3275
19 мая 2023 в 9:30
Автор: Антон Кажуро. Фото: открытые источники

История ремня безопасности. Впервые он появился более века назад

Автор: Антон Кажуро. Фото: открытые источники
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Сейчас представить себе автомобиль без ремня безопасности практически невозможно. На протяжении десятилетий дизайн этой технологии неоднократно менялся, однако суть оставалась одинаковой: минимизировать повреждения находящихся внутри транспортного средства в случае ДТП. Но с чего все началось?

XIX век

Впервые ремень безопасности появился на летательном аппарате, созданном изобретателем Джорджем Кейли. В конце концов, нужно же было как-то удерживать пилотов, верно? Правда, тестовый полет закончился крушением (к счастью, никто не погиб).

Спустя пять лет, в 1885 году, американец Эдвард Дж. Клагхорн запатентовал автомобильный ремень безопасности. Он напоминал скорее крепление для скалолазов, нежели то, что мы привыкли видеть в машинах сейчас. К тому же основной его функцией была не столько защита пассажиров при ДТП, сколько их удержание внутри транспортного средства (иначе они могли бы выпасть).

ХХ век

К концу 20-х — началу 30-х годов прошлого века на дорогах уже было довольно много автомобилей. Аварии происходили все чаще (ежегодно в них гибло около 30 000 человек). Профессионалы в области медицины, очевидно, были весьма обеспокоены этим, а потому обязали всех автопроизводителей сделать поясной ремень безопасности стандартным на всех выпускаемых моделях. Пластический хирург Клэр Р. Стрэйт в 1939 году заявлял: «Одной из самых острых проблем в медицине на данный момент я считаю лечение и уход за пострадавшими в ДТП. Инженеры могут сделать доступный и быстрый автомобиль, однако их таланты превосходят интеллект среднестатистического человека, который не может эксплуатировать транспорт безопасно».

Проблема заключалась в том, что даже когда до производителей начало доходить, насколько важно делать машины безопасными, американская общественность это мнение не разделяла. Например, в 1949 году компания Nash стала первой, кто устанавливал поясные ремни по заводу. Некоторые клиенты вырывали их или отрезали. Есть информация, что из 48 000 купленных моделей с ремнями безопасности всего тысяча водителей использовала их на постоянной основе. Год спустя ремни и вовсе убрали, мотивировав это тем, «что аудитория не приняла технологию».

В 1951 году Роджер Грисволд и Хью ДеХейвен запатентовали трехточечный ремень безопасности, который защищал бы не только поясницу, но и плечи. ДеХейвен также придумал затягивающий механизм. Он срабатывал, когда пассажира выталкивало вперед. Но несмотря на все разработки, людей все еще не интересовало оснащение, связанное с безопасностью автомобиля. В середине 50-х покупателям казалось, что если Ford рекламирует ремни, а GM хвастается мощностью, то это означает лишь одно: модели первого бренда менее надежны, чем второго.

Появление знакомого всем дизайна

Настоящий прорыв случился в 1958 году. Марка Volvo уже тогда считала безопасность своей приоритетной задачей и на протяжении нескольких лет разрабатывала эффективную и удобную конструкцию ремня. Результатом стало трехточечное крепление, представлявшее собой единую ленту. Такой ремень прекрасно знаком современному человеку. Он хорошо защищает, но при этом не сильно сковывает движения.

В 70-е годы ХХ века вместо нейлона для ремней стали использовать полиэфиры. Тогда же салоны начали оснащать звуковым сигналом, не позволявшим забыть о том, что ремень не пристегнут. Доходило и до крайностей: модели от Ford не заводились, пока водитель и передний пассажир не воспользуются ремнем.

Прочие варианты ремня безопасности

Несмотря на то что где-то в 1975 году многие развитые страны уже обязали оснащать машины ремнями безопасности, автомобилисты по-прежнему не особо пользовались ими. Это привело к появлению автоматических ремней. Среди компаний, использовавших эту функцию, были Volkswagen и GM. Самой частой жалобой на такие ремни было «я чувствую себя как будто в ловушке». Некоторые компании так и вовсе заставляли людей «проскальзывать» под уже зафиксированные ремни (что, естественно, было крайне неудобно).

Наиболее распространены на сегодняшний день трехточечные ремни безопасности. Они используются в подавляющем большинстве автомобилей на дорогах общего пользования. Четырех-, пяти- и шеститочечные чаще применяются в автоспорте. Дизайн, придуманный более 60 лет назад, по-прежнему спасает множество жизней каждый год.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by