В России резко выросли ставки утильсбора — чего ждать белорусам?

UPD
01 октября 2024 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onlíner

В России резко выросли ставки утильсбора — чего ждать белорусам?

Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onlíner

С 1 октября 2024 года утильсбор в России повысился на 70—85%, а в дальнейшем он ежегодно будет увеличиваться на 10—20%, что, по мнению специалистов, приведет к удорожанию автомобилей. Напрямую нас эта новость вроде как не касается, но в перспективе рост цен можно ожидать и на белорусском рынке.

Автомобили в России будут дорожать

Итак, с 1 октября ставки утильсбора у наших восточных соседей заметно выросли и теперь составляют от 150 200 российских рублей (примерно 1615 долларов по текущему курсу) для автомобилей с объемом двигателя от 1,0 до 2,0 литра и до 2 285 200 (24 550 долларов) для автомобилей с объемом двигателя свыше 3,5 литра. Таким образом, утильсбор уже подорожал на 740—11 280 долларов в зависимости от объема двигателя, а дальше он будет ежегодно повышаться на 10—20%.

Да, формально это касается лишь автомобилей, импортируемых или же собираемых с минимальной степенью локализации, однако эксперты настроены достаточно скептично. Так, по мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, стоимость даже базовых «китайцев» увеличится на 10—20%, а с учетом того, что ставка на импортные автомобили будет повышаться планомерно, каждый год, на российском автомобильном рынке возникнет устоявшийся тренд на рост цен, пишет Autonews.

Производители могут рассчитывать на компенсацию утильсбора при условии достаточной локализации выпускаемых автомобилей. Но уровню 2500 баллов соответствует лишь продукция «АвтоВАЗа», у собираемых методом отверточной сборки «китайцев» этот показатель ниже. В то же время инфляция, вызываемая ростом ставок утильсбора и колебаниями курса валют, приведет к тому, что цены будут повышать, в том числе на локализованные модели.

А что у нас?

В Беларуси текущие ставки утильсбора действуют с 31 марта 2024 года. Для физлиц ничего не изменилось, а для юрлиц они тогда повысились на 2209—41 862 рубля в зависимости от объема двигателя и возраста легкового автомобиля. Однако коснулось это далеко не всех машин, а лишь тех, которые ввозятся из-за пределов Евразийского экономического союза. Для автомобилей, ввозимых с территории государств — членов ЕАЭС, по-прежнему применяются ставки 544,5 рубля (для машин в возрасте до трех лет) и 816,7 рубля (для машин, с момента выпуска которых прошло более трех лет).

Любопытно, что после введения новых ставок цены на новые легковые автомобили у дилеров вверх не рванули — продавцы постарались договориться с поставщиками и подвинулись по марже, чтобы не терять свою долю рынка.

— В этот раз утильсбор серьезно не повлиял на розничные цены, — отметил в июле генеральный директор холдинга «Атлант-М» Игорь Сукач. — Это произошло из-за двух факторов. Где-то поставщики пошли навстречу, понимая, что рынок развивается, что есть конкуренция. Они прислушались к нам, взяв на себя часть издержек, связанных с повышением ставок. Второй фактор заключается в том, что рынок растет, дилеры начинают больше зарабатывать на объеме и могут снизить маржинальность. 

Как повышение утильсбора в России может повлиять на наш рынок

— На рынок Беларуси поступают автомобили, производимые в Российской Федерации либо ввозимые на территорию РФ из-за пределов Евразийского экономического союза и потом поступающие сюда. Естественно, повышение расходов российского импортера скажется на ценах для конечного покупателя в Беларуси, — убежден директор ООО «Автоцентр на МКАД» и председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Варивода.

Собеседник уточняет, что такие процессы не происходят одномоментно, они имеют определенную инерцию. Это связано с тем, что на рынке имеется конкуренция. По щелчку пальца ни один продавец не может переложить на потребителя все свои расходы. Есть и еще один нюанс:

— Если взять всю цепочку «китайский производитель — российский импортер — белорусский импортер — белорусский дилер — конечный потребитель», то в ней у всех субъектов хозяйствования есть своя маржа, своя прибыль. И сложно сказать, какую часть повышения себестоимости автомобиля, его удорожания за счет утильсбора возьмут на себя все игроки, которые есть в этой цепочке. Я не исключаю, что тот же китайский производитель вместе с импортерами в какой-то части примут его на себя за счет снижения собственной маржи.

При этом Сергея Вариводу в большей степени беспокоит не непосредственное влияние утильсбора в Российской Федерации, а то влияние, которое опосредованно он может оказать на белорусский рынок:

— Хочу напомнить, что целью этих изменений (повышения ставок утильсбора) называлась защита автопроизводителей России и Беларуси. То есть мы рассматриваем свой рынок Союзного государства как единый, и конкуренция на рынке Беларуси импортными автомобилями осуществляется в отношении не только моделей «БелДжи», но и продукции российского «АвтоВАЗа», «Хавейл Мотор Рус» и так далее.

Исходя из этой концепции единства интересов автопроизводителей из союзных стран, мы предполагаем, что в ближайшем, очень обозримом будущем в Беларуси также изменятся ставки утильсбора — с оглядкой на российские. 

И вот это влияние уже может оказаться более существенным. Оно тогда затронет дополнительные, более массовые сегменты рынка. В Беларуси достаточно много автомобилей, импортируемых из-за пределов ЕАЭС — непосредственно из КНР.

Это толчок к процессу роста цен, который растянется, на мой взгляд, на 3—6 месяцев. В большей степени этот рост будет обеспечен за счет изменения ставок утильсбора внутри Беларуси.

— Весной у нас уже было повышение ставок утильсбора, но тогда к росту цен на легковые автомобили оно не привело.

— Действительно, по данным Белстата (который мониторит цены не только у дилеров, но и у «независимых игроков»), с января по август 2024 года у нас околонулевая инфляция в этом сегменте потребительских товаров, который называется «легковые автомобили».

Но я хочу напомнить вот о чем. Импортеры из России оплачивают продукцию в российских рублях, импортеры из Китая — в юанях, а на внутреннем рынке себестоимость и цены формируются в белорусских рублях. Поэтому не надо забывать про фактор курса национальной валюты относительно валют стран — торговых партнеров.

Мы видим, что в России автомобили дорожают в течение всего 2024 года, а в Беларуси цены на ввозимые оттуда машины практически не изменяются. Но при этом надо обратить внимание на динамику валютной пары «российский рубль — белорусский рубль».

Также Сергей Варивода напомнил про ценовое регулирование, которое действует в Беларуси в отношении потребительских товаров, в частности легковых автомобилей:

— Оно предполагает ограничение роста цен для отечественного производителя в пределах 0,3%. У нас около половины объема дилерских продаж приходится на модели Geely и Belgee. Это якорный игрок национального рынка, и если он удерживает цены на каком-то уровне, то либо ты сохраняешь свою долю, либо при попытке повысить цены покидаешь рынок или значительно теряешь в продажах.

— И все же — что будет с ценами?

— Напрямую переносить утильсбор в цену не стоит. Рынок — это сложная субстанция, многофакторная модель. Если взять утильсбор и поместить его в цену, то она должна вырасти примерно на 10% для средней китайской иномарки.

Но по моим личным прогнозам, рост цен точно уложится до конца года в диапазон до 5% — в белорусских рублях на внутреннем рынке страны.

Думаю, что рост цен на легковые автомобили (в более отдаленной перспективе. — Прим. Onlíner) будет. Это нормальный процесс, он будет всегда. Нас беспокоят сильные скачки в сторону роста. Никаких признаков такого скачкообразного изменения цен в ближайшее время я не вижу.

Вопросы дилерам

— Стоит ли ожидать, что из-за повышения ставок утильсбора в РФ у белорусских дилеров появятся многочисленные клиенты из России?

— Нет, вряд ли они появятся, так как в легковом сегменте у нас сейчас в основном электромобили, а для них действует льготная ставка утильсбора и пошлин, поэтому эти автомобили в течение пяти лет не могут быть перепроданы в РФ. По коммерческой технике (и легкой, и тяжелой) в России нужно оплачивать полный утильсбор в дополнение к нашему. В итоге будет двойной утильсбор, и это неинтересно получается по деньгам, — объяснили корреспонденту Onlíner представители импортера марок Seres, Aito и Shacman в Беларуси (автомобильный дом «Энергия ГмбХ»).

— Если ставки утильсбора будут в перспективе повышены, отразится ли это на ценах поставляемых вами автомобилей? Или остаются возможности удержать их на прежнем уровне?

— К электромобилям это пока что не применимо, но по коммерческой технике точно будет рост цен, потому что уровень рентабельности не позволит сохранить стоимость на прежнем уровне просто за счет участия продавца. По производителям аналогично — они уже значительно снизили стоимость и едва ли еще смогут двигаться вниз.

— Насколько критичным в сложившейся рыночной ситуации (в том числе с точки зрения конкурентоспособности) было бы повышение цены автомобиля на 5—10%?

— Для бюджетных моделей повышение будет даже более значительным, чем 5—10% (за счет большей доли утильсбора в себестоимости), и это существенно повлияет на конкурентоспособность. В сегментах мидл+ или премиум доля утильсбора не такая большая и чувствительность клиентов к цене меньше, поэтому она не должна поменяться значительно. К электромобилям (и гибридам) это также пока не применимо.

По коммерческой технике, если ориентироваться на ставки, принятые в РФ, увеличение стоимости может составить до 20%. В итоге это значительно повлияет на смещение интереса и спроса с китайских автомобилей в сторону машин, производимых в России и Беларуси, при условии, что соответствующие производители смогут выпускать достаточное количество товара для удовлетворения спроса.

Дополнено

— Доля новых импортируемых китайских брендов (из-за пределов Таможенного союза) достигла по итогам первого полугодия 2024 года примерно 15% и продолжает расти. Речь в данном случае идет о поставках напрямую из КНР по официально заключенным дистрибьюторским или дилерским контрактам. Остальные проценты рынка приходятся на марки, поставляемые из России, — отмечает заместитель директора по маркетингу и продажам «ФелОкт-сервис» Сергей Нечипуренко. — Принятые в Российской Федерации изменения в законодательство по утильсбору по сути являются запретительными и приведут рано или поздно к практически полной остановке продаж импортируемых брендов. Останутся только бренды, производимые на территории Таможенного союза, а также премиальные бренды, в случае с которыми покупательский спрос не чувствителен к ценовым колебаниям. Но доля последних крайне мала и не превышает нескольких процентов от общего объема рынка.

Полагаем, что если Беларусь последует в вопросах формирования утильсбора за большой соседкой, то и у белорусских потребителей в обозримом будущем выбор останется совсем скудный.

По нашим подсчетам, в ценовых сегментах до 100 000 рублей белорусы совершают более 90% покупок новых автомобилей. В этом сегменте работает и FAW Bestune, и большинство других импортируемых из Поднебесной брендов.

Что будет с молодыми и пока не окрепшими побегами альтернатив на рынке новых автомобилей Беларуси при очередном двукратном росте утильсбора, вполне очевидно. Стоит напомнить, что в текущем году утильсбор уже один раз существенно вырастал и превзошел 11 500 рублей для автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 литров, наиболее популярных на нашем рынке. Для автомобилей с бóльшими объемами двигателя размер утильсбора и вовсе стал неподъемным.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by