Эксперт: «Теперь за одну зарплату можно купить автомобиль. Но некоторые свои машины „солят“»

 
14 июля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Сейчас авторынок в Беларуси переживает затянувшийся автобум. Он начался с обвала российского рубля и продолжается уже в белорусских салонах. По-прежнему белорусы не готовы задешево расставаться со старой машиной и рассчитывают, что разом, как в ноябре — декабре 2014-го, все изменится и в одночасье вернутся прежние времена. Но такого не будет, считает наш эксперт Дмитрий Хлыстов. В сегодняшнем интервью — о нынешних реалиях и тенденциях.

— Миновало полгода после российского автобума. Что теперь происходит на рынке?

— Бум прошел для тех, кто ехал за машиной самостоятельно. Но теперь, можно сказать, он переместился в белорусские салоны. В шоу-румах РФ уже не встретишь толпы белорусов, потому что наши дилеры смогли договориться с российскими партнерами и начали продавать автомобили за адекватные деньги в нынешней ситуации. В Минске, конечно, цена будет чуть выше, чем в Москве или Санкт-Петербурге, так как это связано с оплатой юрлицами налога в $800 (в отличие от физлиц), плюс белорусские салоны дают определенную гарантию. Можно, конечно, попытаться сэкономить $500 и поехать в Россию, но таких смельчаков единицы.

Дмитрий Хлыстов

Второй фактор, который играет на руку нашим автосалонам, это возможность купить машину в лизинг. Имея на руках $5 тыс., ты можешь уехать на автомобиле стоимостью $15 тыс. Таким образом дилеры стали зазывать тех, у кого нет денег для стопроцентной оплаты авто. Ну и цена, соответственно, стала российской.

— Многие дилеры это подчеркивают в своих рекламных объявлениях…

— Да. Но обратите внимание: курс российского рубля опять снизился по отношению к доллару, снова образовалась спекулятивная разница, то есть могут снова поехать автомобили из РФ. Конечно, все равно такого всплеска, как в конце прошлого года, не будет. Кто хотел, тот купил. Зато старых машин за одну зарплату — полным-полно. Да, где-то надо подкрасить кузов, подправить подвеску, подшить салон. То, что раньше стоило $3 тыс., сегодня стоит $1,5 тыс. А что стоило полторы, уже никому не нужно. Это превратилось в безнадежный неликвид, который люди не хотят покупать вообще.

— Раньше наши салоны стонали, мол, понизить цены невозможно, ссылались на условия производителей, дилеров и так далее. Как же им теперь удалось?

— До ценопада автомобили привозили из-за рубежа или из России, но совершенно на других условиях. Вспомните, как РФ продает газ: одним на тех условиях, другим — на этих. Точно так же с машинами. Значит, сделали под российские условия, когда припекло.

— Рынок насытился тройкой самых продаваемых автомобилей — Kia Rio, Hyundai Accent и Volkswagen Polo Sedan.

— Сюда надо добавить еще Renault Sandero, Renault Sandero Stepway, Lada Largus и Great Wall M4. Это такие современные «Жигули» на новый лад. Отличный вариант для среднестатистического белоруса, который не фантазирует, а просто хочет получить новый автомобиль с гарантией. Замечательные машины, все уже поняли, что российская сборка тоже может быть хорошей, нет уже того предубеждения. Любой автомобиль, который стоит до 200 млн белорусских рублей, пользуется невероятным спросом и не застаивается на задворках автосалонов.

— А что будет потом? После пирожка с повидлом хочется эклер. Может, будут пользоваться спросом автомобили классом повыше?

— Если будут зарплаты повыше, то и класс будет выше. А пока это надо переварить.

— Но все-таки российский автобум…

— …нанес ущерб государству. Раньше все занимались пригоном автомобилей, в бюджет поступали деньги за таможенную пошлину. Сначала она была маленькой, потом стала российской. Лично я в 2010-м пригнал автовоз из Тарту (Эстония) и, как сейчас помню, например, за Toyota Corolla (2007 года выпуска) одним из первых заплатил по новым ставкам $5 тыс. А что теперь? Если физлицо едет в Россию, то платит смехотворную сумму в 500 тыс. белорусских рублей за утильсбор при постановке на учет и все. Затем снимает с регистрации и выставляет на продажу в Ждановичах. Что имеет при такой схеме государство? Наверное, ничего. К тому же все деньги вывезли в РФ. Я уже не говорю, сколько средств Беларусь потеряла из-за непроданных дилерами автомобилей… Любая привезенная «физиком» машина означает, что за нее не были уплачены налоги в нашу казну. А дилер перечисляет $800 за утильсбор, НДС и налог с прибыли. По-моему, это серьезный кусок.

— Но не только Беларусь в минусе.

— Да, некоторые производители автомобилей несут корпоративные убытки, продают машины в России в минус, только чтобы остаться на рынках. Seat и Opel ушли, а Hyundai, например, остался в РФ. Беларусь же всегда была в тени России. Мы никому не интересны с нашим небольшим рынком. Тем более когда рядом 130-миллионная страна, где огромный рынок сбыта. Сейчас, по сути, происходит поглощение наших автопродавцов.

— Это же не первый подобный автобум. Вспомните 2010 год, когда должны были повыситься таможенные пошлины для физлиц, но этого не произошло. Однако автомобили уже ввезли. Потом 2011-й, когда ставки все-таки выросли до российских.

— Но такого длительного бума, как сейчас, еще не было. В прошлые разы все ввезенные машины были успешно проданы, никто на деньги не попал. А сейчас люди, пригнавшие автомобили из России и пытающиеся их реализовать, несут реальные убытки. Они уже точно ничего не заработают, а если продадут, то в минус.

— На ваш взгляд, надолго такие низкие цены зафиксируются в нашей стране?

— Мы идем по российскому пути. Машины в соседней стране ведь не заканчиваются. Это реальность. Другой вопрос, сколько людей согласится ездить на одинаковых бюджетных автомобилях. Вспомните, как было раньше — кухня «Вязынка», гарнитур «Ясельда» и сервиз «Мадонна».

— Но выбор есть же…

— Конечно. Называется «не для всех» — от $30 тыс. Сейчас особенно стала заметна ценовая диспропорция между доступными машинами и премиум-марками.

— Кстати, на фоне событий в Греции евро падает. Что насчет ввоза автомобилей из Европы?

— А что сейчас оттуда привезешь 2011—2012 года? Renault Scenic, Laguna и Citroen C5 с перепробегами более 200 тыс. километров за $10 тыс.? Но они и так присутствуют на рынке. Только эти авто мало кому нужны за такие деньги. Белорус скорее пойдет в автосалон и купит за эту сумму новую машину. Зачем ему «бэушный» дизельный сложнотехнический автомобиль, когда есть бензиновый беспроблемный конкурент, хоть и российской сборки? Но из Европы все же везут машины — с бельгийских аукционов, например. Volkswagen Passat B6 и B7 со слабыми бензиновыми двигателями, чтобы вписаться в деньги.

— Давайте поговорим о вторых машинах. Люди купили новый автомобиль, а что со старым?

— Пока они на них просто смотрят, ездят на рынки, безуспешно пытаются продать либо «солят». Белорус пока морально не готов так сильно снижать цену.

— Нынешняя ситуация — хороший шанс для trade-in. Он заработал?

— Он заработает, если люди будут готовы продавать свои 15—20-летние автомобили за $1—1,5 тыс. А они рассуждают так: еще недавно они стоили $4 тыс., потом $3 тыс., затем $2,5 тыс., так что мы не готовы отдавать за $1 тыс. Сейчас машина в Беларуси оценивается как в Литве: если автомобиль старше 15 лет, то, скорее всего, это хлам. Там когда ломается Volkswagen Golf третьего поколения, то его просто выкидывают и покупают следующий за 500 евро.

Белорусы всегда воспринимали старую машину как первоначальный взнос на новый автомобиль. Но попытавшись продать в интернете, предложив «перекупам» на рынке, объездив дилеров, они ужаснулись: дают втрое меньше запланированного, у них не будет денег даже на первый взнос. А хотелось бы по старой доброй привычке задорого продать старую и задешево купить новую машину. Но они не понимают, что на рынке их автомобиль стоит $2 тыс., однако то, на чем они приезжают и что пытаются сдать в trade-in, — в плачевнейшем состоянии и туда надо вложить еще кучу денег, чтобы это авто имело хоть какую-то ценность. Раньше такие транспортные средства продавались по кредиту другим белорусам, у которых за душой вообще ничего не было. Теперь реалии другие. Скорее отдадут «ласточку» детям, внукам, чтобы они ее добивали.

— Но автомобиль — это же бремя.

— Вот и отдают студенту, у которого есть водительское удостоверение, но нет машины. Мол, пусть учится.

— Ощущение, что государство пока не знает, что делать со старыми автомобилями.

— Не соглашусь. Все-таки у нас есть налог за пользование дорогами, недешевое топливо и обслуживание, что доставляет массу неудобств. Дешевле ездить на такси, чем восстанавливать старый «корч».

— Может, люди рассчитывают: вот настанет дефицит машин или они вдруг подорожают?

— А с чего бы это? Не-е-ет. Россия даже не заметила, что мы вывезли сколько-то там автомобилей. Машин меньше не стало, а в автосалонах говорят: сейчас курс взлетит и ваши опять все скупят. То есть в соседней стране всегда ждут белорусов, приехавших за новыми авто.

— Если курс российского рубля опять упадет, то мы переживем второй автобум?

— Конечно. В 8 часов утра выехал, а в 2 часа дня в салоне. Поедут и скупят всё. Дешево же. Халява! Будет курс 70, и на трассе уже вереница.

— А что будет, когда все эти Volkswagen Polo Sedan и Kia Rio станут 5- и 6-летними?

— Мы будем ими торговать в полном объеме. Только не надо надеяться, что за ваш бывший Hyundai Accent дадут $7 тыс. В лучшем случае — $4,5 тыс.

— Как трансформируется рынок подержанных машин?

— Автокомиссионки переживают такой же кризис, как и все. Кредитов мало. Выжить можно только за счет кропотливой работы, поиска хороших недорогих автомобилей и выставления самой низкой цены.

— Может, нужно развивать бизнес? Предлагать больший спектр возможностей клиентам: постпродажное обслуживание и так далее?

— Да. Но это инвестиции. Кто даст деньги, оборудование, площадь? А главный вопрос: принесет ли такой бизнес доход сегодня? Американская или немецкая система (заправка — кафе — СТО и небольшой автохаус) — это круто. Можно сказать, мечта белоруса. Нужен отдел запчастей, наемные работники, охрана и так далее.

— Ну правильно. Выживут крупные игроки, которые готовы развиваться.

— А их, увы, нет. Все остальное — это группы лиц, фирмы, которые арендовали стоянку, назвали себя громкими именами и дали рекламу в интернете. А на самом деле — коммерческие структуры по оказанию услуг. Никаких диагностических карт, специальных услуг и прочего.

— Насколько наш рынок готов меняться?

— Абсолютно готов. Автомобили с 3-литровыми двигателями уже никому не нужны. Ну где тут гонять? Камеры скорости на каждом перекрестке. Всем выдать по 3-цилиндровому мотору, и хватит! На самом деле сейчас в тренде гибриды. Белорусы очень полюбили гибридные Toyota Prius, Honda Civic и Lexus. Электромобиль? Сделают специальные заправки — будем ездить на них.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by