Дело об изъятии 28 премиальных авто. Версия фирмы против слов налоговой

 
23 ноября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: guvd.gov.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: guvd.gov.by

В последнее время все чаще появляются сообщения об изъятиях, арестах и конфискациях автомобилей. «Активное пополнение бюджета», — скажут одни. Другие сошлются на активизацию недобросовестных комиссионок. Логично — на обвале рынка многие пытаются сыграть: везут как бюджетные седаны, так и упавший в цене, но не в статусе премиум. Пожалуй, самым громким подобным делом стало изъятие 28 автомобилей со стоянки на столичной улице Нововиленской. Под арест попали Hummer, Lexus, Mercedes, Acura и другие модели. Налоговики считают, что организация пыталась их скрыть и продать в обход требований закона. В ООО же уверяют, что машины им не принадлежат, их поставила другая организация, арендующая их площадку. Версии обеих сторон, озвученные во время судебного заседания, — в материале Onliner.by.

Обстоятельства дела

В конце октября сотрудники милиции совместно с инспекцией по налогам и сборам заподозрили ООО, которое мы назовем Фирмой-1, в незаконном хранении для продажи 28 автомобилей. Как выяснили оперативники, все машины были привезены из Америки и хранились в одной из столичных организаций по улице Нововиленской в ожидании своих покупателей. Клиентам предлагались как новые авто, так и экземпляры с пробегом в Минске и Москве. Под подозрение попал 47-летний директор этой организации. После проверки все машины были изъяты. Их общая стоимость составила примерно 1 миллион долларов. В отношении руководителя составили протокол по части 4 статьи 12.17 КоАП РБ. Несмотря на то что статья «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению» — всего лишь «административка», она, помимо штрафа, предусматривает возможную конфискацию товаров. Причем даже не важно, в чьей собственности они находятся.

Обвинение. Версия оперативной группы налоговой инспекции

20 октября на территории Фирмы-1 проходила проверка. Подозревалось, что автомобили там хранятся для дальнейшей реализации. Документов, подтверждающих законность поступления или покупки машин, товарных накладных на них предоставлено не было. По данным ГУВД, 28 моделей были оценены в более чем 16,8 миллиарда рублей. Свидетельство о регистрации самой организации имелось, как и техпаспорт на здания, территорию стоянки. В уставе Фирмы-1 среди сфер деятельности была указана возможность оптовой и розничной торговли автомобилями. На ярлыках под лобовыми стеклами машин значился телефон директора Фирмы-1 и адрес веб-сайта, где можно было найти информацию о моделях, представленных в комиссионке, с характеристиками и ценами. После проверки эти данные с сайта исчезли.

У директора требовали документы, подтверждающие законность поступления автомобилей. Оперативно он не ответил. Заметил, что в тот момент бумаги предоставить не мог из-за их отсутствия. Но обещал предоставить, как только появится возможность. Ссылался на подписанный договор о сотрудничестве с другой организацией (назовем ее Фирмой-2. — Прим. Onliner.by), которая и занимается торговлей. Но документально это не подтверждено. Главный инженер пояснил: машины появились на стоянке в течение последних двух недель. Раньше тут базировался автодром автошкол. Фирма-1 сдавала его в аренду. В просьбе показать помещения, где хранится документация Фирмы-2, отказали, сослались на отсутствие ключей. Через окно посветили внутрь комнаты фонарем — оказалось, там пусто (последний факт не подтвержден протоколами осмотра. — Прим. Onliner.by).

Вечером 21 октября в налоговую инспекцию принесли договор о передаче стоянки Фирмы-1 в аренду Фирме-2, прилагались и копии договоров комиссии на автомобили. Комиссионерами выступали в том числе работники Фирмы-1 и их родственники. Их проверили по базам ФСЗН. Оказалось, что у некоторых зарплаты не было вовсе либо она была недостаточно большой, чтобы можно было приобрести, например, Mercedes ML за $55 тысяч или Acura за $41 тысячу. У части владельцев нет водительских прав, некоторые являются гражданами России. Автомобиль BMW X6, как и еще несколько моделей, был снят с учета на следующий день после постановки. Его собственником значится женщина, которая недавно была оштрафована по линии ГАИ, находясь за рулем личного Volkswagen Sharan. Все машины страховались на 15—30 дней. В совокупности эта информация, по мнению обвинения, говорит о том, что автомобили не собирались использовать в личных целях, а изначально планировали реализовать. Причем продажей занималась именно Фирма-1, а не другая. Объяснения представителей Фирмы-1 в налоговой посчитали нелогичными, непоследовательными, нацеленными на уход от ответственности. А следовательно, как уверены в инспекции, 28 премиальных машин — потенциальные объекты для конфискации.

Защита. Версия представителя организации

Комментируя последние перечисленные факты, защитник заметил: «Ранее они не были приобщены к делу. Зарплаты сотрудников — налоговая тайна. Неизвестно, насколько законным способом была получена информация. Нужные документы мы предоставили на следующий день после начала проверки. Среди них была и копия договора: „Фирма-1 передает Фирме-2 открытую площадку в аренду“. Это подтверждается актом передачи, платежами. У нас изъяли компьютеры, печати, подделать бумаги мы не могли физически. Когда проходила проверка, мы уже подписали договор аренды, а вот вторая сторона — нет. Такое бывает. Сменился арендатор — поменялась деятельность. В последнее время автошколы не зарабатывали, терпели убытки, в итоге вынужденно отказались от нашей площадки. Место заняли авто Фирмы-2».

Договор также подразумевал передачу в пользование арендаторам телефонного номера и страницы на сайте. Директор Фирмы-1 выступал как комиссионер некоторых машин — в качестве ИП. Но фактов, подтверждающих намерение Фирмы-1 продать автомобили, не существует. Как комиссионеры получили деньги: заработали, накопили, одолжили — не имеет значения. Главное, что машины кому-то принадлежат. На ярлыках формата А4, находившихся под лобовым стеклом, была указана принадлежность авто Фирме-2 — на обратной стороне. Но инспекторы не стали детально рассматривать бумаги. О работе опергруппы многое говорит тот факт, что под массовое изъятие попала Daewoo Nexia, просто стоявшая неподалеку. Человек приехал на СТО, расположенную неподалеку, и не имел никакого отношения к комиссионной торговле.

В итоге защитник задал вопрос: почему ни одно письмо не пришло к Фирме-2? Ее указывали в объяснениях, однако ни один правоохранительный орган не обратился к руководству организации за разъяснениями. Если есть замечания по машинам, их следовало бы адресовать именно арендаторам.

На следующий день после публикации статьи суд вынес решение: привлечь Фирму-1 к административной ответственности за нарушения ч. 4 ст. 12.17 КоАП «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению» и назначить штраф в виде 20 базовых величин, а также взыскать стоимость товара в размере 16,8 млрд рублей. Сами автомобили изъятию не подлежат, так как есть подтверждение принадлежности их другим лицам. Арест с машин снимается. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток.

Представитель Фирмы-1 в свою очередь сообщил корреспонденту Onliner.by, что будет обжаловать решение суда. Причина: сумма, подлежащая изъятию, рассчитывалась из стоимости машин, которая была указана комиссионерами. Однако она не соответствует реальной цене автомобилей с учетом особенностей современного рынка.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by