Реактивная «копейка»: как дедушкин подарок оказался на трассах для драг-рейсинга

 
31 432
27 августа 2015 в 16:58
Источник: Юрий Таболин
Источник: Юрий Таболин

Витебская область богата на быстрых представителей советского автопрома. От советского прошлого в этих автомобилях осталось не так много. Но свой стиль, колорит — все это есть. Сегодня речь пойдет об одном из самых ярких автомобилей. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. О желтой «копейке», легендарной модели, которой придали немного реактивности.

Для нынешнего владельца «копейки» машина была дедушкиным подарком. А он владел этим автомобилем с 1979 года. Дедушка был военным и постоянно колесил на машине по Союзу: Иркутск, Ленинград, Витебск. Это была рабочая лошадка.

«Я даже и не думал с ней что-то делать, кузов был в идеале, полностью вся комплектация, все резиночки, молдинги, радио,
все оригинальное и все рабочее. Думал, вот отполирую и уйду на выставки. Но я продал свою Lancia, на которой ездил, и пришлось ездить на „копеечке“»,
— рассказал ее владелец.

Но за зиму машинка начала очень быстро ржаветь, поэтому по весне пришлось вплотную заняться кузовом и покраской. Тогда же, во время малярных работ, и возникли первые мысли «разозлить» заводской мотор. Самым бюджетным на тот момент казался двигатель от 131-го Fiat с небольшими доработками.

Вскоре автомобиль был покрашен, мотор установлен. Все это обошлось дешево: необходимые запчасти люди просто оставляли на СТО, никому они не были нужны.

«Долгожданный выезд, обкатка мотора, первый раз меня хватило на 30 км, не выдержал, начал показывать, как ВАЗы едут, и вскоре провернул вкладыши. Отремонтировал. Вторая обкатка закончилась через 150 км. Третий раз тоже был недолгий, и тут я решил: если делать, то делать турбо!» — рассказал владелец.

Был куплен «донор». Перед установкой решили перебрать мотор, и... все отправилось на помойку. Совсем недавно купленный агрегат оказался редким хламом. Снова началась эпопея с поиском деталей по темным подвалам.

«Вскоре я решил съездить на гонки. Город у нас автоспортивный, про многих уже был наслышан, но лично знал только пару человек. Приехал на гонки, раза два проехал, посмотрел, как дают отмашку, как выставляют, да и вообще начал вливаться в гоночную атмосферу. Это было начало 2014 года. Резина была у меня на тот момент не то чтобы хорошая — ее вообще не было, остатки 195/50/15, которые мне знакомый подогнал из мусорных баков шиномонтажа. Буксовал много, ехал мало, да и с настройкой мотора тогда только начинал разбираться, свежесобранный своими руками комплект мегасквирта работал прекрасно. Первые результаты были в районе 14,5 сек. Да, меня объезжали бывалые гонщики на атмосферных Peugeot, но я-то в первый раз ехал», — вспоминает собеседник.

Уже на следующих соревнованиях «копейка» обошла атмосферный Peugeot, показав рекордные для себя 14,1 с.

«Тогда у нас очень популярно развивался проект  „Топ-10“ от сообщества R2R. Чуть ли не каждые выходные были гонки по телеметрии, собиралось много народа, всем было интересно. Тут пошло как по накатанной, я нашел единственный в Минске комплект R888 на 16-й размер, которые еле-еле влезли в авто. И вот я, ничего не делая с машиной, просто поменяв резину, еду на секунду быстрее! Никто не ожидал такого! Я и сам до последнего не верил в чудеса гоночной резины!» — признался гонщик.

Но после подъема начался спад. Появились проблемы со сцеплением. Другие детали также не выдерживали нагрузок. Доходило до
того, что, проехав всего пару заездов, приходилось возвращаться домой на буксире.

Но проблемы решались, детали менялись. Были первые места на соревнованиях в Смоленске, были захватывающие гонки в Быхове.

«Тогда я в первый раз увидел легендарный желтый „горбатый“ ЗАЗ. Очень впечатлил меня этот авто, против которого у меня, конечно, не было никаких шансов, — рассказал наш герой. — Еду в квалификации, лучшее время — 13,1 с. Были попытки поднять наддув, но все тщетно. И тут в первых заездах у меня срывает шланг с вестгейда, и машина полетела. Я проехал за 12,5 с! Это было сильное ощущение, когда на ходу резко подрывается наддув».

Позже было много интересных гонок. «Копейка» отстояла лидерство в топ-10 Витебска. Начался зимний долгострой.

А вот сезон 2015 года с самого начала выдался каким-то неудачным. Начали рваться трансмиссии одна за одной. КПП в гараже накопилось больше 10 штук. Да и надежность самодельных узлов стала сдавать. На данный момент авто готовится к выезду после
небольшого «ребилда». Снята турбина GTX30, взамен установлена старая добрая T3/T4. Установлена усиленная корзина, керамическое сцепление, блокировка дифференциала, бустконтроллер Apexi AVCR, ковш Sparco с омологацией, насос «Моторспорт 044», форсунки 850сс и много других мелочей. Владелец хочет узнать реальную мощность желтой «копеечки» на стенде.

Кстати, уже менее чем через 2 недели «копейка» порадует зрителей на EnergyDrag Battle — 5 сентября.