Специалист по российским авто: «Рынок почти достиг дна. Ситуация изменится, если продавцы „вторички“ будут просить в 1,5 раза меньше»

 
09 ноября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

«Однажды нам позвонил мужичок и предложил „выгодную“ сделку. Говорит, у меня есть отличный Mercedes 2002 года, покупал за $12 тысяч. Его условия: доплатите мне полторы тысячи и привезите новый Kia», — вспоминает курьезный случай Егор, представитель фирмы по поиску и доставке машин из России. По его словам, в этом разговоре заключается вся суть сегодняшней ситуации на белорусском авторынке. Наблюдается третья «утихающая» волна покупок из РФ. При этом продавцы внутри страны никак не могут осознать: их «бэушки» давно не стоят сумм, фигурирующих на автобарахолках.

В 2014-м покупатели свежих автомобилей устремились в Россию, чтобы сыграть на курсе рубля. Аналитики посчитали, что с тех пор автомобильный рынок Беларуси вырос в 1,5 раза. Количество регистраций новых машин в РБ в январе — августе 2015 года составило 33,6 тыс. единиц с учетом легких коммерческих автомобилей — на 53% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Зимой сошла на нет первая волна покупателей. Это были решительные, немного рискованные люди, которые отлично понимали значение фразы «куй железо не отходя от кассы». На закате весны за машинами отправилась вторая волна белорусов — тех, кто успел подсобрать, одолжить, взять кредит. Они были осторожнее и легче распознавали уловки «серых» дилеров. Сейчас наблюдается третий поток, который игроки рынка сравнивают скорее не с волной, а с отходом воды во время отлива: вот-вот появится дно.

«В СМИ и на форумах постоянно расписывают популярные схемы „серых“ дилеров, и люди до сих пор опасаются обмана, — рассказал Егор. — Наша фирма занимается поиском, подбором и доставкой на автовозе машин. К нам обращаются те, кто решил не рисковать и не заниматься самодеятельностью. Потому мы хорошо знаем потребности современного рынка. Схемы „развода“ (цена на сайте в два раза меньше реальной, предварительный договор и предоплата, а после либо потеря денег, либо дополнительная сумма или обмен на более дешевую модель) в последнее время дополнились новыми „заманухами“. Например, обещают более дорогую комплектацию, оплатить ж/д билет до Москвы, подарки всей семье, даже „фирменные“ коврики. В общем, стараются хоть как-то привлечь белорусов. Но наши покупатели уже подкованы: ищут список официальных дилеров на сайте автопроизводителя. Хотя неприятные случаи до сих пор бывают. Только намного реже, чем еще полгода назад».

«Официалы тоже идут на уловки, — уверяет специалист. — По сравнению с уже описанными обманами это — мелочи. Например, по телефону убеждают, что машина имеется в наличии именно в таком цвете, в такой комплектации. По приезде становится понятно: вместо синего металлика вас ждет темно-коричневый вариант. Также не стесняются требовать: „Цена уже не та. Купите у нас еще «резину» — тогда заберете автомобиль“. Можно бесконечно взывать к пунктам договора, но бумаги в России имеют свойство переписываться, исчезать, терять действительность, получать оформление задним числом».

Те, кто хотел купить авто, купили давно. Так кто же сейчас интересуется новыми машинами из РФ? Портрет типичного нынешнего покупателя таков: это человек, осознавший, что его старый автомобиль уже не продать за те деньги, которые он потратил пару лет назад. Он выставляет реальную цену, быстро заключает сделку, докладывает накопления и едет в салон. Докупают машины и самые осторожные люди, которые дождались, пока все страсти улягутся. К слову, они ничего, кроме времени, не проиграли. Другие ждали, когда курс рубля обвалится до отметки «80», но поняли несбыточность своих желаний. Какой-то процент составляют те, кто поддался убеждениям в стиле «все соседи-родственники купили, пора и тебе». У регионов — своя «фишка». Там не стремились побыстрее сыграть на кризисе, продолжали в прежнем ритме копить «баксы», а теперь едут за новыми авто. Как и ранее, основной критерий покупки — низкая цена. В фирме Егора в топе заказов — Volkswagen Polo Sedan, Kia Rio (обе успели пережить рестайлинг в 2015 году), а также свежие бюджетные новинки.

Среди портретов покупателей стоит выделить автовладельцев, успевших купить машину до скачка растаможки. Сейчас они продают «бэушку» практически по той же цене, по которой купили до июля 2011 года — то есть финансово ничего не потеряли. Те же белорусы, которые приобрели авто с учетом новых ставок таможенных пошлин, никак не могут понять: модель, купленная за $10 тысяч год назад, сегодня в лучшем случае стоит $7 тысяч. Объявлений с реальными современными ценами на автобарахолках сейчас откровенно не много. Люди, боясь потерять вложенные когда-то деньги, не хотят скидывать цену. Это и тормозит рынок. А для движения вперед скидывать нужно в 1,5 раза. Когда на рынок придет осознание реальной цены, все его игроки тут же распределятся как по ступеням. Владельцы свежих «бэушек», продав их, смогут купить новые модели, обладатели авто 2000-х позволят себе авто 2010-х, 10-летние машины придут на место 20-летних. А последние отправятся или в дальние регионы, или наконец-то на свалку.

Впереди нас ждет зима — мертвое время для автомобильного рынка. Что будет дальше? «Сложно строить прогнозы в нынешней ситуации, — говорит представитель фирмы. — Но предполагаю, что на минских улицах появятся новые Lada, которые пока представлены в Беларуси чуть более, чем никак. Vesta, Largus, Granta, XRAY — к ним начнут присматриваться. Вспомните, каков основной критерий? С ценой в $7 тысяч модели „АвтоВАЗа“ с новым дизайном и хорошей комплектацией станут лакомым куском. Это случится, если белорусы преодолеют психологический барьер».

Также владельцам новых авто стоит теперь следить за новостями. Например, Kia Rio модельного ряда 2014 года после выхода рестайлинговой версии упала в цене вплоть до 40%. Чтобы не потерять деньги, в идеале стоит выставлять машину на продажу после первого сообщения о грядущем фейслифтинге. А на вырученную сумму, доложив сверху, покупать обновленный вариант. Например, разница в цене между Audi Q7 до рестайлинга и после него в салоне незначительна, но на автобарахолках «старая» версия потеряла как минимум процентов 30 стоимости.

Ситуация на автомобильном рынке сегодня примерно такова — продается около 10% машин из выставленных (45 в субботу и до 15 в остальные дни из 600 единиц).

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by