Можно ли рулить под сброс газа? Как лучше делать перехват «баранки»? Любителям BMW показали, как правильно маневрировать

 
17 июня 2015 в 8:04
Автор: Денис Логунович. Фото: Максим Малиновский
Автор: Денис Логунович. Фото: Максим Малиновский

Автомобили BMW создаются не только для того, чтобы перевозить нашу пятую точку из пункта А в пункт Б, но и для того, чтобы водитель мог получать удовольствие от езды. Однако, как показывает практика, далеко не каждый владелец BMW знает, как раскрыть весь потенциал своей машины. Даже покупатели новых «баварцев» зачастую не могут грамотно выйти из сложной дорожной ситуации, хотя у них в руках — лучшие по управляемости транспортные средства. Именно поэтому дилеры BMW проводят мастер-классы для водителей, владеющих или собирающихся владеть автомобилями данной марки. Onliner.by побывал на одном из таких мероприятий. Организатор — дилер BMW «Байернкрафт».

В Беларуси есть только одно место для подобного обучения — полигон для испытаний мобильных машин (все называют его просто Липки). Выбор «учителей» тоже невелик. «Бумероводов» обучали сотрудники школы экстремального вождения Сергея Овчинникова (вместе с самим Сергеем Олеговичем). На полигон приехало около десяти человек. Все они либо владеют автомобилями BMW, либо раздумывают о покупке. В распоряжении водителей — четыре машины этой марки (все дизельные): 118d, 530d, X5 40d и X6 M50d. В каждом автомобиле — профессиональный инструктор, который укажет на ошибки и продемонстрирует порядок правильных действий при выполнении конкретных маневров.

Данное мероприятие не является тест-драйвом, поэтому внимание к машинам было сведено к минимуму. Участники приехали для того, чтобы научиться правильно рулить и работать педалью газа, а также почувствовать разницу в режимах работы системы Driving Experience Control и вообще понять, зачем существуют такие режимы.

Первое упражнение. Короткая змейка

Настроили кресла под себя. Перевели селектор АКП в положение Drive. Поехали! Первое упражнение скорее разминочное. Водители просто плавно проезжают две змейки. У одной фишки расставлены ближе друг к другу, у второй — подальше (а значит, скорость здесь выше). Главная задача упражнения — научиться правильно и плавно рулить. Руки работают в верхней части «баранки» (между 8 и 4 часами, если перенести циферблат часов на руль).

На 118-й «копейке» проходить змейку — как гильотиной разрезать плавленый сырок. У автомобиля очень низкий центр тяжести и прекрасно настроенный руль. Держишь газ на одном уровне и перебираешь рулем влево-вправо. Как дважды два. Кроссоверы с кучей «коней» под капотом слишком мощные для изящного прохождения коротких змеек. Да и руль не такой острый, как у седана и хетчбэка. Даже режим Sport Plus не делает езду на Х6 более интересной на такой низкой скорости и при активных маневрах. Руль просто становится более налитым. Слишком много оборотов от упора до упора.

На мощных кроссоверах хорошо гонять по прямой или на скоростном треке! А змейку на второй передаче приятней пролетать на 1-Series. При плавном проходе череды поворотов начинать рулить нужно плавно, наращивая скорость вращения «баранки» по мере необходимости. Если же начинать резко, то можно потерять сцепление с дорогой со всеми вытекающими последствиями.

Второе упражнение. Длинная змейка

Вторая змейка проходила между теми же фишками, между которыми ездили машины в первом упражнении. Отличие — в траектории и способе прохождения. Если в первом случае автомобили просто «рисовали» плавные линии, то теперь задача — «рисовать» острые углы (что-то типа «пилы»). Схема простая: разгон по прямой, сброс газа, поворот, выравнивание руля с одновременным добавлением газа. Задача — научиться загружать передние колеса при повороте. Во время интенсивного разгона масса машины устремлена на заднюю ось, что приводит к разгрузке передней (именно поэтому заднеприводные автомобили разгоняются быстрее переднеприводных). Во время поворота недостаточная масса на передних колесах может привести к недостаточной поворачиваемости. Выход — притормозить, перенеся вес машины вперед и нагрузив тем самым управляемые колеса.

Упражнение, кстати, не такое простое, как кажется. Почувствовать момент, когда передние колеса максимально прижаты к асфальту, с первого раза получилось не у каждого. Зато в этом заезде очень хорошо ощущалась разница между режимами Driving Experience Control. Не помню, у какой еще марки разница между «комфортом» и «спортом» столь велика. В самом «агрессивном» режиме Sport Plus автомобиль каждым своим нервом реагирует на действия водителя. Двигатель активно отзывается даже на сантиметровое движение правой ногой. И если в первой змейке газ нужно было держать в одном положении, то здесь отклик на педаль играл не меньшую роль, чем даже руль.

Фактически водителям нужно было легким заносом задней оси идеально «выставить» машину в поворот. Самые популярные ошибки: попытки рулить одной рукой или ладошкой (страшный сон Овчинникова), отпускать руль на выравнивании (чтобы он сам «дорулил» до позиции «прямо»), смотреть не в сторону поворота, а на препятствие, которое объезжаешь (мало того что может укачать, так еще и время реакции сокращается). За 10—15 минут научиться правильно «выставлять» автомобиль в поворот, загружая «морду», смогли не все, но общий принцип данного маневра участники уловили. Главное — не тренироваться в городе!

Третье упражнение. Объезд препятствия

Объезд препятствия на скорости 60 км/ч — упражнение, которое демонстрирует скорее не навыки водителя, а системы машины. Действий со стороны человека — минимум. Крутанул руль вправо, потом влево. Чуть подкорректировал. Даже перехвата делать не нужно. А вот электронные системы автомобиля здесь вступают в бой. Как ни странно, лучше всего объезжать препятствие получалось на Х5 и Х6. Несмотря на высокий центр тяжести, эти машины с легкостью огибали «неожиданно» появлявшиеся на пути фишки. Спасибо куче электронных помощников и, конечно же, полному приводу. На 118d отключили все электронные системы, и хетчбэк пару раз развернуло.

Четвертое упражнение. Проезд трассы

Завершающим испытанием стала импровизированная трасса, которую многие хорошо знают. Ее мы проходили во время тест-драйва Ford Focus ST. Ее же используют для других заездов в Липках. Прямая, три дуги, небольшой вираж и финиш. Здесь участники мероприятия смогли применить полученные за пару часов навыки. Среди основных замечаний можно отметить маленький угол входа в поворот. Лучше брать пошире, чтобы проходить вираж на большей скорости. Также не стоит забывать, что чем меньше визга резины — тем быстрее пройдешь трассу. Идеально ехать со скоростью на грани скольжения. Ну и не забывайте после серии активных торможений проехать пару минут не касаясь педали тормоза — чтобы остудить диски.

* * *

Подобные мероприятия проходят в Минске постоянно. Есть закрытого формата (как описанное выше). Есть открытого. Дилеры совместно с профессиональными инструкторами обучают своих клиентов (в том числе потенциальных) правильно и безопасно использовать автомобили. Но это совсем не значит, что после такого мероприятия участники поедут «давать угла» в городе. Цель подобных тренингов — сделать езду более безопасной и научить водителей правильно выходить из неожиданных ситуаций на дороге.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by