Владимир Жданович уже около четырех лет живет в Берлине. Как истинный белорус, первый год он пытался передвигаться по столице Германии на автомобиле. Но потом терпение лопнуло: платишь огромные деньги, а двигаешься со скоростью велосипеда. Инфраструктура сама подтолкнула его к решению пересесть на двухколесного. Как сотни тысяч берлинцев, он теперь передвигается исключительно на велосипеде. Чем велодвижение в этом городе отличается от минского — в нашем репортаже.
Мы встретились с Владимиром в знаковом для Берлина месте — на Александерплац. Эта площадь, на которой ежедневно бывает до полумиллиона человек, очень хорошо передает дух города. Огромное число гуляющих горожан и туристов, трамваи, которые буквально въезжают в толпу, и, конечно, велосипедисты. Без них берлинский образ был бы неполным.
Слышали мнение еще одного белоруса, приехавшего в столицу Германии на автомобиле: «Да эти велосипедисты сумасшедшие! Ездят где хотят, по сторонам не смотрят, бросаются под колеса». Да, кого-то это может поначалу шокировать, но потом понимаешь: велодвижение тут — неотъемлемая часть трафика.
Первое, на что обращаешь внимание, — это состояние великов. Многие старые, разбитые, с поржавевшими рамами. В Минске же велобайки обычно дорогие, фирменные, лощеные. У нас это еще игрушка, статусная вещь, а в Германии — средство передвижения, которое можно кинуть на улице и особо не переживать за сохранность. Точно так же, как с автомобилями.
— Из Беларуси я приехал сюда на машине. Тогда, в 2011-м, у меня был трехлитровый BMW 5-Series (Е60), — говорит Владимир Жданович. — Около года я пытался ездить по Берлину на автомобиле. В заторах расход достигал 17 литров на сотню. А тогда еще литр бензина стоил 1,7 евро. Заезжаешь раз в неделю на АЗС, платишь 100 евро, хватает на 300 км. Прибавьте сюда парковку, которая в центре везде платная. Получите внушительную статью расходов, которая может проделать дыру в семейном бюджете.
Но больше всего белоруса угнетало ограничение скорости в 50 км/ч, огромное число пешеходов и отсутствие приоритета у автомобилей. С одной стороны, тебе не запрещают передвигаться на машине, с другой — как бы говорят: велосипед и общественный транспорт дешевле и даже, может быть, быстрее. Намек понятен.
— Интересно, что ездить по тротуарам на велосипеде запрещено (если, конечно, там не проходит велодорожка, и то у велосипедиста есть право все равно двигаться по проезжей части). Считается, что он представляет угрозу пешеходам, — продолжает Владимир. — У меня был инцидент с полицией, когда остановили за езду по пешеходной части и сделали предупреждение. Тогда обошлось без штрафа.
По поводу движения по тротуарам нужно сказать особо. Дети в возрасте до 8 лет могут самостоятельно ехать только по пешеходной части, с 8 до 10 лет вправе двигаться по проезжей части, но под присмотром взрослых, а с 10 лет — только по проезжей части. Движение разрешено в полуметре от края проезжей части или припаркованных автомобилей (других препятствий). Но часто велики можно увидеть и на тротуаре. В отличие от Минска на них едут спокойно, не мчатся, разрезая толпу.
Кстати, штраф велосипедисту в Германии могут выписать запросто. Во время поездок по Берлину мы неоднократно замечали, что полиция уделяет много внимания этому виду транспорта. Однажды через громкоговорящее устройство патруль сделал внушение велосипедисту, стартовавшему на красный сигнал светофора. В другой раз мужчину остановили прямо на велодорожке. Шло разбирательство, полицейские внимательно осматривали байк.
— К техническому состоянию предъявляются похожие требования, как в Беларуси: у велосипеда должны быть световозвращающие устройства и освещение при движении в темное время суток, — рассказали нам в одной из берлинских автошкол.
Санкции за нарушения могут быть очень серьезными. Если у велосипедиста есть водительские права, то он будет отвечать как автомобилист. Если нет, то заведут административное дело, выпишут штраф и возможны ограничения при получении удостоверения в будущем.
— Был случай, когда мою супругу оштрафовали за то, что она проехала на красный сигнал светофора для пешеходов, да еще в этот момент говорила по телефону (через гарнитуру), — вспоминает Владимир Жданович. — Пришлось заплатить 70 евро.
Как подчеркнули в берлинской автошколе, велосипедисты, движущиеся по проезжей части, должны соблюдать те же правила, что и автомобилисты. Все предельно просто и понятно. То есть за состояние алкогольного опьянения (0,5 промилле и выше) могут и прав лишить. Но в случае наезда на велосипедиста высока вероятность, что виновным признают именно автолюбителя. Все же первый относится к незащищенным участникам дорожного движения.
В целом тут руководствуются здравым смыслом. Например, если опережают другого велосипедиста, то только слева. Никто параллельно друг другу, как часто можно увидеть в Минске, не едет. При этом редко смотрят назад и оглядываются на машины: надо объехать урну — значит надо. Как автомобилист совершит опережение? Так это его проблема!
Велодорожки, по словам нашего собеседника, есть не везде. Но там, где было пространство, соответствующая разметка нанесена. То есть тебя не бросят на перекрестке: мол, дуй куда хочешь. Повернешь направо — будет велодорожка, повернешь налево — она же, да и прямое направление вполне себе четко обозначено!
Пару раз мы замечали стоящие автомобили с включенной «аварийкой» на велодорожках. Говорят, что это все же редкий случай. Интересно, есть ли в Берлине свой «СтопХам»? Без работы они бы тут не остались: то водитель фургона разгружает ящики с бананами, то просто кто-то по важным делам приехал и стал «на пять минут».
Но все равно велосипедисты тут наделены реальными преимуществами, что заставило подвинуться автомобилистов. Например, если водитель машины поворачивает направо, то он должен уступить дорогу двухколесному, едущему прямо.
А при выезде из двора или парковки на улично-дорожную сеть автомобилисты опять-таки обязаны уступать дорогу велосипедистам. И никто не жалуется, что те быстро движутся!
— Хотя совсем уже без конфликтов не обходится. Самыми нетерпимыми водителями считаются те, кто сам недавно крутил педали, — поделились своим опытом берлинские инструкторы по вождению. — А самыми категоричными велосипедистами, соответственно, бывшие автомобилисты.
Выезжать на автобаны на велосипеде категорически запрещено. Ни одного байка на скоростных дорогах мы не видели: разве что на багажниках автомобилей.
Да, немцы берут с собой велосипед на отдых, если путешествуют по стране, да и просто так. Это удобно и вообще — дело привычки. А если нет машины, то можно перевозить велик по железной дороге и даже в общественном транспорте. Есть специальные вагоны электричек (это не касается скоростных поездов), которые обозначены соответствующим значком. Нарушают ли правила немецкие велосипедисты? Не будем идеализировать: да. Берлин не самый законопослушный город, слишком уж он интернациональный.
Огромная проблема — это кражи. Есть даже поговорка: если крикнуть на немецкой велодорожке «Стой! Это же мой велосипед», то два-три человека обязательно бросят транспортное средство и дадут деру. Как контрмера — многие страхуют велосипеды от угона и закупаются надежными замками.
— У меня, например, стоимость замка составляет 10% от цены велосипеда, — разворачивает внушительную цепь белорус. — Если твое транспортное средство стоит 1000 евро, то надо покупать замок минимум за 70—80 евро.
Этому правилу следуют далеко не все. Во всяком случае на велопарковках мы видели немало великов, пристегнутых обычными тросами.
— Знаю, что многие покупают по два велосипеда: один откровенный лом за 30—50 евро — для каждодневной езды. Если украдут, то не жалко. А другой, более дорогой, для отдыха, удовольствий, — продолжает Владимир Жданович.
— Где хранить столько байков? — спросили мы.
— Люди по-разному выходят из ситуации. Кто-то оставляет на балконе, кто-то на лестничной клетке. В некоторых домах предусмотрены специальные помещения. Я снимаю квартиру, где есть нечто вроде кладовой.
Велодвижение в Берлине не имеет сезонности. Летом в непогоду отлично спасает дождевик. Зимой — теплая одежда. Тем более что сильные морозы тут редкость, а снег довольно быстро убирают, в том числе на велодорожках.
На улицах немецких городов мы видели разные велосипеды: раскладушки, горные, тандемы. Однажды в Берлине нас опередил лигерад (так называемый «лежачий велосипед»), мы с трудом его догоняли на перегонах между перекрестками. Очень часто в специальных прицепах немцы перевозят детей и домашних животных.
Эта сфера очень развитая. В огромных специализированных гипермаркетах продается специальная одежда, аксессуары и, разумеется, сами велосипеды. В один из таких магазинов из любопытства заглянули и мы. Ремкомплекты, шины, навигаторы, компьютеры, шлемы, детские сиденья, солнцезащитные очки... Все, что душе заядлого велосипедиста угодно! Сейчас в тренде велосипеды с электроприводом, правда, цены на них кусаются.
Ей-богу, в Берлине легче дышится. И не только потому, что в центр не пускают вонючие и чадящие автомобили. Огромное число горожан удалось пересадить на велосипеды. Это положительно сказалась на трафике, да и на здоровье людей. Как вы знаете из опыта нашей коллеги в Голландии, на Западе болеть ой как невыгодно.
Напоследок Владимир говорит, наверное, о самой важной ментальной разнице между белорусами и немцами:
— В Беларуси принято считать, что автомобиль — это статус, но здесь такого нет. Тут лучшим считается то, что практичнее и удобнее, а не то, что круче и быстрее.
Вам будет интересно:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by