30 047
19 декабря 2023 в 17:34
Источник: Валерий Волатович. Фото: иллюстрации Максима Тарналицкого
Спецпроект

Именно так работает транспорт в городе мечты

Источник: Валерий Волатович. Фото: иллюстрации Максима Тарналицкого
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Вся история человечества показывает, что технологический прогресс неизбежен, и он все ускоряется. Быт человека 2023 года существенно отличается от привычек 2003-го и принципиально не похож на жизнь в 1983-м. Инновационные решения распространяются быстро и столь же стремительно становятся непременным атрибутом ежедневной рутины. Это волнительно, это интригует! При поддержке технологии NB-IoT от МТС Onlíner зафиксирует самые прогрессивные технологические реалии текущего момента и попытается предсказать, что нам ожидать в обозримом будущем. Начнем с транспорта, общественного и личного, ведь это то, чем большинство из нас пользуется каждый день.

Район будущего

В 2016 году власти Сингапура объявили о планах по строительству на острове нового жилого района Тенга. На месте закрытой военной части в западной части страны 700 свободных гектаров хотят превратить в образцово-показательный населенный пункт будущего, соответствующий стратегической инициативе Smart Nation, которую приняли к реализации в Сингапуре около десяти лет назад. Жилье там будет преимущественно государственным и социальным, но в остальном власти предполагают сделать Тенга полигоном для испытания самых прогрессивных идей в части городского развития.

В уже построенных районах это сделать сложнее и дороже, а в данном случае ничто не мешает начать работу с чистого листа.

Многие из планируемых к использованию идей уже вовсю внедрены в Сингапуре — как в масштабах всей страны, так и на отдельных существующих там объектах, но в случае с Тенга хотят опробовать комплексный подход. В частности, максимально избавиться от автомобильного трафика. Центральная часть района станет полностью пешеходной, а коммуникационные связи расположат под землей. На поверхности приоритет будет отдан пешеходам и велосипедистам. Личные автомобили, которые в стране являются уже скорее роскошью, а не средством передвижения, допустят лишь на окраины Тенга. Первые его дома уже сданы, но, чтобы увидеть, соответствует ли реальность задумке, необходимо потерпеть до второй половины текущего десятилетия. В принципе, ждать осталось недолго.

Неизбежность

В максимальной сегрегации личных автомобилей и людей или даже дискриминации первых ничего нового нет, это достаточно давно устоявшийся тренд, вовсю внедряемый по крайней мере в тех городах, где это физически возможно и относительно недорого. Куда важнее в вышеприведенном примере та цифровая оболочка, в которую будут заключены эти практические меры. Сингапур регулярно фигурирует во всех возможных топах умных городов неспроста, страна действительно находится на передовой технологической мысли, демонстрируя возможное будущее, которое ожидает мегаполисы планеты.

По оценкам ООН, в настоящее время примерно половина населения Земли городское.

К 2050 году, как ожидается, эта цифра вырастет до 70%. Подобная урбанизация, рост «мегагородов» не могут не привести к определенным проблемам, например экстремальным транспортным пробкам в центре или все более растянутым как на расстоянии, так и во времени коммуникационным связям. Это, в свою очередь, негативно скажется на качестве жизни, экологии, сильнее нагрузит систему здравоохранения. Города, которые считают себя действительно умными, а не только являются таковыми на бумаге, задумываются о решении этих вопросов уже сейчас, до того, как они приняли критический характер.

15-минутный город

Над возможными вариантами решения задачи, как сделать город середины XXI века максимально удобным для жизни, как обычно, размышляют урбанисты. В последние годы особенно популярной стала концепция «15-минутного города», то есть создания таких условий, чтобы каждому его жителю для удовлетворения любых своих нужд не требовалось тратить более 15 минут на общественном транспорте, велосипеде или пешком. Подразумевается, что именно такое время понадобится, чтобы добраться до места работы, учебы, лечения, отдыха, развлечения или покупок.

Идея прекрасно выглядит и кажется абсолютно логичной, однако и в ней есть свои недостатки.

Например, она подходит новым районам (даже в Минске есть большой девелоперский проект, использующий в собственной рекламе данную концепцию), но ее достаточно сложно реализовать в сложившихся десятилетия назад районах, особенно носящих сугубо спальный характер. Если общественная инфраструктура еще может более-менее соответствовать заданным параметрам (15 минут), то с рабочими местами там обычно дела обстоят плохо, а это значит, что из концепции выпадает ключевая составляющая, ведь в среднем на работе человек проводит треть суток. Для таких ситуаций спасением может стать широкое применение в управлении городским хозяйством вообще и его транспортной системой в частности масштабного анализа данных и т. н. «интернета вещей».

Иллюстрация Congress for the New Urbanism

Интернет вещей

В широком смысле интернет вещей (internet of things, IoT) предполагает способность неких физических объектов обмениваться данными с внешней средой и друг с другом. Например, умный дом может самостоятельно поддерживать нужную вам температуру или влажность воздуха, будить вас на работу, даже заваривать кофе. Эту же концепцию можно распространить и на систему транспорта, целью которой должна стать не сугубо механическая доставка вас из точки А в точку Б, а обеспечение принципиально иного уровня комфорта через мобильность.

Речь идет о том, что умный город будущего (а в некоторых случаях и настоящего) потребует нового уровня интеграции, координации и гибкости всех видов общественного транспорта, а также других индивидуальных и групповых средств мобильности. Все это дополнительно усложняется иными требованиями к экологии и энергосбережению.

MaaS, «мобильность как услуга»

Какие-то элементы «интернета вещей» уже внедрены, в том числе и в Беларуси. Общим местом в современном городе стали специальные приложения, позволяющие отслеживать в режиме онлайн текущую ситуацию на городских улицах и оперативно перестраивать в зависимости от их загруженности маршруты поездок, не усугубляя проблему. Пользователи общественного транспорта зачастую могут видеть текущее местоположение нужного ему автобуса или трамвая и принимать решения, руководствуясь этим знанием. Важными положительными шагами являются широко распространившееся введение смарт-карт для оплаты проезда, появление возможности сделать это обычной платежной картой или даже оплатить бесконтактным способом с помощью специальных приложений.

Естественным развитием этих нововведений, без которых уже сложно представить передвижение в крупном городе, становится т. н. MaaS, «мобильность как услуга» (Mobility as a service).

Под этим подразумевается создание единой экосистемы, где были бы объединены различные сервисы, требуемые конкретному человеку для максимально быстрого, удобного и комфортного попадания в нужную ему точку.

Подразумевается, что такая экосистема позволяет пользователю с помощью одного технологического канала не только спланировать свою поездку в зависимости от текущей ситуации на дорогах, но и привлечь для этого разные виды общественного (включая, например, поезда) и частного транспорта. Здесь же рассчитывается стоимость и время поездки и дается возможность оплатить ее удобным для пассажира способом. Количество городов, внедряющих такие общие экосистемы, постоянно растет, хотя повсеместного распространения они пока не получили.

Совместная мобильность

В наиболее полноценном формате системы MaaS уже включают в себя и сервисы персональной и совместной мобильности. Речь идет не только про каршеринг (прокат автомобилей), байкшеринг (велопрокат) и кикшеринг (прокат электросамокатов), но и про совместное использование частных автомобилей с группой попутчиков (карпулинг) с поиском их в реальном времени.

Отдельным видом новой мобильности становится т. н. «транспорт по требованию» (или паратранзит), предназначенный для обслуживания малозагруженных направлений, где отсутствует устойчивый постоянный пассажиропоток. То есть необходимости организации отдельного маршрута общественного транспорта нет, но все же та или иная регулярная потребность перевозок пассажиров имеется. В таких случаях человек (или группа лиц) с помощью специального сервиса может заказывать перевозку (или несколько поездок) для себя с использованием автобусов и микроавтобусов. Подобные сервисы работают (преимущественно для пригородных направлений) в некоторых европейских и азиатских городах. Одной из разновидностей является социальное такси.

Регулирование трафика, парковки и освещение

Смарт-технологии уже применяются и для регулирования движения, особенно в загруженные периоды. Система камер и датчиков позволяет оценивать ситуацию на улицах и оперативно предупреждать водителей о том, какие участки дорог в настоящее время лучше объезжать. Это помогает также понимать реальные погодные условия и принимать меры по ликвидации их негативных последствий. Пока реже встречаются адаптивные системы регулировки трафика в реальном времени. Даже когда городские власти применяют динамическое переключение светофоров в зависимости от складывающейся дорожной ситуации (пытаясь, например, разгрузить пробку), чаще всего это происходит в ручном режиме.

Зато умные парковки и умное освещение постепенно становятся все более распространенными.

Поиск парковочного места представляет серьезную проблему в городах, в центре которых их не хватает. В результате водитель теряет лишнее время, порой в существенных количествах, находясь в бесплодных поисках, дополнительно загружает улицы и увеличивает экологическую нагрузку, одновременно тратя топливо. Специальные сервисы дают возможность видеть текущую ситуацию со свободными стоянками и осознанно выбирать (а порой и бронировать) самую удобную для себя. А умное освещение улиц с помощью специальных сенсоров, установленных на городских фонарях, позволяет уже городским властям экономить электроэнергию, включая подсветку лишь по мере необходимости, когда на том или ином участке появляется автомобиль или пешеход. Это особенно актуально для улиц со слабым вечерним, ночным или утренним движением.

Что будет дальше?

В настоящее время степень использования смарт-технологий в организации транспортных систем городов отличается в зависимости от региона и размеров населенного пункта. В Европе, Восточной Азии, странах Северной Америки, в Австралии и Новой Зеландии с внедрением новой мобильности дело обстоит гораздо лучше. Это насущная необходимость, особенно когда речь идет о мегаполисах с многомиллионным населением. В небольших и малых городах в основном ограничиваются переходом на электротранспорт и использованием локальных MaaS-экосистем.

Но даже в крупных развитых миллионниках строительство умных комплексов управления городским хозяйством пока носит ограниченный характер.

Цифровизируют отдельные направления, хотя очевидно, что по мере роста вычислительных способностей, возможностей анализировать большие объемы данных в онлайн-режиме и на базе этого строить и реализовать сценарии, улучшающие здесь и сейчас жизнь горожан, такие управленческие комплексы постепенно начнут приобретать всеобъемлющий характер.

Заря AI

Интеграция в транспорт искусственного интеллекта, самой нашумевшей в последнее время технологии, вызывающей сколь много оптимизма, столь и опасений, пока находится на начальной стадии. Однако очевидно, что потенциал ИИ огромен, особенно в задаче управления городским трафиком, создания автономных транспортных средств, руководства сложнейшими системами из множества видов общественного транспорта и разных видов новой мобильности.

Регулирование дорожного движения в режиме реального времени в автоматическом режиме — вопрос ближайшего будущего.

С помощью камер, датчиков, машинного обучения и искусственного интеллекта такие системы должны самостоятельно разрешать сложные дорожные ситуации, адаптировать под них режим работы светофоров, оптимизировать дорожный поток и предотвращать заторы. Это, в свою очередь, благоприятно скажется на состоянии окружающей среды, снизит энергопотребление, уменьшит количество времени, которое горожане тратят на стояние в пробках, а значит, высвободит его для работы и отдыха.

Безопасность

Основу для создания таких систем дадут технологии V2V (vehicle-to-vehicle, от машины к машине) и V2I (vehicle-to-infrastructure, от машины к инфраструктуре). Если каждое транспортное средство будет способно делиться информацией о своем состоянии и о состоянии своего непосредственного окружения со своими соседями и с городом в целом, это позволит в каждый момент времени иметь полноценную картину ситуации на улицах и моментально делать из этого соответствующие выводы. Отдельной, в том числе и этической, проблемой в этой связи остается вопрос обеспечения безопасности личных данных, особенно для граждан, предпочитающих, чтобы за их действиями лишний раз не следили.

Следующим естественным шагом станет создание условий для наблюдения за текущим техническим состоянием автомобиля или условного автобуса и предотвращение его поломок, что прежде всего актуально для создания четко функционирующей системы общественного транспорта. Интернет вещей, способность одной машины делиться информацией с другой, соседней, вполне возможно, откроет новую страницу в важнейшем деле предупреждения ДТП и снижения их количества.

Будущее беспилотное?

В этой связи самым спорным вопросом остаются перспективы распространения беспилотного или автономного транспорта, в первую очередь автомобильного. Уже сейчас некоторые города на всякий случай проводят соответствующие эксперименты. Например, в том же новом сингапурском районе Тенга вся уличная сеть проектируется с учетом возможности выхода на нее беспилотных машин. Прототипы подобных транспортных средств проходят испытания, но, увы, пока далеко не все их результаты обнадеживают. Пока их широкое внедрение остается делом даже не завтрашнего дня, хотя изначально оптимизм в этом направлении был очень велик. Как бы то ни было, в случае успешной работы в этом направлении, в чем, возможно, свою роль сыграет прогресс того же искусственного интеллекта, очевидно, что беспилотники также станут неотъемлемой частью общей цифровой транспортной системы города.

По данным агентства Grand View Research, к 2025 году оборот глобального рынка смарт-транспорта достигнет почти $3 триллионов.

В последнее время он прибавляет по 25% в год и темпов роста пока уменьшать не намерен. Это происходит естественным путем через понимание как городскими властями, так и обычными пассажирами и водителями преимуществ новых технологий. Порой освоение нового идет непросто, порой старое и новое какое-то время существуют параллельно, чтобы переход на удобные сервисы происходил естественным образом. Главное, что от возможных перспектив захватывает дух, а понимание, что они могут стать реальностью уже в обозримом будущем, только лишний раз воодушевляет.


Партнер проекта — Экосистема NB-IoT от МТС
Тарифный план «IoT-сеть» от МТС предназначен для обмена данными между устройствами через сеть NB-IoT. Технология обладает повышенной проникающей способностью сигнала, высоким уровнем энергоэффективности и помехозащищенности, работает независимо от каналов связи GSM и LTE.   

NB-IoT может успешно использоваться в промышленности, здравоохранении и ЖКХ, системах умного дома и города, экологии и торговле, транспорте и логистике, а также во многих других областях. Сетью NB-IoT от МТС охвачены все города Беларуси с населением более 50 тысяч человек, также расширяется площадь покрытия в сельской местности.

Спецпроект подготовлен при поддержке СООО «МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ», УНП 800013732.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by