercedes. То есть момент был выбран как нельзя более удачный.

Нам также удалось достичь третьей, маркетинговой цели — показать всему миру, что в Вильнюсе задумываются об удобстве пешеходов и велосипедистов, а также напомнить: если у вас автомобиль большой, то и ответственности тоже больше. Этот ролик получил широкий резонанс. Он был показан в эфире CNN, BBC, ABC, ITN и так далее. Статья о нашей акции, размещенная на сайте одной из индийских газет, получила семь миллионов лайков! В Латинской Америке это была новость номер один после тайфуна, бушевавшего там в то время.

— А не получилось ли, что вы тем самым продемонстрировали слабость власти? Оказалось, что БТР более эффективен, чем полиция…

— Нашей целью было напомнить о ПДД тем, кто их подзабыл. И это получилось! Во-первых, все мгновенно вспомнили, что на улицах, кроме автомобилей, есть велосипедисты и у них не меньше прав. Во-вторых, автомобилисты поняли, что ставить машину с нарушением — это просто опасно. Ведь на каждого нарушителя может найтись свой БТР! Как мэр города, я не раз шел на социальную провокацию и отдавал себе отчет, что нужно найти золотую середину и не перегнуть палку. Это должно быть сделано с юмором, однако всерьез. Но самое главное — чтобы люди забыли про автомобильный эгоизм и подумали о других. Если, паркуясь, водители всегда будут рассуждать с позиции «а не помешал ли я пешеходам, велосипедистам и другим водителям», значит, это город комфортный, приятный, дружелюбный и гостеприимный.

Силой, конечно, многого можно достигнуть. Но это очень дорогой способ и не самый лучший, потому что никто не хочет быть подвергнут давлению — не важно, со стороны полиции или городской власти. Кстати, на Востоке и Западе этот ролик восприняли по-разному. Мой поступок более понятен европейцам и американцам. У нас же иначе оценивают действия полиции. Мы иногда злимся на ее действия, хотя она, вообще-то, действует правильно, защищает закон и помогает навести порядок.

— К слову, а владельцу поврежденного Mercedes ущерб был компенсирован?

— Да. Конечно. Ему возместили стоимость машины.

— А чья реакция была самой неожиданной на этот ролик?

— Самые плохие отзывы мы получили в Литве. Как говорится, в своей деревне прославиться нельзя… А если серьезно, то это больше связано с политикой и конкуренцией. Ну а самой неожиданной была реакция Минобороны. Оно является учредителем военного музея, в котором мы взяли в аренду этот БТР. Министерство запретило всуе давать ему что-нибудь в аренду. Но, в принципе, главный месседж донести удалось. Потом мы распечатали наклейки с надписью «Не заставляй меня переехать танком», раздавали их в Вильнюсе и даже посылали в другие страны.

— Вы, наверное, слышали о российском движении «СтопХам». У них похожий метод.

— Знаете, они перегибают палку. У них наклейки большие, то есть они изначально подходят к решению проблемы агрессивно. Нужно больше юмора, напомнить правила, а не заставить кого-то чувствовать себя виноватым. Эти ребята пытаются сами кого-то наказать, хотя это задача полиции. Они перешли грань, поэтому их акции сопровождаются конфликтами. Идея хорошая, но она не достигнет целей.

— Как-то вы обнаружили любопытную взаимосвязь: нарушитель парковки с большой долей вероятности может оказаться неплательщиком налогов.

— Более того, я даже хотел проверять злостных нарушителей ПДД на предмет уплаты налогов! Считаю, если водитель четыре и более раз в год совершал некие нарушения (превышал скорость, парковался под запрещающими знаками и так далее), то он должен быть подвергнут комплексной проверке (доходы, расходы и налоговые платежи). Мы даже обращались в инспекцию с соответствующей просьбой, но она не находится в подчинении городских властей и нас там не поддержали. Ответили, что налоговики, мол, и так перегружены работой.

А началось все с научной статьи социологов, которые провели любопытное исследование. Они выяснили, что человек, который неоднократно был замечен в мелких нарушениях закона, склонен преступать его и в более серьезном масштабе. В особенности это актуально в контексте уплаты налогов. И хотя налоговая инспекция нас не поддержала, в обществе месседж был воспринят очень серьезно. Как я говорил выше, часто ПДД нарушают владельцы больших автомобилей. Конечно, они не хотят, чтобы в их отношении проводились подобные проверки.

— Вы критически высказываетесь в отношении автомобилистов и в то же время сами пользуетесь машинами. Раньше у вас был Volkswagen Multivan, редкий BMW Z8. Сейчас на чем ездите?

— Мои рабочие автомобили, которые я использую для дальних поездок, это Volkswagen Multivan и Mercedes V-Class. А в городе я в основном езжу на Segway (использую гироскутер уже около семи лет) и велосипеде. Наверное, вы слышали про оранжевую систему, которая очень удобна для перемещения по Вильнюсу. В нашей семье, где четверо водителей, нет автомобилей, закрепленных за кем-то конкретно. Есть две машины, которые использует тот, кому нужно, — это BMW X5 и BMW i3. Это такой семейный каршеринг. Причем самый популярный автомобиль — это электрический. Он очень удобный, экологичный, а еще имеет некоторые льготы в городе: на нем можно двигаться по полосе общественного транспорта и бесплатно парковаться в центре.

— Наша компания первой в Беларуси приобрела Tesla. С помощью серии публикаций мы пытались популяризировать электромобили в нашей стране. Одна частная компания даже заявила, что готова развивать инфраструктуру. Как вы считаете, это все-таки дело бизнеса или государства?

— Государства или города. Нет стран, в которых частные компании могли бы развивать такую инфраструктуру. Даже в Израиле, где реализовали интересный проект (на специальных заправках там не заряжают батарею, а меняют аккумуляторы), это стало невозможным, хотя денег инвестировали немало. Такую сеть должно развивать государство. Это инвестиции, которые окупятся примерно через 10—15 лет. Но частной компании это будет невыгодно.

— В Беларуси сейчас строят АЭС. Однако в Минске до сих пор нет ни одной доступной бесплатной электрозаправки, в отличие от Вильнюса, где таких мест десять. Что надо сказать белорусским чиновникам, дабы они поняли: это выгодно?

— Видимо, необходимо, чтобы эту статью прочитал президент. Или же стоит предложить ему прокатиться на Tesla. Уверен, ему бы понравилось и он сразу бы сделал замечание руководителям города: «Эй, почему вы отстаете от Европы?» На сегодняшний день в Европе нет столицы, где не было бы определенного числа бесплатных электрозаправок. Это стимулирует жителей покупать электромобили. Я очень удивлен, что такой большой и красивый город, как Минск, отстает, не перенимает европейские тенденции. Мне кажется, вашему президенту это не понравится.

— Площадь Минска и Вильнюса сопоставимая. Но в нашем городе плотность населения существенно выше. При этом в центре до сих пор бесплатные парковки.

— Бесплатные парковки? Как это? Может, у вас автомобилей мало?

— Примерно 380 на 1000 горожан.

— Это вдвое меньше, чем в Вильнюсе. Но все равно это странно слышать. Платные парковки нужны не для дополнительного пополнения городского бюджета, как многие наивно полагают, а чтобы регулировать транспортный спрос. Приехать в центр города на автомобиле и оставить его на восемь часов под окнами офиса — это роскошь. Разумеется, все это должно быть увязано с удобством общественного транспорта, его скоростью, стоимостью талона на проезд и так далее.

Конечно, в центр города люди приезжают по каким-то делам, но не для того, чтобы занимать парковочное место в течение всего рабочего дня. У нас люди даже просят ввести плату за стоянки, потому что на улицах сразу наводится порядок. Странно, что у вас по-другому. Но, думаю, это временно. Даже Москва пошла по пути платных парковок.

— Но в какой-то момент вас даже подвергли критике за то, что вы предлагали ввести плату за парковку во дворах.

— В Старом городе у нас такая система существует. Житель этой части Вильнюса получает право купить годовой абонемент за символические 10 евро, но только на один автомобиль. Машину можно ставить в радиусе 300 метров от дома. Проблема в том, что во дворах парковались «чужаки», которые приехали в центр по своим делам. Но наша мера позволила навести порядок.

— Когда у нас заходит речь о создании подобной платной системы, из стана автомобилистов раздается такой аргумент: лучше бы строили больше парковок!

— Если есть платная парковка, тогда город должен создать сеть бесплатных стоянок вокруг центра. Чтобы любой объект находился в пешей доступности. То есть чтобы за пять минут можно было добраться до магазина, филармонии или музея.

— Но это неминуемо должно быть связано с развитием общественного транспорта…

— Не только! Подход должен быть комплексным. Сейчас в Вильнюсе, например, активно развивается каршеринг. Появилась компания, которая получила парковки почти бесплатно. Автомобиль можно взять в аренду в одном терминале, а оставить в другом. Цель проекта — сделать так, чтобы семье не нужны были две машины. Кроме того, у нас активно развивается байкшеринг.

— Кстати, про велосипеды. В 2002 году, когда вводили оранжевую систему, велосипеды разворовали за одну неделю. Почему попытка провалилась?

— Это тоже была своего рода социальная провокация. Но в тот момент я еще был наивен. Система была основана на воле жителей города: мы рассчитывали, что, попользовавшись велосипедом, они вернут его в целости и сохранности на один из терминалов. Это были стандартные байки, только покрашенные в оранжевый цвет. Проект стартовал в июне, а завершить мы его планировали в октябре. Но за две недели велосипеды или разворовали, или сломали. Однако это была хорошая попытка. Мы поняли, что байк может использоваться не только для занятий спортом, но и для передвижения в городе. А в 2012-м мы вернулись к этой идее. Сейчас проект успешно работает. Но сравните бюджет: в 2002 году все стоило 100 тысяч евро, а сейчас — 15 миллионов. Зато за эти несколько лет ничего не сломали и ни одного велосипеда не украли. Если бы мы были более честными и солидарными, то наша жизнь была бы гораздо дешевле. Не было бы необходимости в антивандальных и других системах. Разница большая!

— В Минске сейчас пытаются развивать велодвижение. Но часто это носит номинальный характер: там тротуар разделили на пешеходную и велосипедную часть, там на переходе табличку повесили, мол, можете не спешиваться. В чем опасность такого подхода?

— Знаете, с чего-то все равно нужно начинать. Велосипед перестает быть рекреационным транспортом, а получает права, становится полноценным городским средством передвижения. Но для этого нужны хорошие условия. Мы примерно так же начинали в 2001 году. Чтобы создать такую же хорошую инфраструктуру, как в Голландии или Великобритании, требуется 50 лет. Но нужно не только время, но и инвестиции.

— Про общественный транспорт. В Вильнюсе по специальным полосам ездят только автобусы, троллейбусы, такси, электромобили и автомобили, в которых четыре и более пассажиров. Как вы этого добились?

— Это было непросто. Но я рад, что наши водители придерживаются правил. А если кто-то внаглую едет по этому ряду, автомобилисты начинают моргать ему фарами и сигналить, мол, куда ты залез. Но в самом начале мы установили камеры в кабину общественного транспорта. Водители автобусов и троллейбусов просто передавали фотографии с зафиксированными временем и датой в полицию, а она уже принимала меры для привлечения нарушителя к ответственности. Это дало хороший эффект вначале. Нарушители поняли, что такая езда неминуемо закончится штрафом. Сегодня абсолютное большинство водителей на эту полосу не выезжают.

— Почему вы против троллейбусов? Даже заявили, что они вскоре совсем уйдут из Вильнюса. В то же время у нас этот транспорт очень развит.

— Это транспорт прошлого. Он довольно медленный, вынужден аккуратно проезжать повороты, перемычки в контактной сети и так далее. Лет через 5—10 все автобусы будут как бы троллейбусами, то есть станут экологически чистыми. Но при этом не будет необходимости в контактной сети, которая уродует город. Данный вид транспорта остается в странах, где его производят. Беларусь в их числе. Нет смысла содержать устаревшую систему, когда Mercedes заявляет о выпуске в 2017 году первого водородного автобуса.

— При вас также из Вильнюса убрали так называемые микрушки, то есть маршрутки. Какие были аргументы?

— Давайте будем честными: это не общественный транспорт даже с точки зрения европейских стандартов безопасности. В Германии или Франции он бы никогда не получил право перевозить пассажиров. Маршрутки пришли к нам из Азии. Они забирают платежеспособных пассажиров, их водители часто нарушают ПДД. В Литве выяснилась еще одна проблема: этот вид бизнеса был полулегальным, так как его участники оперировали наличными деньгами. Мы проверили, сколько реально они проезжают в год и потребляют топлива. Судя по этим цифрам, они должны быть электрическими. А если серьезно, то, похоже, они ездили на дизтопливе, приобретенном нелегально, вероятно из Беларуси.

— Маршрутка появляется там, где общественный транспорт не справляется. Что нужно для изменения ситуации?

— Необходимо, чтобы те пассажиры, которые реально платят за билеты, пересели на него. Невозможно требовать комфортного и удобного общественного транспорта, если вы всю прибыль отдаете другим, которые работают вне закона и не инвестируют в качество услуг. Маршрутки уходили из Вильнюса постепенно, у владельцев этих компаний было пять лет, чтобы найти другую нишу в бизнесе. Сегодня в городской бюджет поступает больше доходов, общественный транспорт получил приоритет, а пассажиры быстрее и с большим комфортом добираются до работы и домой. Теперь приобретаются автобусы, которые отвечают определенным критериям: в них должны быть установлены кондиционеры, стекла — двойные, чтобы не было холодно зимой, полы — низкие и так далее. Лучше, чтобы это был Mercedes или Volvo, тогда у пассажиров будет возможность сказать: я приехал на люксовой марке! Между прочим, многих водителей маршруток мы пригласили в автобусные парки. И их официальная зарплата увеличилась в 2—3 раза.

— Вы говорили, что пешеходы, велосипедисты и общественный транспорт — это святое. А вот автомобилисты... Куда их определить в этой системе ценностей?

— Поймите правильно, я люблю машины, сам вожу, увлекаюсь автомобильным дизайном. А суперкары вообще для меня как предмет искусства! Конечно, автомобили дарят свободу передвижения. У литовца скорее не будет своего дома, но он будет ездить на хорошей машине. Однако хорошо понимая проблемы города, я должен констатировать, что в нем не хватит места для всех автомобилей. Поэтому я буду отдавать приоритет общественному транспорту, каршерингу, велосипедам и так далее. У меня давно нет личной машины, только семейная.

— Судя по вашим ответам, вы глубоко и хорошо знаете транспортные проблемы Вильнюса. А когда были мэром, сколько служебного времени уделяли этому вопросу?

— Три срока я провел на посту мэра. Транспортная тема — парковка, качество дорог, безопасность — у меня занимала 20%. Иначе город не был бы привлекателен для туристов, инвестиций, удобен для вильнюсцев. Глава города должен знать эту сферу глубоко, ведь черт, как говорят, сидит в деталях. Вы должны быть достаточно компетентны, чтобы вести диалог со специалистом, защитить свою идею. Откуда я знаю? Всегда интересовался этой темой, обращал внимание на лучшие примеры в Скандинавии, Германии, Италии. Зачастую не надо изобретать велосипед, а достаточно перенимать опыт. Когда я приезжаю куда-нибудь, то сужу о городе по парковке. Если вижу, что машины стоят на тротуарах, а люди вынуждены обходить автомобили по проезжей части, для меня очевидно, что мэр не понимает главного: город принадлежит людям, а не металлу. А коль скоро мэр рассуждает с позиции железа, значит, он недостаточно уважает жителей своего города.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by