Подкачанные ребята на дорогих велосипедах скажут: тренировка без нормального велокомпьютера — не тренировка, а скорее покатушка за кофе. На форумах им отвечают: пустая трата денег, все то же самое умеет смартфон, который есть в кармане у многих. А мы взяли и проверили оба этих утверждения. Отправились на тренировку с крутым гаджетом, но прихватили с собой и смартфон с умными часами впридачу — авось и правда окажутся не хуже? Еще один день протяженностью под сотню километров по живописным окрестностям большого города и самый честный тест в полевых условиях — поехали!
В дорогу мы снарядились по полной программе, прихватив с собой навороченный Garmin Edge 530 Sensor Bundle — уважаемый и профиками, и продвинутыми велолюбителями компьютер. Это один из безоговорочных лидеров рынка, и, возможно, многим его представлять не нужно, но все же обозначим, что в комплект входят три основных датчика: пульса, скорости и каденса. Именно они делают профессиональные велокомпьютеры полноценным мозговым центром тренировочного процесса, да и соревновательного тоже. Без датчиков самый навороченный прибор становится колоссом на глиняных ногах, который самостоятельно умеет отслеживать маршрут и скорость по GPS, но все по-настоящему полезные функции остаются, увы, не задействованными.
Датчик пульса крепится на грудь под одежду, остальные два — непосредственно на велосипед (датчик каденса — на шатун, а скорости — на одну из втулок).
Сам компьютер размещается на выносе или на руле — так, чтобы постоянно быть в прямой видимости велосипедиста. И, забегая вперед, отметим, что это первый из сильных козырей профильного велооборудования по сравнению со сторонними гаджетами. Много ли смысла в получении данных о своем текущем состоянии и интенсивности тренировки, если нужно изловчиться, чтобы их увидеть. Как бы там ни было, а закрепленный на руле смартфон никогда не будет так же удобен и органичен, как велокомп. Да и батарею своего гаджета вы высадите за одну-единственную тренировку (при постоянно включенном экране) — «косяк». Добавим, что велокомпьютер совместим с тем же самым смартфоном, что дает возможность мгновенно отгружать сведения о тренировке в любое удобное вам приложение, а заодно подгружать приходящие уведомления.
Но это как раз те навороты, необходимость в которых опровергают некоторые форумные эксперты. Поэтому в противоположном углу ринга у нас сразу два гаджета, которые многие используют в повседневности. В дорогу взяли то, что было ближе к телу, — Samsung Galaxy S8, синхронизированный с умными часами Samsung Galaxy Watch Active2. И сразу подмигнем тем, кто на форумах: без часов либо какого-то схожего приспособления смартфон ни в каком виде не сможет тягаться с укомплектованным велокомпьютером. Нужно то, что будет выполнять роль пульсометра, передавая данные программному обеспечению. Иначе останется все тот же GPS, который вполне неплохо (хоть и не безошибочно порой) дает представление о маршруте и текущей скорости.
Но с таким комплектом мы почти уравновесили исходные данные. Пора отправляться на тренировку.
Пока тихонечко тротуарами выезжаем из города, обозначим важный нюанс. По сути, программное обеспечение смартфона дает возможность привязать к нему те же самые датчики, которые используются велокомпьютером. Цифры будут те же самые, датчики можно купить по отдельности, и, возможно, это своеобразный способ сэкономить. Вот только никак не решается проблема доступности данных во время поездки (с часами-то попроще, но регулярно смотреть на них все равно неудобно). Да и с получаемой с датчиков информацией профильный гаджет все еще справляется куда лучше ПО, доступного на телефоне.
И все же в том, о чем говорят противники всевозможного удорожания тренировочного процесса, есть свой резон. Смартфон (а зачастую еще умные часы или хотя бы пульсометр) есть у многих. Так ли необходимо тратиться на еще один модный гаджет или, раз уж на то пошло, ради чего на него тратиться?
Отправляясь в путь, мы задумали на средней дистанции проверить, как работают оба устройства, насколько они удобны в эксплуатации, насколько совпадут те данные, которые удастся получить благодаря им. Ну и будет ли какой-то прок от всех этих данных для среднестатистического велолюбителя.
Первая двадцатка из города — это всегда разминка и привыкание. Погода хорошая, велик катит, поэтому есть немного времени поболтать о том о сем.
Тот самый среднестатистический веломен по мере углубления в свое хобби превращается в весьма дружественного производителям всякой велосипедной всячины (и маркетологам в том числе) субъекта. Он готов покупать, он хочет быть like a pro, и он верит в то, что, вложив достаточно денег и таким образом прокачавшись, достигнет своей цели. Отчасти так оно и есть. Можно много говорить о том, что сотню лет велосипедисты гонялись в любых условиях без всяких цифр перед глазами — и это правда. Но сегодняшний день подарил возможность без специального образования и навыков получать довольно точную информацию о своем физическом состоянии в широком смысле и готовности в отдельно взятый момент. При должном подходе это позволяет скорректировать тренировки для достижения максимального результата, причем не важно, хотите ли вы победить в общем зачете «Тур де Франс» или намерены просто согнать лишний жирок: если делать это с умом (читай — с нужными сведениями о себе самом), все будет получаться гораздо лучше.
Для профессионала сегодня не стоит вопрос в необходимости велокомпьютера и телеметрии (сбора сведений) как таковых. Этим пользуется каждый, хоть и по-разному. Но об этом чуть позже. Неспешно проезжаем красивейшие пейзажи и делаем первое сравнение.
Начнем с простого: соответствуют ли данные, которые нам предоставляют велокомпьютер и южнокорейская пара «синхронистов» смартфон — часы? Кажется, никогда и никем не ставилась под сомнение точность измерений, которые проводят топовые велокомпьютеры, поэтому правильнее будет сформулировать наш запрос так: отличаются ли данные с наших повседневных гаджетов и насколько?
Пока исследуем лишь базовые параметры: скорость, маршрут и, самое главное, — пульс. Каденс смартфон с часами без соответствующего датчика измерять не умеют, поэтому это очко по умолчанию остается за профильным устройством. Впрочем, мы же помним, что комплектация у него богатая.
Но есть чем порадовать и минималистов: GPS у смартфона в порядке — и маршрут отрисовывает как следует, и скорость передает плюс-минус достоверно. Оговорка возникла оттого, что эта скорость в моменте не совпадала с той, которую показывал велокомпьютер, а будто догоняла его с разницей в пару-тройку секунд. Но разбежка даже в эти мгновения не превышала 2—3 км/ч, что для анализа заезда не является принципиальным моментом, тем более что усредненный параметр, так же как и пройденное расстояние, совпадал.
То же касается и пульса. Можно было поймать момент, когда оба гаджета показывали одинаковое значение, затем данные расходились на пару-тройку ударов в минуту, а потом снова сходились. Как нам видится, это не оказывает принципиального влияния на сведения о текущей пульсовой зоне, поэтому чем-то фатальным такое расхождение не станет.
Едем дальше, развлекая себя очередным рассказом.
По мере того как отношение к тренировкам и спорту в целом, даже любительскому, приобретало научные очертания, на первый план выходила важность измерения частоты сердечных сокращений — пульса. Тут можно говорить о необходимой насыщаемости кислородом и способности переносить нагрузку, но чисто обывательски важно понимать одно: чем более осмысленно мы отнесемся к тому, как работает наше сердце, тем более длительную и эффективную тренировку будем способны провести.
Для простоты шкалу допустимого для человека пульса разделили на пять зон, причем для каждого границы этих зон будут отличаться — вот такие мы все разные. Нет необходимости добиваться установления абсолютно точных значений, но важно понимать следующее: мы можем поднимать пульс, причем достаточно высоко, уходя в анаэробную зону или даже зону максимальной нагрузки, однако нельзя делать это хаотично и постоянно. Свои ресурсы нужно расходовать с умом, чтобы не изнашивать внутренний «моторчик» и при этом достигать возможного для вас результата, поднажав там, где можно поднажать, и дав себе продышаться там, где это необходимо. Вот для этого, если совсем упрощенно, и нужно следить за пульсовыми зонами. И правда в том, что это позволяют сделать и велокомпьютер, и часы, но сидя на велосипеде смотреть в компьютер удобнее.
Если говорить о профессиональном спорте — да, заморачиваются все. Ничего не поделаешь: быстрее, выше, сильнее — вот это вот все ой как подстегивает бороться за каждую секунду, а значит, выжимать из себя каждую каплю.
У любителей, конечно, есть возможность выбора. И тут неплохо упомянуть о еще одной стороне этой высокотехнологичной и очень модной медали. Говорят, если очень долго всматриваться в цифры, то наступает зависимость. На это, кстати, ругаются многие велосипедные болельщики по всему миру. Они говорят: «Спорт перестал быть спонтанным, они все едут как вычислительные машины. А мы хотим безумства, мы хотим эмоций!»
Все это правда, и многие гонщики старой школы так и не подстроились до конца под эту новую реальность, хотя, безусловно, обязаны ей соответствовать (и соответствуют). Расскажем про одного известного велосипедиста, победителя очень престижных гонок и этапов гранд-туров, который хоть и ездит с компьютером, но нередко либо перекладывает его в карман веломайки, либо заклеивает у него экран — чтобы не отвлекал. Человек едет как чувствует, а чувствует он, что вот сейчас добавит, пойдет на все и домчится до звезд, сорвет джекпот! А велокомпьютер такой: «Эй, дружок, погоди. Ты вышел из верной пульсовой зоны, а впереди десять километров подъема. Забьешься и сдохнешь на полпути — люди потешаться будут. Не гони коней!» И все, волшебный момент упоения собственной мощью упущен. В голове — математика и осторожность, а бравая кавалерийская атака умирает не начавшись. Болельщики в трауре, спортсмен осторожничает до самого финиша и приезжает в третьем десятке, аккурат за теми, кто был посмелее, ну либо кому компьютер сказал что-то приободряющее.
Понимаете, к чему мы клоним? Важно добиваться своих целей. Делать это можно с привлечением всех доступных ресурсов, но здорово при этом оставаться собой. Кому-то цифры помогли выиграть семь супермногодневок. А кому-то мешают катить в свое удовольствие — такое тоже случается.
Есть, правда, один способ совмещать, давайте закончим историю про этого гонщика. Для чего вообще он возит велокомп, если тот ему мешает? А для того, чтобы, окончив гонку так, как хотел именно он, проатаковав там, где решил именно он, и выиграв или не выиграв, спортсмен вместе со специалистами сел на досуге за компьютер и изучил все полученные и сохраненные данные. Это всегда важная информация, которая позволяет проанализировать свои действия, свою форму, внести коррективы в тренировочный процесс или усвоить гоночный опыт.
Не обязательно быть профи, чтобы заняться тем же — отдышавшись и восстановив водный баланс, увидеть, в каких пульсовых зонах прошел недавний заезд, почему так накрыло на том самом подъеме или чуть не хватило на последний пяток километров. Попробуйте, это увлекательно.
И да, конкретно эта задача под силу и крутому велокомпьютеру, и нашумевшей паре «синхронистов».
Километры-километры... Самые честные — те, которые проносятся под колесом велосипеда. Оба устройства говорят о том, что за шутками-прибаутками мы немало накрутили на фоне отливающих золотом полей. Там работа: комбайны убирают хлеб, а аисты в красивых фраках ходят следом — принимают работу.
Пора ложиться на обратный курс. Это тоже про распределение усилий: едешь-едешь — кажется, что все хорошо. Затем батарейка начинает подсаживаться: идешь на разворот и понимаешь, что впереди еще столько же. Ну да ладно, пополняем запасы воды-еды на ближайшей заправке и признаем неизбежное: потенциал пары смартфон — часы, по сути, исчерпан. Это вполне эффективное решение для того, чтобы нарисовать маршрут поездки, узнать скорость (в моменте и среднюю), выстроить график пульса с разбивкой по зонам, даже увидеть отрисованный рельеф трассы. Полученную информацию можно сразу же выгрузить в то приложение, которым вы привыкли пользоваться, — все это возможно. Но на этом все: больше из привычных, но непрофильных гаджетов нам выжать не удалось. Впрочем, это тоже неплохо, особенно с учетом того, что, имея такой набор в повседневной жизни, не пришлось тратить ни копейки на прокачку.
Ну а возможности велокомпьютера, по сути, даже не начали раскрываться. Его задача заключается не только в отображении некоторых данных на удобно расположенном дисплее. Навороченный комп — это полноценный тренер, ну или как минимум подготовленный ассистент для тренировок на любом уровне. Он расскажет о вашей текущей готовности, предоставит план тренировок и в каком-то смысле проконтролирует их выполнение.
Это действительно впечатляет, когда после окончания тренировки устройство сообщает вам о количестве потраченных калорий и потерянной жидкости, попутно напоминая о том, в какой степени вам бы стоило все это восполнять по ходу заезда. А затем, проведя анализ всех собранных данных, велокомпьютер даже поделится с вами расчетным временем восстановления.
После нашего теста, к примеру, комп порекомендовал восстанавливаться три дня — все-таки чуть перебрали по нагрузке. Но восстановление у велосипедистов все равно проходит в седле, просто с куда меньшими трудозатратами. Эдакое восстановительное катание — за кофе, что ли, съездить?
Давайте представим дорогу. Вот такую же многополоску, по обочине которой мы проделали сегодняшний маршрут. С одной стороны этой дороги едет профессионал, который посвятил часть жизни спортивным достижениям, с другой — человек, который катается на велике время от времени, в основном за кофе или по парку в погожий день. Представили?
Вот от того, к какой стороне вы ближе, зависит и то, насколько полезны будут для вас те или иные устройства. Вы любитель, но делаете по несколько тысяч в год и рассчитываете улучшить свою физическую форму? Или не имеете спортивных амбиций, но используете велосипед для фитнеса, желая делать это с максимальной эффективностью? А может, ваш веломаршрут только-только начинается и было бы любопытно попробовать все эти штуки? Пробуйте, выбирайте, выезжайте на велосипеде на любимую дорогу и гонитесь за своей целью с комфортной лично для вас скоростью. Уверены, что какой бы гаджет вы ни выбрали, он окажется полезен для вас на этом пути.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by