Вчера вечером на 26-м километре внутреннего кольца МКАД столкнулись Citroen и Opel. Как сообщили в Следственном комитете, «по предварительным данным, участники аварии — водитель Citroen, 24-летний парень, а также молодая пара, находившаяся в Opel, — вышли на проезжую часть. В этот момент 31-летний мужчина на фуре въехал в стоящие транспортные средства и сбил находившихся на проезжей части молодых людей. От полученных травм супруги, 25-летний парень и 26-летняя девушка, погибли на месте». К сожалению, это не первое такое ДТП в истории МКАД — похожее неоднократно происходило в прошлом. И вновь вспоминаются разговоры об интеллектуальной транспортной системе на МКАД, которые ведутся уже более десятка лет.
В этой истории было много совпадений, на которые не могли не обратить внимание следователи и сотрудники прокуратуры. В пятницу, 13-го, в 2013 году, на 13-м километре МКАД в крохотный Daewoo Matiz на полном ходу врезался МАЗ. Даже время происшествия содержало цифру 13 — авария произошла около 11:30. Микровэн мгновенно вспыхнул — погибла семейная пара, находившаяся в нем. Оказалось, что муж (у него был день рождения) и жена купили эту машину буквально за полчаса до случившегося.
— Было установлено, что двое супругов (мужчина — 1990 г. р., женщина — 1989 г. р.), жители Витебской области, приехали в Минск, чтобы приобрести подержанный легковой автомобиль Daewoo Matiz, — рассказывала корреспонденту Onlíner старший помощник прокурора Заводского района Минска Дарья Буйко. — Утром 13-го сентября они уже были в столице.
Как уверяли свидетели происшествия, все на самом деле произошло стремительно. Машина была мгновенно охвачена огнем. Проезжавшие мимо водители даже не предполагали, что внутри находятся люди. А что же сам водитель МАЗа?
— Мужчина (1986 г. р.), управлявший грузовиком, объяснил, что после столкновения взглянул в зеркало и увидел огонь в районе капота Daewoo, — дополняли в прокуратуре. — Взял огнетушитель и стал тушить, но Matiz уже весь полыхал.
— На стадии следствия водитель МАЗа уверял, что ехал 80 км/ч. Потом заявил, что 75—85 км/ч, — сообщала Дарья Буйко. — Во время следственного эксперимента было установлено, что у мужчины была реальная возможность затормозить и при 75 км/ч, и при 80 км/ч, и при 85 км/ч. Это дало основания полагать, что обвиняемый проявил невнимательность и неосмотрительность при изменении дорожной обстановки, своевременно не принял мер торможения. Говоря проще, он отвлекся.
— В октябре 2014 года суд Заводского района приговорил водителя МАЗа к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии в условиях поселения и лишению водительских прав на пять лет. Также его обязали выплатить по 100 миллионов рублей в качестве морального вреда в пользу каждого из потерпевших, — подытоживали прокуроры. — Однако приговор был обжалован в Минском городском суде. Тот 19 мая этого (2015-го. — Прим. Onlíner) года оставил его в силе, существенно не изменив. В итоге приговор вступил в законную силу.
В этом ДТП также не обошлось без возгорания, но погибли четверо. 26 сентября 2021 года на внутренней стороне МКАД между Игуменским трактом и улицей Кижеватова грузовой MAN столкнулся с Citroen, затем легковушка врезалась в еще одну машину. Citroen загорелся, водитель и трое пассажиров этого авто погибли.
— Установлено, что незадолго до произошедшего вблизи 19-го километра МКАД из-за возникшей неисправности ходовой части произвел вынужденную остановку автомобиль Mercedes, за которым остановились Honda и Citroen, так как у них отсутствовала возможность перестроения в другую полосу движения. Водитель автопоезда, двигавшийся в этой же полосе, не предпринял своевременных мер по снижению скорости при обнаружении препятствия в виде автомобилей и допустил столкновение, — сообщали в СК.
Водитель MAN в ходе допроса рассказал, что видел впереди стоящий автомобиль, однако был уверен, что успеет перестроиться, но из-за потока автомобилей не смог совершить маневр, в связи с чем поздно предпринял экстренную попытку торможения и врезался в легковушки.
В ноябре 2017-го на внешнем кольце МКАД в районе выезда с улицы Мазурова случилось ДТП, в котором погиб мужчина. По словам очевидцев, столкнулись легковой и грузовой автомобили. После этого обе машины загорелись. Как выяснилось, смертельному происшествию предшествовала мелкая авария, ее участники не успели покинуть проезжую часть.
— На 33-м км МКАД произошло загорание автомобилей в результате ДТП, — рассказывали в МЧС. — В одном из авто погиб человек.
Сотрудник ГАИ, оформлявший ДТП, подтвердил, что всему предшествовала другая авария: столкновение микроавтобуса Peugeot и легкового автомобиля Dacia Logan. Машины остановились в крайней правой полосе, после этого в Dacia врезался грузовик.
Водитель Peugeot пояснял, что после столкновения с Logan они остановились.
— Я вышел и подошел к водителю Dacia. Спросил: «Что случилось?» Тот ответил, мол, не рассчитал. Повреждения не были серьезными, но я попросил вызвать ГАИ. Я видел, как он достал телефон, начал разговор. После этого, когда я вернулся в свою машину, произошел удар. Мне просто повезло, что я вовремя ушел оттуда, — рассказывал мужчина.
От удара Dacia смяло наполовину, до средней стойки. В ГАИ Минска сообщили, что погиб мужчина 1978 года рождения. По уточненной информации, это пассажир авто, который находился на переднем сиденье.
Когда происходят такие ситуации, всегда вспоминаются разговоры о системе оповещения водителей. Она (в виде экранов над дорогой) могла бы предупредить об опасности, нештатной ситуации — с указанием полосы и расстояния до аномалии. Водители смогли бы вовремя перестроиться и просто быть начеку.
Об интеллектуальной транспортной системе на МКАД говорили много лет. Однако работы до сих пор толком и не начались. Система представляет собой несколько электронных табло над дорогой. На таком табло можно указывать маршрут объезда и причину затора. В планах было запустить и мобильное приложение, через которое водители могли бы узнавать о каких-либо инцидентах на МКАД. Была разработана концепция этого проекта, техническое задание и бизнес-план. Озвучивалась даже сумма в $35 млн, планы о привлечении инвестиций из Китая (по нашим сведениям, шла речь о компаниях Huawei и Alcatel), срок «к Европейским играм». Тем не менее процесс внедрения этой системы «завис».
Мы уточняли у Юрия Важника из Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте, какой была бы польза от появления системы. Он поделился результатами аналитики, подготовленной специально для концепции названного проекта: «Фактор риска — пять человек в год. Столько людей гибнет на МКАД ежегодно только из-за отсутствия своевременного оповещения о препятствии впереди. И столько будет погибать, если ничего не изменится».
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро