В мире есть 35 специализированных центров Land Rover Experience, где любители британской марки могут проверить, на что способны их внедорожники. Некоторые дилеры Jaguar устраивают «покатушки» для своих клиентов на арендованных гоночных треках. Два месяца назад в Подмосковье открылся первый в мире объединенный центр Jaguar Land Rover Experience. Корреспондент Onliner.by побывал на новом полигоне и протестировал трассы обеих британских марок. К слову, любой желающий может записаться на 3-часовой обучающий курс JLR бесплатно. Есть лишь два условия: возраст от 23 лет и стаж вождения более 12 месяцев.
Находится центр JLR Experience недалеко от Москвы, на 22-м километре Новорижского шоссе. Если ехать из Минска, то в российскую столицу заезжать не придется. Нужно будет свернуть налево с М1 еще за 70 км до МКАД. Так что московских пробок можете не бояться. Территория центра занимает 13 га и состоит из двух основных частей: внедорожного полигона для моделей Land Rover и асфальтированной трассы, где посетители оттачивают навыки езды на мощных Jaguar. Кроме бесплатных тест-драйвов, очередь на которые уже растянулась до февраля, здесь можно пройти более углубленные платные курсы. Но основная цель данного центра — продемонстрировать возможности автомобилей и научить владельцев Land Rover правильно использовать внедорожные электронные помощники. Владельцев Jaguar здесь учат правильно тормозить, разгоняться и поворачивать.
В здании, которое расположилось между внедорожным и гоночным участками, находятся классы для теоретических занятий, шоу-рум с последними моделями JLR, мини-кинотеатр, ресторан и зона отдыха. По выходным сюда приезжают целые семьи, поэтому для детей тоже разработали маленькую трассу, по которой ездят крохотные электромобили. Пока родители осваивают различные режимы Terrain Response, их чада учатся ездить на маленьких Jaguar и Land Rover. Каждому ребенку по окончании курсов выдают детское «водительское удостоверение». Все довольны. По сути, центр JLR Experience является местом семейного досуга.
«Этот центр строился не для получения прямой прибыли. Я не стану называть цифру, но поверьте, никакие курсы не отобьют инвестиции, затраченные на данный полигон, — отметила специалист по связям с общественностью JLR Russia Наталья Трынко. — Здесь нет отдела продаж. Мы не хотим, чтобы люди, приехавшие сюда за положительными эмоциями, ощущали себя как в дилерском центре, когда за спиной стоит менеджер и пытается продать тебе машину. Если кого-нибудь заинтересует покупка Jaguar или Land Rover, он, конечно, может обратиться к сотрудникам центра и получить направление к конкретному дилеру. Но здесь люди просто знакомятся с продукцией британских брендов и получают практические навыки использования различных систем».
Участок для внедорожников занимает 3,5 га. Здесь можно прокатиться на любой модели Land Rover. В перспективе на этой площадке будут тестировать и Jaguar F-Pace, который дебютирует на рынке в 2016 году. Для заездов мы выбрали рестайлинговый Range Rover Evoque, который является главной новинкой года для LR на нашем рынке. Вместе с машиной нам достался инструктор Юрий, который хорошо знает не только трассу, но и всю техническую подноготную автомобилей Land Rover.
«В обновленном Evoque лично мне нравится передовая система полного привода Active Driveline. На обеих задних полуосях здесь расположены электрические фрикционы, которые быстро направляют крутящий момент на задние колеса. Причем работают они независимо друг от друга. Система переходит от переднего к полному приводу плавно и незаметно, но водитель может отслеживать данное изменение на дисплее мультимедийной системы», — Юрий ловко пробежался по настройкам машины и вывел на InControl Touch данные о крутящем моменте.
Evoque превращается из переднеприводного кроссовера в полноприводной всего за 350 мс. При этом, несмотря на отсутствие классического заднего дифференциала, фрикционы способны имитировать жесткую блокировку задней оси. В обновленном Evoque используется муфта Haldex, которая тоже имеет блокировку. Иными словами, простой и гламурный с виду кроссовер имеет весьма серьезный off-road-пакет, который, вкупе с короткими свесами, делает из машины полноценный внедорожник. Единственное, что его отличает от «больших» Range Rover, — отсутствие пневмоподвески.
Подъезжаем к трем подъемам. 40, 60 и 100%. Evoque может заехать на первые два. Причем никакие хитрые режимы Terrain Response включать не обязательно. Вскарабкается и так. Но Юрий говорит, что постоянно включает системы, чтобы просто показать людям, как они работают и чем отличаются: «Здесь, на полигоне, я рекомендую пользоваться всеми внедорожными режимами. Хотя бы для того, чтобы понять, как они работают. Все эти электронные помощники могут либо помочь нам преодолеть препятствие, либо повысить нашу безопасность, что тоже важно. Причем в автомобиле мы либо что-то активируем, либо наоборот — выключаем, как в случае с системой стабилизации. Поехали!»
Передо мной — 60%-ный подъем. На машине включен режим «Снег — Трава — Гравий». Многие даже не задумываются, что меняется в автомобиле с такими настройками. Юрий подробно рассказал. У машины становятся более задемпфированные отклики на газ. Старт в данном режиме будет происходить со второй передачи, чтобы не было избыточного крутящего момента. Трекшн-контроль будет работать жестко, быстро «прикусывая» буксующее колесо, перенаправляя момент на остальные. Все подходит для подъема, кроме передачи. Чтобы не нагружать коробку, включаю первую. Кроме того, перед такими подъемами инструктор рекомендует активировать систему помощи при спуске (HDC). Ехать вверх она точно не поможет, зато если что-нибудь случится и придется скатываться назад, то система сделает спуск более безопасным и контролируемым. Для теста заезжаю до половины горки и останавливаюсь. Грохот в багажнике. Это мой рюкзак. Только бы оказался цел редакционный фотоаппарат!
Постояв на подъеме пару секунд, включаю заднюю и просто отпускаю тормоз. Машина сама на минимальной скорости (задается клавишами круиз-контроля) скатывается назад. Впервые в жизни испытывал систему HDC задним ходом. После нескольких подъемов и спусков в разных режимах переходим к следующим аттракционам. А здесь есть где покататься! Атакуем спецучасток с валунами и бревнами. Юрий признается, что здесь обычно ездят машины с «пневмой», мол, у Evoque может не хватить просвета. Пару раз притерлись порогами, но проехали. У многих автомобилей в центре оторваны защитные элементы. Тесты здесь проходят на грани фола. Хотя целью данных заездов является не испытание внедорожных качеств моделей LR — все участки тут геометрически подогнаны как раз под них. Задачей полигона является демонстрация возможностей машин. Чтобы клиент знал, на какой угол его Range Rover может заехать и на какого размера камень можно не обращать внимания по дороге на дачу.
А знаете, что такое бруствер? Служившие в армии должны помнить, что это насыпь на наружной стороне окопа. На полигоне JLR бруствером называют бетонную горку, которая позволяет вывесить автомобиль на два колеса. Вряд ли такая штуковина встретится по дороге на дачу. Даже с четырьмя людьми в салоне наш Evoque не задел днищем поверхность этой возвышенности. Но в один момент показалось, что мы перевернемся. Еще среди интересных забав — ступеньки. Со стороны кажется, что они предназначены для людей, чтобы было удобнее забираться на горку, расположенную на полигоне. Но на самом деле это, наверное, единственные в мире ступеньки, по которым машины передвигаются чаще, чем люди.
Есть еще трехуровневый брод, который к нашему приезду безнадежно замерз и не дал «искупаться». Для всей линейки LR предусмотрен участок с забавным названием Еlephant steps, который представляет собой несколько ям и возвышенностей, расположенных в шахматном порядке. Имеются и большие «следы» исключительно для Range Rover. На площадке предусмотрены также барьеры для демонстрации дорожного просвета машин и ролики под три колеса, чтобы водители смогли почувствовать работу трекшн-контроля. В распоряжении посетителей — несколько участков для езды с максимально допустимым боковым уклоном, ямы, искусственные неровности и мн. др. Ездить по внедорожному полигону можно хоть целый день, проверяя работу различных систем и возможности пневмоподвесок. Но нас ждет небольшой урок на асфальтированном участке. Легкий обед, и я застегиваю ремень в Jaguar XE.
На гоночном участке, предназначенном для Jaguar, больше внимания уделено безопасности. Если внедорожники ездят по своему полигону с минимальной скоростью, то «Ягуары» бегают по собственной площадке со скоростью до 150 км/ч. Нам продемонстрировали базовые уроки, которые обычно проходят начинающие владельцы Jaguar (или те, кто собирается приобрести мощный заднеприводной автомобиль).
Первое упражнение — экстренное торможение. Для журналистов эта процедура привычная, а вот клиенты, несмотря на простоту действий, далеко не с первого раза жмут на тормоз как надо. Во-первых, правую ногу нужно оторвать от пола, прежде чем ударить (именно ударить) педаль тормоза. В обычной жизни мы практически не применяем экстренное торможение, но знать, как себя ведет машина в такой ситуации, — важно. Во-вторых, нужно жать на педаль до упора. Этого мы тоже никогда не делаем при повседневной нормальной езде. У всех современных автомобилей при экстренном торможении включается «аварийка».
Сначала клиентов учат просто тормозить. Когда урок усвоен, им показывают, как остановить машину на определенном участке, не доехав до заветного конуса метр-два. Водитель сам выбирает момент, когда произвести экстренное торможение, чтобы автомобиль остановился в заданном месте. Это сложнее, чем кажется. Зато таким образом можно научиться прогнозировать длину тормозного пути.
Далее — знакомая всем «змейка». Здесь водителей учат плавно рулить, не останавливая поворот «баранки» ни на секунду. Без перехватов и резких маневров. С третьего-четвертого круга упражнение дается практически любому. Но вот с увеличением скорости работать рулем становится все сложнее. В тестовых Jaguar нет инструкторов — они находятся либо в другом автомобиле, либо на трассе, а замечания делают по рации.
Самое сложное упражнение на базовом занятии — это «змейка» с широко расставленными влево-вправо конусами. Здесь уже приходится делать перехваты руля. Последовательность действий такая: быстрый разгон, тормоз (только с прямым рулем!), поворот (отпустив педаль тормоза), газ на выравнивании траектории, снова быстрый разгон. Спустя минут 10 опытные водители начинают правильно выполнять это упражнение, помогая выравнивать дугу поворота ведущей (задней) осью. Выглядит очень красиво! По сути, это базовое упражнение, которое позволит вам правильно входить в повороты на скоростном треке. Последний, к слову, есть и в центре JLR. Во время нашего пребывания на полигоне была минусовая температура, но даже в жаркое лето здесь можно имитировать скользкое и мокрое покрытие (есть система полива).
За что людям нравятся Jaguar и Land Rover? За идейность этих компаний. Лично для меня британские (как и итальянские) модели всегда были автомобилями с душой. Именно поэтому JLR во всем мире (в том числе в Беларуси) проводит массу официальных экспедиций и строит подобные центры обучения водителей. В России, например, ни у одного другого импортера нет ничего подобного. Разве что Jeep пытается вести похожие проекты со своими клиентами, но в последние годы финансовое положение американского бренда не позволяет строить такие центры. И пусть автомобили Land Rover и Jaguar имеют не лучшую в сегменте мультимедийную систему, небольшие огрехи в эргономике и сомнительную репутацию среди «дядей Васей на гаражах». Зато покупая данные машины вы становитесь членом большой семьи. Семьи, которая любит активный отдых. В современном рафинированном мире безликих автомобилей держать идейность марки — дорогого стоит!
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by