На топливном рынке Беларуси грядут изменения. Сначала одна за другой сети АЗС стали объявлять скидки. А теперь дошел черед до внедрения брендированных продуктов. Одна из самых громких новинок, которую обсуждают на форуме Onliner.by, — ЭКТО diesel от «Лукойла». У кого-то после его использования перестал троить двигатель, у кого-то снизился расход, а кто-то разницы совсем не заметил. И вообще, почему продукт продается по той же цене, что и обычное дизтопливо? В чем подвох? Сегодня сеть АЗС сама решила раскрыть все нюансы и ответить на интересующие вопросы. На встречу были приглашены представители американской компании, производящей чудодейственную присадку.
— На самом деле нас побудила рассказать подробнее о новом продукте дискуссия на Onliner.by, — признались сотрудники ИООО «Лукойл Белоруссия». — У пользователей есть вопросы, сомнения, заблуждения. Чтобы развеять их и прояснить ситуацию, мы решили показать процесс производства.
Итак, одна из четырех нефтебаз компании в Беларуси. Отсюда топливо поступает на 36 АЗС Минской области, а также в другие регионы, например в Барановичи. Тут может одновременно храниться 6,5 тысячи тонн нефтепродуктов. Здесь же производят ЭКТО diesel: аббревиатура расшифровывается просто — экологическое топливо.
— Да-да, никакой ошибки. Речь идет именно о процессе производства, разработана соответствующая технология, — подчеркнул генеральный директор ИООО «Лукойл Белоруссия» Айдар Абузяров. — В связи с этим мы даже платим дополнительные налоги.
Процесс производства заключается в насыщении базового топлива (в данном случае используется ДТ Евро-5 производства Мозырского нефтеперерабатывающего завода, а не российская солярка, как ошибочно писали на форуме) присадкой. Топливо подается в автоцистерну по системе трубопроводов. Отвечает за добавку присадки, которая поступает на нефтебазу в синих бочках, электроника: чтобы было ровно столько, сколько нужно — ни больше, ни меньше.
По словам специалистов, присадка впрыскивается в базовое топливо — так обеспечивается равномерное распределение. Потом ЭКТО diesel проверяют на соответствие в испытательной лаборатории. Только после этого автоцистерна отправляется на заправку.
К новому продукту автомобилисты обычно относятся с недоверием. Но пока белорусским дизелистам новинка, можно сказать, пришлась по вкусу: старт продаж идет лучше, чем в других странах. Сейчас ЭКТО diesel продается в 14 странах. В Беларусь он пришел позже, чем, например, в Литву, Латвию, Польшу, Россию, Румынию, Хорватию, Азербайджан, Грузию, Македонию, Турцию и некоторые другие государства. По планам компании, до 20% от общего объема продаж топлива в нашей стране у «Лукойл» будет приходиться на ЭКТО diesel.
Вот несколько положительных отзывов с нашего форума. «Я залил лукойл-ЭКТО в 1.9тди насос-форсунка — у меня пропало троение по утрам. До этого троило из-за 4-ой форсунки с белым дымом не сгоревшей солярки», — пишет Andrey.ka (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены). «С утра заводится как то получше чем на нашей. Возможно накручиваю себя. Но по расходу факт», — дополняет kain_647.
— Что это за присадка, которая оказывает столь чудодейственный эффект? — спросили мы.
— Hitec 4661. Производится американской компанией Afton Chemical, — рассказал Илья Карху, представитель этой компании, сотрудничающей с «Лукойлом» с 2007 года. — В свое время США стали законодателем мод в присадочной индустрии. В этой стране в 100% топлива добавляются моющие присадки, что закреплено законодательно. В данном случае уместно говорить о многофункциональном пакете присадок. Ведь Hitec 4661 содержит сразу несколько компонентов.
Основной — моющий. Он заботится о чистоте топливной аппаратуры. Ведь если она «загрязнена», то двигатель может работать неравномерно, происходит потеря мощности, топливо не догорает, что ведет к ухудшению экологических параметров мотора.
— У меня в руках форсунка, — демонстрирует Илья Карху. — В идеале она должна быть всегда чистой. Но в процессе эксплуатации образуются отложения, которые мешают равномерному попаданию топлива в камеру сгорания. А ведь нам нужно, чтобы топливо попадало в нужном количестве и в нужное время. Тогда весь потенциал будет реализован. Присадка удаляет старые отложения и не позволяет образовываться новым. Это ее основная задача.
Кроме того, Hitec 4661 повышает цетановое число, которого, как известно, мало не бывает. В результате двигатель работает тише, снижается вибронагрузка, мотор легче заводится в холодное время года.
— Еще один компонент присадки — антикоррозионный, позволяющий сохранять топливную аппаратуру долгое время в работоспособном состоянии, — продолжает специалист американской компании. — Конечно, скептики сразу спросят: а откуда взяться воде в топливной аппаратуре? Во-первых, она может образовываться в виде конденсата в баке и топливных магистралях. Во-вторых, она всегда есть в воздухе.
Также в присадке присутствует деэмульгирующий компонент. Он позволяет расслаиваться топливу и воде. В современных автомобилях предусмотрена специальная емкость, куда и попадает «посторонняя» жидкость.
По словам специалистов, чтобы прочувствовать эффект от новой присадки, нужно проехать на ЭКТО diesel около 2 тысяч километров.
Но еще с 1990-х у белорусских автолюбителей осталось предубеждение в отношении любого рода присадок. Многие помнят, какого качества было топливо. Порой двигатель чихал, рычал и всем своим видом выражал негодование.
— Действительно, в то время на рынке было много некондиционного топлива. В результате применялся ряд компонентов, которые повышали базовые характеристики бензина и ДТ (повышали октановое число, понижали предельную температуру фильтруемости и так далее), — признали сотрудники Afton Chemical. — Однако не все знают, что даже при производстве базового топлива используются присадки. Особенно сейчас, когда экологические параметры ужесточены. Но, подчеркнем, это не ведет к ухудшению физико-химических свойств. Присадки широко используются в Америке, Европе. Мы бы попросту их не смогли производить, если бы они не прошли полный перечень испытаний.
Кстати, об испытаниях. Журналисты поинтересовались, как проводятся исследования топлива с присадкой. Как оказалось, их несколько видов. В том числе стендовые и дорожные тесты в реальных условиях. Причем используются как новые автомобили, так и подержанные (обычно массовые модели с пробегом более 100 тысяч километров). Фиксируются такие показатели, как мощность, расход, вибро- и шумонагрузка и так далее.
— Как показывают стендовые испытания, после эксплуатации топлива с присадками характеристики у дизельных автомобилей улучшаются в среднем на 2—2,5%, — привели в пример цифры представители американской компании.
На нефтебазе нам продемонстрировали испытательную лабораторию, в которой трижды исследуют топливо. Первый раз — когда оно поступает по железной дороге от производителя (так называемый входной контроль). Второй — после перегрузки в резервуар. Третий — когда ЭКТО diesel уже произведен, перед отправкой на заправки.
Вот знакомый нам прибор по определению предельной температуры фильтруемости. Это актуально в холода. К слову, по планам ЭКТО diesel будет производиться круглый год. Просто в качестве базового топлива будет применяться то летнее, то межсезонное, то зимнее, то арктическое ДТ.
А с помощью Antek измеряют содержание серы посредством применения метода ультрафиолетовой флюоресценции. На минуточку: устройство стоит около 80 тысяч евро. Вообще, инвестиции в такую лабораторию исчисляются сотнями тысяч долларов.
Термостат А3 проверяет кислотность. Медную пластину помещают в топливо, которое нагревают. Если пластина не изменила цвет, то результат хороший.
Этот портативный японский прибор помогает узнать плотность топлива. В ячейку набирается ДТ, после чего раздается писк — готово! Результат — 0,8276. В зачет!
Еще один японский прибор измеряет содержание воды. Помните, что это критично для двигателя?
Термостат А3 выясняет вязкость топлива. Его набирают в колбу, которую помещают в рабочую жидкость. Таким необычным способом происходит процесс измерения.
А тут самый умный прибор — АФСА-2. Он узнает фракционный состав. Топливо нагревают и дистиллируют по фракциям.
Сотрудники ИООО «Лукойл Белоруссия» объяснили, почему решили показать и рассказать обо всем именно сейчас: «В обществе есть убеждение, что это обман — никаких свойств у нового топлива нет. Так, маркетинговый ход. Пригласив журналистов, мы решили предоставить больше информации. Ведь если на полках магазина появляются новые продукты, то это воспринимается нормально. Почему же с топливом по-другому?»
Самое интересное, что обычное ДТ и ЭКТО diesel продаются по одной и той же цене — 12 300 рублей за литр.
— В чем смысл продаж по той же стоимости, что и в случае с обычным дизтопливом? — этот вопрос в первую очередь интересовал журналистов.
— Дополнительные объемы продаж. Мы привлекаем новых клиентов, что соответствует политике компании. Также мы считаем, что за премиальными продуктами будущее, — ответил Айдар Абузяров. — Подчеркнем, что обычное дизтопливо с заправок не исчезнет — мы обязаны его продавать по законодательству.
На самом деле брендированные виды топлива приходят в Беларусь с некоторым опозданием. Сейчас — «Лукойл», еще раньше — «Газпромнефть», готовится новинка у «Белоруснефти». А в Латвии, например, в основном продаются именно такие продукты, содержащие присадки. Это нормальное развитие конкурентного рынка, что может только радовать автомобилиста.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by