Дубай (ОАЭ): здесь не принято прятать деньги, потому на дорогах всегда парад дорогих авто

 
20 декабря 2015 в 8:00
Источник: Родион Мирский
Источник: Родион Мирский

В стране, где впервые в мире появились автоматы по продаже золотых слитков, пожалуй, и дороги должны быть вымощены драгметаллами, светофоры инкрустированы камнями, а на производстве фликеров используют алмазную крошку. В фантазиях можно рисовать любые картины местной автомобильной жизни, но по факту в 2015 году именно дороги ОАЭ были признаны лучшими в мире (по результатам Всемирного экономического форума). Экзотика нереального богатства нередко проскальзывала в новостях: то полиция закупит очередной суперкар, то курьер получит в подарок Lamborghini. А какова будничная жизнь местных водителей? О слухах насчет Эмиратов и реальности рассказывает минчанин Илья, недавно вернувшийся из азиатской страны, где провел не одну неделю.

— Первое, что меня поразило — это скоростные режимы в городе. Они варьируются от 60 до 140 км/ч. Организация движения позволяет иногда разгоняться до космической скорости. На таких магистралях нет ни переходов, ни даже перекрестков — направления разведены сложными многоуровневыми развязками. И хотя везде есть указатели, сориентироваться на такой бешеной по нашим меркам скорости — а именно столько и едет поток — сложно. Раз разрешают — значит, нужно пользоваться. Высокий верхний порог ограничения скорости диктует манеру езды водителей. Кратко ее можно описать как «педаль в пол». Качество дорог позволяет.

— Говорят, что водители в ОАЭ агрессивные, а подрезание — чуть ли не национальная черта вождения. Якобы внезапная смена полосы в последний момент — хобби автомобилистов. Потому нужно держать приличную дистанцию. Понятие «арабский дрифт» уже стало нарицательным, характеризуя местных водителей как беспредельщиков. Любовь гонять на джипах по дюнам и кататься на двух колесах по дорогам общего пользования легко отследить по видеороликам в сети.

— Лично я ничего подобного не заметил. Никто не наглеет, пропускают друг друга без проблем. Как и у нас, там благодарят «аварийкой», моргают светом, чтобы пропустили (но это только на скоростной левой полосе, на других нельзя). Могут просто повиснуть на хвосте, чтоб уступили, но так как авто дорогие, никто из вредности не притормаживает, никто никого учить не пытается, все спокойно пропускают.

— В стране больших денег наверняка должны быть платные дороги с заоблачными ценами. Информацию о местной системе Salik легко найти в сети. Только не совсем ясно, как крепится считывающее устройство — говорят, в лобовое стекло встраивают чип.

— Есть так называемое шоссе шейха Зайеда (Sheikh Zayed Road). Оно представляет собой платную 12-полосную дорогу длиной в 55 км. Начинается от круговой развязки «Центр международной торговли», идет параллельно береговой линии и заканчивается на границе с эмиратом Абу-Даби. Стоимость проезда по ней — всего 4 дирхама (около $1). Оплата происходит с помощью терминалов Salik: все авто оборудованы специальной карточкой. При покупке машины или использовании услуги аренды данные вносят в базу, присваивается номер счета и пароль. После выдается специальная карточка, которая крепится на лобовое стекло. Каждый раз, когда автомобиль проезжает по шоссе, сканер считывает данные и снимает деньги. Потом приходят SMS о балансе, который необходимо вовремя пополнять. Те, у кого нет таких наклеек, просто не едут по этой дороге. Хотя таких, наверное, и нет. За нарушение — очень большой штраф. Если вовремя не пополнить счет Salik, можно заплатить 400 дирхамов ($108) (приходит «злое» сообщение на телефон, и дается 5 дней на пополнение). По всей этой дороге (чуть ли не через каждые 300 метров) — как и на многих других — стоят радары (максимальная скорость 120 км/ч, при нарушении на 1 км/ч радар уже срабатывает), штраф за превышение — 600 дирхамов ($162).

— Еще один распространенный миф — якобы на каждой улице можно встретить суперкар или хотя бы модель стоимостью более $200 тысяч. В стране, где не принято скрывать свои доходы, на дорогах всегда парад дорогих авто. Чего стоит одно упоминание местной полиции. Обсуждая их автопарк, можно перечислить все люксовые модели, которые только существуют: BMW i8, Lykan Hypersport, Lexus RC F, Ferrari, Lamborghini, McLaren, Aston Martin и Bugatti. Это уже стало своего рода достопримечательностью страны.

— На самом деле на улицах чаще всего встречаются корейские и японские авто белого цвета. Именно эта раскраска стоит здесь дороже. В Дубае действительно много спортивных машин, моделей представительского класса. Нередко можно встретить шестиколесные внедорожники, «заряженные» авто с большими объемами двигателя. Здесь это не проблема, о расходе никто не задумывается, ведь бензин недорогой (95-й — 2,07 дирхама (меньше $0,5), 98-й — 1,96 дирхама за литр).

Спорткары соревнуются в скорости разгона после переключения светофоров. На улицах постоянно слышен рев моторов. У одного моего знакомого была машина (модель не запомнил, но скорее всего, Chevrolet Camaro) с шильдиком Super Sport (SS), он одну буквочку S оторвал специально, чтобы думали, что двигатель послабее. Но его автомобиль «делал» на старте всех.

Встречается и тюнинг, в основном фирменный, от ателье. Обладатели таких машин любят вставлять детали из золота. Иногда можно увидеть эдакую черную «капсулу»: спорткар с матовым покрытием кузова и большим процентом тонировки.

Такси выделяются из потока бежевым цветом крыши и кузова, надписью, а также униформой водителя. Есть специальные такси для женщин с розовой крышей (за рулем в них тоже женщины). Но дамам позволено ехать и на обычных при одном условии — она должна сидеть на заднем сиденье. Стоимость отображается обычно на панели у водителя, тарифы у всех такси примерно одинаковые. Со мной произошла неприятность: таксист попытался обмануть, но волшебное слово «полиция» сразу все расставило на свои места. Они очень боятся потерять работу, очень ею дорожат, поэтому ругаться не будут. В городе много такси, поймать труда не составляет, это обычный вид транспорта, некоторые пользуются им вообще постоянно — вместо личного авто. То есть на такси гоняют на работу или в магазин. Выходит дороже, чем на метро, но по меркам этого города дешево.

— У нас в жаркие летние дни люди как раз прячутся от палящего солнца в «подземку». В Эмиратах же летом температура поднимается вплоть до 50 градусов. При влажности в 90 процентов это должно быть невыносимо. Говорят, в вечерние часы из-за кондиционеров в зданиях окна запотевают снаружи. Как выдерживают водители?

— Во всех автомобилях установлены очень мощные кондиционеры, пригнанные машины переоборудуются. Обычно в такси, общественном транспорте, да и заведениях Дубая кондиционер выставлен на 16—19 градусов летом (из-за этого туристы часто болеют) и 23 градуса зимой. Некоторые ездят с открытыми окнами, но это спасает не всегда. Официально разрешена тонировка на 30%. Но все делают больше (и 40, и 50, и даже 70%, оставляя лишь маленькое пространство на уровне глаз). Ночью при парковке владельцам таких машин приходится открывать боковые окна. Полиция за тонировку не останавливает.

Остановки общественного транспорта с кондиционерами — можно сказать, национальная особенность. Это закрытые кабины, в которых можно посидеть, остудиться, посмотреть расписание движения. Ожидающий пассажир может махнуть водителю или нажать специальную кнопку, чтобы автобус остановился. Автобусами пользуются в основном рабочие и бедные жители, хотя общественный транспорт тут чистый, за водителем предусмотрены места для женщин (несколько рядов). В ночное время проезд стоит дороже.

Влияние солнца и песка хорошо заметно по брошенным у дороги машинам. Чаще всего водители оставляют авто на закрытых паркингах, на улице не паркуются. Пару дней — и машину будет не узнать. Сам видел очень дорогую модель, покрытую песчаной пылью, которая даже внутрь салона уже успела попасть. Нарушителей парковки, осознанно бросивших машину как попало, вряд ли найдешь, уж слишком хорошо работают законы, да и штрафы велики.

— По сети ходит «аварийная» байка из ОАЭ. Мужчина, избегая столкновения с перебегающим дорогу в неположенном месте индусом, выехал за ее пределы и врезался в пальму. Ему пришлось заплатить за нанесение ущерба природе примерно 10 тысяч долларов. Полицейские ему шепнули, что надо было давить пешехода — дешевле бы вышло. Поговаривают и про другую особенность, связанную с ДТП: ни в коем случае нельзя оставлять разбитую машину на дороге (как у нас), а наоборот — быстренько откатить ее в сторонку. Иначе штраф.

— Если случилось ДТП, не имеет значения, коренной ли ты житель, приехал ли работать из Индии или турист. Полиция одинаково ко всем относится, и, естественно, договориться на месте нельзя никак: у них за это очень жестко наказывают. Дорожные полицейские взяток не берут, и предлагать ни в коем случае нельзя. При ДТП всегда вызывают полицию, так как авто застрахованы, а чтобы получить выплаты, необходимо заключение. Стоимость страховки зависит от года выпуска авто, его стоимости и объема двигателя. В целом полицейские строгие, но дружелюбные. Однажды видел, как у девушки (тут немало водителей-женщин) случилась какая-то проблема с колесом на дороге — на обочине менять его помогали полицейские.

Пешеходы, как мне показалось, чувствуют себя хорошо. По крайней мере, пока не нарушают. Слышал, выход на проезжую часть дорог с лимитом более 80 км/ч в неположенном месте может закончиться штрафом в 500 дирхамов или даже тюремным заключением до одного месяца. Естественно, в таких условиях особо никто не лезет на дорогу там, где этого делать нельзя. Повсеместно можно встретить надземные переходы, зачастую совмещенные со входом в метро. Тротуары не сильно отличаются от наших, но только все идеально вылизаны. Власти не сильно пытаются развить пешеходную инфраструктуру: пешком там мало кто ходит, летом вообще можно встретить только отчаянных туристов.

— Так как выглядят лучшие в мире дороги?

— Покрытие отличное даже в глухой пустыне. За городом (если поискать) можно увидеть места, где асфальт резко заканчивается, переходит в грунт — дорогу не успели еще построить. Дорожные работы проводят только по ночам. Участок дороги закрывают «колпаками», ставят машину со светящейся стрелкой сзади или с «крестиком», и стоит человек с флажком, чтобы всех отправлять в объезд.

Из экзотики могу вспомнить знаки на арабском языке (их мало, все простые), отсутствие перекрестков. Полосы за несколько сотен метров до пересечения начинают отделяться конструктивно. Если надо повернуть, перестраиваешься заранее. Очень много мостов, развилок, кругового движения. Светофоры — почти редкость, временные фазы по сравнению с нашими долгие. В городе разрешен поворот направо на красный, для этого маневра предусмотрен специальный съезд.

***
По словам Ильи, Дубай — в противовес европейским концепциям — город для автомобилей. На этом фоне довольно сложно понять отношение местных людей к машинам. Там их не сильно берегут и не особо за ними ухаживают — конечно, если речь не идет о суперкарах. Автомобилизацию хорошо иллюстрирует один примечательный факт: в некоторые торговые моллы можно попасть только через стоянку, привычного нам «пешеходного» входа просто нет.

Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by