Вновь о логике дорожного сбора. Минчанин, поменяв авто, пытался доказать, что налог уплачен

 
08 декабря 2015 в 11:13
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

Примерно год назад в Минфин поступила петиция о «правильной плате госпошлины». Она касалась вопроса о том, что уплаченный предыдущим владельцем налог не фиксируется, так же как и техосмотр. Таким образом, тот, кто покупает или переоформляет машину, платит снова за уже оплаченные вещи. Что в принципе не поддается законам логики. С подобной ситуацией столкнулся не один человек. Наш читатель Владислав — не исключение. Чтобы доказать свою правоту, он обошел несколько инстанций. Удалось ли ему отстоять истинность своих доводов?

«Мною был оплачен „налог на дороги“ в январе 2015 года, квитанцию забрали при прохождении ТО, все в том же январе 2015 года, — описывает ситуацию минчанин. — Далее я продал автомобиль, купил новый. По правилам, как полагается, поехал проходить ТО. Разумеется, я заранее заказал на „Белпочте“ (36 тысяч) справку о подтверждении оплаты налога. Приезжаю на станцию, прохожу ТО, далее иду ставить „финальный“ штамп. Из окошка мне говорят: „Эта справка не годится! Нужна справка из налоговой! Указ вышел пару дней назад“. На мои вопросы, мол, какой указ, никто ничего не ответил».

Владислав на следующий день поехал в налоговую инспекцию по месту жительства, чтобы сделать справку: «Бумагу оформили довольно быстро. Я вновь вернулся на техосмотр. Меня снова развернули, сказав, что уже и такое не принимается — только чек, только квитанция. Я позвонил начальнику ТО. Он заметил: „Да, был указ позавчера. Какой — не знаю. Звоните в городскую налоговую. Вам нужно заново заплатить налог“. Выходит, если я 3—4 раза в год машины меняю, мне нужно столько же раз платить налог на дороги? Это в принципе неверно, противоречит логике: по идее, мы платим за износ дорожного полотна, который зависит от массы автомобиля, но уж точно не от его марки. Ведь техсостояние машины и износ асфальта не зависят напрямую от смены владельцев».

На этом хождения по инстанциям автомобилиста не закончились: «Обратился к налоговикам. Сотрудница ИМНС сама позвонила на станцию ТО и сказала им, что они противоправно поступают, не принимая доказательства о факте оплаты госпошлины. Объективного ответа не последовало. Вчера я съездил в главное отделение „Белтехосмотра“ для того, чтобы сделать копию квитанции, как указано в ст. 251.4 Налогового кодекса РБ. Они мне заранее сказали, что оплата госпошлины делается на одну машину, неважно, сколько ты их поменял за год. Допустим, я за год сменил три авто, пусть даже без доплат, ключ на ключ, и в итоге госпошлину мне придется оплатить аж 3 раза! Это очень противоречиво, так как в Налоговом кодексе нет ни слова про то, что за каждый авто отдельная уплата налога».

C подобной ситуацией столкнулся и наш читатель Николай: «Отец решил подарить мне автомобиль. Налог оплачивал в апреле 2015-го, сумма — 2,7 миллиона (налог платится за два года сразу, так как машине меньше 10 лет). Сделали переоформление, оплатили страховку, оплатили услуги за ТО, приезжаем на станцию, а нам говорят: „Заплатите-ка 2 700 000 еще раз, так как меняется собственник“. То есть даже если отец хочет мне подарить машину и налог был уплачен полгода назад на два года вперед, я должен его оплатить еще раз. И никого не волнует, что фактически авто отъездил только полгода и если говорить о цели налога, он причинял ущерб асфальту только 6 месяцев. Вернуть излишне уплаченную сумму (а это за полтора года 75% — примерно 2 млн) возможности на данный момент нет. Фактически такой пробел будет вынуждать семьи ждать момента, когда ТО будет подходить к концу, и тогда производить дарение автомобиля. Или дарить государству неизрасходованную сумму».

С точки зрения иерархии бумажек постановление Совмина имеет больше силы, нежели Налоговый кодекс. Последний определяет понятие «пошлина» — это обязательный платеж в бюджет, взимаемый как условие совершения юридически значимых действий, предоставления определенных прав [например, право ездить по дорогам — Onliner.by]. Получение разрешения на допуск к участию в движении выдается по результатам прохождения гостехосмотра. А вот его порядок закреплен именно постановлением Совмина. «Обязательность взимания госпошлины обусловлена каждым фактом выдачи разрешения независимо от срока его действия, — такова позиция Минфина. — Так как юридически значимое действие совершено, кодексом не предусматривается возможность возврата (зачета). Вместе с тем общий объем средств, полученных от госпошлины, остается недостаточным — менее 55 процентов от общей потребности. Если изменить механизм взимания пошлины, придется увеличить ее ставки».

Читайте также: