Декабрьский рейд с ГАИ: проверка зимней резины и неожиданная погоня за дисциплинированным нарушителем

 
01 декабря 2015 в 20:30
Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков

Наступила календарная зима, период года, в который, помимо прочего, в Беларуси вводится обязательное использование зимних шин. Госавтоинспекция об этом предупреждала, Onliner.by об этом напоминал. Пришло время раскрыть карты. Наш корреспондент отправился сегодня в рейд с ГАИ: посмотрели, кто «переобулся», кто не «переобулся», и оказались крайне удивлены. Чем? Об этом читайте в нашем репортаже.

Погода в Минске одинаково не устраивает и любителей настоящей зимы, и тех, кто предпочитает тепло. Холодно, слякотно, а самое главное — никогда не знаешь, что будет через полчаса. К примеру, может неожиданно обрушиться сильный снегопад. Или ледяной дождь. Суточная температура колеблется в районе нуля, плюс-минус. Качнутся «качельки», и мокрый асфальт тут же прихватит льдом. Дорожники наготове, уверяет Минтранс, но тут уж как в пословице: и сам не плошай.

Обязательное требование: с сегодняшнего дня и до 1 марта на автомобилях должна быть установлена зимняя резина. Зимними считаются шины, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками со снежинкой внутри нее либо знаками «M+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons». Но это теория. А как на практике?

Первой инспектор останавливает Toyota Avensis. Водитель разговаривает через гарнитуру, без лишних вопросов протягивает для проверки документы.

— Вы знаете, что с сегодняшнего дня в обязательном порядке на автомобилях должна быть установлена зимняя резина?

— Я еще раньше ее поменял, причем здесь правила и законы? Дорога есть дорога, у нее свой закон. А такой погодой на «лете» — не вариант, — лаконично ответил водитель. Такому не возразишь.

Для многих нынешняя погода опаснее любой зимы. Влажность большая, асфальт постоянно мокрый. Если прихватит морозом — будет каток. А водители к такому еще подсознательно не готовы: если вечером все было в порядке, то к утру ситуация может измениться в корне. Конечно, зимняя резина сама по себе не гарантирует полной безопасности. Но она значительно улучшает сцепление автомобиля с дорогой, что вкупе с осторожностью водителя и должно избавить от проблем.

Шелестит шипованной резиной BMW 5-Series. В салоне — идиллия. На передних сиденьях — мужчина и женщина, на задних в специальных креслах сидят дети, самый маленький мирно посапывает, ему до всяких проверок дела нет. К водителю, конечно, никаких вопросов, документы в порядке, резина тоже, не задерживаем.

Специально проезжали сегодня мимо шиномонтажей, ожидая увидеть очереди из тех, кто «дотянул до последнего». Но не тут-то было. Конечно, отдельные машины стоят, но ажиотажа нет. Оно и не удивительно: снег в Минске уже был, да какой. А для многих водителей именно первый снег является индикатором того, что пора «переобуваться».

В это время инспектор останавливает автомобиль Mercedes C-Class. Документы в порядке, спрашиваем о шинах.

— Да вот как раз еду менять! — улыбается водитель и указывает на заднее сиденье. Там лежит аккуратно замотанное колесо. Остальные в багажнике.

По букве закона это, конечно, нарушение. Все же «переобуться» нужно было не сегодня, а к сегодняшнему дню, то есть крайний срок был вчера. Но ГАИ отнеслась с пониманием и на первый раз отпустила водителя только с предупреждением. Ну действительно, быстрее доедет до шиномонтажа, быстрее перекинет зимний комплект колес.

На самом деле зимняя резина нужна не только под снежную погоду. И дело вот в чем: состав летних шин не рассчитан на холода. Такая резина попросту дубеет, теряет свои свойства. Это значит, что сцепление даже с чистой дорогой ухудшается, чего нельзя допускать. Специалисты рекомендуют «переобуваться» уже тогда, когда суточная температура перестает подниматься выше +6...+8 градусов Цельсия.

Осень этого года была очень теплой и довольно затяжной. Поэтому пик нагрузки на шиномонтажи пришелся на вторую половину ноября. Наш небольшой контрольный срез это подтверждает — большинство опрошенных нами водителей так и говорили: «переобулись» недавно, от двух дней до двух недель назад.

Как это ни странно, немало автомобилей попадается на шипованной резине. Их всегда слышно — можно даже на колеса не смотреть. В совсем сложных погодных условиях такая резина, вероятно, окажется кстати. Насколько вероятны такие условия? Судя по последним белорусским зимам, сказать трудно. В любом случае, выбор за водителем. «Не забывайте только, что, к примеру, в Польшу на такой резине въехать не получится, законы этой страны прямо запрещают использование шин, оснащенных постоянной системой противоскольжения», — отметили в ГАИ.

Внезапно в нашем рейде все пошло не по плану. Вместе с инспектором мы перемещались по городу, транспортный поток остановился на светофоре. Три полосы движения ожидали зеленого сигнала, а крайняя левая была свободна. С обеих сторон движение начали пешеходы. Внезапно по свободной полосе на красный и не снижая скорости проехал автомобиль Opel. Мы — за ним.

«Водитель автомобиля Opel, аккуратно прижимаемся к правому краю проезжей части и останавливаемся», — потребовал через громкоговоритель сотрудник ГАИ. Никакой реакции не последовало. «Водитель Opel, перестраиваемся вправо и останавливаемся!» — повторил инспектор. Но в ответ на это Opel показал левый поворот и перестроился для разворота. Перед светофором водительская дверь этой машины приоткрылась, и оттуда на нас недоверчиво посмотрела женщина.

Развернувшись, она все же последовала указаниям и остановилась у края проезжей части. Водителю предложили пройти в патрульный автомобиль.

— А что я такого натворила? — спросила она испуганно.

— Проезд на красный сигнал светофора. Вы что, не обратили внимания?

— Какого светофора, где?

Трудно представить, как водитель мог не заметить перед пешеходным переходом светофоры — по одному слева, справа и сверху. А стоящие в трех полосах автомобили — это как? Но, похоже, женщина действительно их не заметила. Возможно, задумалась. Повезло еще, что пешеходы не успели дойти до ее полосы. Рядом школа, на переходе могли быть дети.

Но самое удивительное то, что женщина получила права в 2006 году и с того времени у нее не было зафиксировано ни единого нарушения ПДД. Более того, по ее словам, ее даже для проверки ни разу не останавливали. Что случилось сегодня, откуда эта минутная потеря концентрации — непонятно. «Вот ведь, только позавчера всем хвасталась, что почти 10 лет за рулем и ни разу с ГАИ не общалась. И тут на тебе!» — сокрушалась женщина. С нарушением она согласилась, хотя, было похоже, сама не поняла, как такое могло случиться.

Но муж вряд ли будет ее ругать — у самого нарушений хватает, рассказала нам женщина. Его даже дважды лишали водительских прав за превышение скорости.

По иронии судьбы, с резиной на Opel все в полном порядке. А вот за проезд на красный свет водитель привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 18.14 Кодекса об административных правонарушениях — «Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов, указаний светофора».

А наш рейд продолжился. Мы специально останавливали для проверки автомобили разных ценовых категорий. Тормозили BMW, «французов», «японцев», отечественные марки. Результат лично нас поразил: большинство водителей в Минске одинаково дисциплинированны, вне зависимости от марки машины, ее возраста и класса.

Если контрольный срез в несколько десятков автомобилей можно считать хоть сколь-нибудь объективным, то можем ответственно заявить, что профилактическая работа приносит свои результаты. На «лете» мы выявили буквально пару машин. Кто-то уже ехал на шиномонтаж, кто-то обещал в скором времени туда добраться.

Разговоры с водителями дали понять, что многие пытаются учиться на чужих ошибках и делают правильные выводы из тех страшных происшествий, которые случаются на дорогах.

Один из наших собеседников, водитель со стажем, вспомнил недавнее ДТП, произошедшее на въезде в Минск, когда автомобиль BMW на «лысой» резине сбил человека на обочине и вылетел с дороги.

— Вот насмотришься такого — никаких денег не жалко, ни на эти колеса, ни на нормальный шиномонтаж. Иначе так можно сэкономить, что не дай бог! Это только в комментариях под такими новостями все горазды писать, мол, дело не в резине, они якобы и на летней круглый год ездят. Мне такого не надо, я поехал и «переобулся» от греха подальше, — рассказал мужчина.

— А где же все эти комментаторы на летних шинах? Мы вот за сегодня никого так и не встретили.

— Я знаю где. В троллейбусах ездят, вот где. Нормальный водитель зимой на летней резине не выедет.

Вам также будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by